Современное декоративное искусство. Витраж с элементами декупажа, работы в технике роспись по стеклу
Современное декоративное искусство. Витраж с элементами декупажа, работы в технике роспись по стеклу
Дополнительное образование для детей в детских центрах и домах детского творчества. Урок на тему: "Современное декоративное искусство.Витраж с элементами декупажа, работы в технике роспись по стеклу» расчитан на 90 минет занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современное декоративное искусство. Витраж с элементами декупажа, работы в технике роспись по стеклу »
«Атбасар ауданының білім бөлімі жанындағы балалар жасөспірімдер орталығы» МКҚК
ГККП ««Детский юношеский центр при отделе образования Атбасарского района»
Тема урока:
"Современное декоративное искусство.
Витраж с элементами декупажа, работы в технике роспись по стеклу»
Разработала:
педагог дополнительного образования
руководитель студии «Life of glass»
Козырева Ольга Алексеевна
Атбасар 2014 год
(Одно занятие распланировано
на 2 академических часа – 90 минут)
Цель:
Вызвать интерес к творческой деятельности;
Выполнить работы в технике росписи по стеклу – витража с элементами декупажа;
Передать с помощью цветов и красок живую картину.
Задачи:
Обучающая:
Познакомить учащихся с искусством витража и сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе.
Развивающая:
Развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.
Воспитательная:
Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре.
Оборудование:
Фотографии и эскизы с изображением картин, выполненных в технике роспись по стеклу. Художественные материалы: стекло, краски для работы по стеклу 10 цветов Glass deco, гуашь 12 цветов, кисти №2,4,6,10, салфетки, пуговицы, глянцевый журнал, клей «Момент», баллончик краска «золото» и «серебро», книга.
II. Слово педагога. История декоративного искусства. (15 мин)
Добрый день друзья, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие в замечательную страну декоративно – прикладного искусства.
Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства?
Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы.
- «Что такое искусство?» (варианты ответов учащихся).
Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.
В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность.
Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».
- А что значит декоративное искусство?
-Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.
- Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из монументальных искусств, витраж. Работа, имеющая большие размеры и предназначенная для украшения зданий, то это произведение монументального искусства. К ним относятся: мозаика и витраж. С учетом уникальной цели урока рассмотрим понятие -декупаж.
Витраж – это картина, выполняется из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
История цветного стекла уходит вглубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию - стекло.
Примерно в I веке до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.
То, что мы сегодня называем витражами, появилось лишь в эпоху Христианства. Куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами.
Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму – цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. После завершения этого этапа из полученной мозаики изымали кусочки, требовавшие индивидуальной росписи, и на них рисовали мелкие детали лиц, рук и орнаментов.
Готовые кусочки скрепляли на месте узкими Н - образными свинцовыми переплетами. В романский период витражи достигали в высоту шести метров. В наше время начинается вторая молодость искусства. Талантливые художники придумали новую технику витража, на стекольных заводах заранее отливают стекла нужные по формату и соединяют их арматурой.
Также очень много изобретено средств для имитации витража. К ним относятся: витражные, акриловые краски. В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает окна, двери, перегородки общественных зданий, изменяя их облик.
Изготовить настоящий витраж в условиях нашего занятия не представляет возможности, а вот сделать его имитацию яркими витражными красками или гуашью задача легко выполнимая.
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и, далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффектности, сохранности и долговечности.
III. Закрепление материала. (10 мин)
Но прежде необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин, растительных, геометрических узоров, по мотивам сказок и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Работая над эскизом, вы должны обязательно помнить, что все контуры – