kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия по декоративно прикладному искусству. Витраж. (Бабочки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст детей: 9-10 лет

 

ТЕМА: «Витраж. Бабочки»

 

ЦЕЛЬ: Познакомить с искусством  витража

 

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

  • научить создавать имитацию витража.
  • научить создавать эскиз для работы с витражом
  • научить правильно наносить контур по стеклу
  • научить разбираться в цветовом спекторе, в теплых и холодных оттенках

 

Развивающая:

  • развить композиционные и графические навыки
  • развить фантазию и воображение
  • развить зрительную память творческое мышление
  • развить интерес к изобразительному и декоративно прикладному искусству

 

 

Оздоравливающая:

 

  • Введение в структуру занятий физических минуток для глаз.

 

Оборудование, дидактический материал:

  • мультимедийная презентация «Искусство витража»
  • стекло с фото рамкой (А4), карандаш простой, ластик, белые листы для эскиза, бумажные салфетки, контур по стеклу черный «Decola», ватные палочки, цветные карандаши.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по декоративно прикладному искусству. Витраж. (Бабочки). »

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г. Сочи








Конспект открытого занятия по декоративно прикладному искусству. Витраж (Бабочки)







объединение « Еловый стиль»

педагог д\о

Вишнивецкая Мария Александровна
















г. Сочи

2014г.


Возраст детей: 9-10 лет


ТЕМА: «Витраж. Бабочки»


ЦЕЛЬ: Познакомить с искусством витража


ЗАДАЧИ:

Обучающая:

  • научить создавать имитацию витража.

  • научить создавать эскиз для работы с витражом

  • научить правильно наносить контур по стеклу

  • научить разбираться в цветовом спекторе, в теплых и холодных оттенках


Развивающая:

  • развить композиционные и графические навыки

  • развить фантазию и воображение

  • развить зрительную память творческое мышление

  • развить интерес к изобразительному и декоративно прикладному искусству


Воспитательная:

  • ознакомится с техникой безопасностью при работе со стеклом

  • формировать отношение к декоративно прикладному искусству

  • воспитать уважение и интерес к окружающему миру, к разным культурам

  • воспитать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, внимательность


Оздоравливающая:

  • Введение в структуру занятий физических минуток для глаз.


Оборудование, дидактический материал:

  • мультимедийная презентация «Искусство витража»

  • стекло с фото рамкой (А4), карандаш простой, ластик, белые листы для эскиза, бумажные салфетки, контур по стеклу черный «Decola», ватные палочки, цветные карандаши.



ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.(10 мин.)

2. Знакомство с новой темой.(15 мин.)

3. Демонстрация и обсуждение презентационного материала (10 мин.)

4. Демонстрация готовых работ в технике «Витраж»(10 мин.)

5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко (10 мин.)

6. Творческая часть: Разработка эскиза, изучение цветовой гаммы, нанесение контура на стекло.(40 мин.)

7. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов занятия.(5 мин.)


ХОД ЗАНЯТИЯ:


1. Организационный момент.(5 мин)

Педагог: Здравствуйте ребята! Как у вас дела? Как настроение? (Ответы детей). Давайте я отмечу кто присутствует сегодня.

На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с замечательной, интересной техникой росписи, которая называется «витраж». Но прежде чем мы с Вами начнем занятие я вам напомню про технику безопасности:

  • Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину

  • Не покидать свое рабочее место без разрешения педагога

  • Колющие и режущие инструменты должны лежать в своих чехлах

  • Во время работы на столе не должно быть ни каких посторонних предметов

  • Не трогать розетки, выключатели, электроприборы

  • Осторожно работать с красками

  • После окончания работы убрать свое рабочее место, помыть руки с мылом



2. Знакомство с новой темой.(15 мин.)


Педагог: Ребята, вам знакомо слово «Витраж»? Как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей). Давайте я немного расскажу об этой технике в декоративно прикладном искусстве. (детям раздаются распечатанные листы с информацией о витраже)


Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло).
Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.
Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.
Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. В трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.
Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.
В начале второго тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами. Вначале в таких витражах использовался геометрический или растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов, как и в так называемых «Аравийских окнах» (отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень), появившихся в Европе примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.
Новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.

К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов.

В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим.
Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к появлению различных технологий-заменителей.



3. Демонстрация и обсуждение презентационного материала (10 мин)


Педагог: Дети, ну вот Вы уже познакомились с историей витража. Теперь давайте я вам покажу видео- презентацию на которой изображены картины выполнены в технике витраж. (включается программа PowerPoint, идет показ слайдов под медленную, спокойную музыку, дети внимательно смотрят и слушают педагога)

Педагог: Какие картины вам больше понравились в видео- презентации?

(Ответы детей)


4. Демонстрация готовых работ в технике «Витраж» (15 мин.)


Педагог: Ребята сейчас я вам покажу наглядные примеры картин в технике витраж, которые рисовали дети. Посмотрите пожалуйста, что на них изображено, в каком стиле они выполнены? (Ответы воспитанников). Совершенно правильно, здесь изображены птицы, бабочки, цветы. Работы выполнены в классическом, современном, старинном стиле. Обратите внимательно как аккуратно выполнены все работы. Я уверена, что у вас все получится так же красиво и ярко.


5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко (10 мин.)

Педагог: Ну что, я вижу вы немного устали, особенно ваши глазки. Ведь мы сейчас с вами и читали, и смотрели слайд презентацию, поэтому мы должны обязательно сделать зарядку для наших глаз, чтобы они всегда были здоровыми и не уставали. Давайте с вами сядем поудобней, я вам буду говорить и показывать, а вы за мною повторяйте. Первое упражнение называется:

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раска­чивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмуритесь, снемите напряжение, считая до десяти.

3. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат.

Представте себе квадрат. Переводите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата. Ну и давайте к самому веселому.

5. Покорчим рожи.

Предлагаю изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочку ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изображаем кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку).

Ну вот отдохнули? А теперь давайте вернемся к нашей с вами интересной теме.


6. Творческая часть: Разработка эскиза, изучение цветовой гаммы, нанесение контура на стекло.(35мин.)


Педагог: Дети, а теперь давайте перейдем к творческой части нашего урока, ведь вам наверное уже не терпится попробовать самому создать свой собственный шедевр. Я вам предлагаю нарисовать витражных бабочек. Сейчас я вам раздам: бумагу, простые карандаши, ластик, цветные карандаши, черный фломастер, и фотографии разных, красивых бабочек, которые обитают в разных уголках нашей планеты. Есть даже бабочки которые занесены в красную книгу, например: Махаон, Павлиний глаз, Адмирал. Посмотрите какие они все красивые, у каждой индивидуальный окрас. Ребята, если вы не нашли на предоставленных картинках свою бабочку, вы можете сами придумать форму и орнамент на ней. Проявите свою фантазию и воображение, может именно ваша бабочка, где то далеко, далеко обитает, но ее еще ни кто не видел. Так давайте же нарисуем их.

Ваша задача: Нарисовать на листе бумаги бабочку, разбить ее на мозаику. И каждую часть разукрасить цветными карандашами. Далее берете черный фломастер и каждую часть по контуру обводите. Если кому то нужна помощь, поднимите руку и я с радостью помогу вам.

(Дети приступают к выполнению эскиза).Пока вы рисуете эскиз для витража, давайте вспомним про цветовую гамму, что такое холодные и теплые цвета, а кто не знает, запоминайте, вам это пригодится в последующей работе.

Илья, скажи мне пожалуйста, с чем у тебя ассоциируется "теплые" цвета?

Илья: Теплые цвета у меня ассоциируются с солнцем, огнем, жарой, энергией, радостью.

Педагог: Правильно, спасибо. По этому в них больше красного, оранжевого, желтого цвета. Настя, а какие ты знаешь холодные цвета и с чем они у тебя ассоциируются?

Настя: Зеленый, синий, фиолетовый. Они мне напоминают лед, снег, прохладу.

Педагог: Спасибо, присаживайся. Дети пока вы рисуете я вам немного расскажу о цветовой гамме и покажу две фотокарточки на которых вы увидите разницу между "теплыми" и "холодными" цветами. Цвета обладают исторически сложившейся символикой. Например, белый цвет символизирует чистоту, благородство и святость, красный — величие и страдание, черный — мрак, смерть и горе. Однако у разных народов цветовые символы могут и различаться. Цвет оказывает сильное влияние на эмоции человека. Красный цвет — возбуждает, согревает, оранжевый — тонизирует, зеленый — успокаивает, фиолетовый — угнетает. Цвет наполнен особым внутренним содержанием. Он, по словам поэта Расула Раза — "вестник печали и вестник надежды, траура вестник и вестник мечты". В другом своем стихотворении поэт заметил, что "краски память нашу будят, краски чувства наши будят". В Третьяковской галерее находится удивительная картина Ф.А.Малявина "Вихрь". Трудно пересказать ее сюжет. Картина воссоздает не определенное жизненное событие, а общее настроение и ощущение. Изображение сверкает, рассыпается красочным калейдоскопом, захватывает живописной стихией цвета. В этом полотне в полную силу звучит единая цветовая мелодия со множеством оттенков. Насыщенный красный цвет, горячий колорит напоминают о бурных драматических событиях начала века. Но это и праздничный цвет жизненной силы, энергии и идущей из глубин народной жизни радости бытия.(Дети рассматривают фотокарточку)

Совсем по-другому звучит цвет в картине В.Э.Борисова-Мусатова "Водоем". Мягкие, словно приглушенные цвета создают особое лирическое настроение. Облака и деревья опрокинуты в зеркало воды, мир увиден художником сквозь волшебный кристалл поэзии. Художник создает холодный колорит из синих, зеленых, фиолетовых цветов. Молчаливые, погруженные в свои мечты, хрупкие девушки замерли у неподвижной воды. Синий цвет платья, словно отзвук далекого неба. Тонкие цветовые переливы голубых, фиолетовых, желтых, зеленовато-охристых красок передают настроение легкой меланхолии и светлой печали, мягкой расслабленности и внутренней сосредоточенности. Так, используя цвет, художник воздействует на наше восприятие, пробуждая сильные эмоции, создает волнующие образы, рождающие в нас мысли и чувства.(Дети просматривают вторую фотокарточку). Я вижу, что вы уже закончили с эскизом вашей прекрасной бабочки и готовы преступить к нанесению контура на стекло. Ребята, для того, чтобы рисунок получался четким, аккуратным и точным, тюбик с краской необходимо держать в руке крепко, вертикально вверх. При нанесении краски необходимо избегать касания носиком тюбика поверхности стекла. Тогда линия будет получаться тонкой и ровной. Давайте попробуем на бумаге, а затем – в уголке работы на стекле. Теперь когда вы попробовали, вам надо подложить ваш эскиз под стекло. Будьте осторожны когда подкладываете эскиз под стекло, не беритесь за острые углы, аккуратно приподнимайте и подкладывайте листик, если кому-нибудь нужна помощь, я помогу. Теперь берем тюбик с витражным контуром и медленно, не спеша обводим рисунок по стеклу в соответствии с контуром, нанесенным на листе бумаги. Если кто смазал контур, не расстраивайтесь я вам раздам ватные палочки и вы аккуратно уберете не нужный вам контур. (Дети приступают к выполнению задания)


7. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов занятия.(5 мин.)

Педагог: На сегодня наше занятие подходит к концу. Давайте закроим наши тюбики с контуром. Посмотрим у кого какая бабочка получилась. Мне кажет вы все справились с эти заданием, у всех очень красиво, интересно получилось. Ребята, что вы запомнили из того, что я рассказывала вам сегодня о витражах? Что было для вас новым, из того, что мы обсуждали о технике росписи «витраж»? Что удивило? (Ответы детей). Давайте уберем свои рабочие места и пойдем мыть руки.

Всем спасибо, мне очень понравилось, что вы были активные и внимательно слушали меня, на следующем уроке мы с вами приступи к нанесению краски на стекло.

До свидания! Встретимся на следующем занятии.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого занятия по декоративно прикладному искусству. Витраж. (Бабочки).

Автор: Вишнивецкая Мария Александровна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142609


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства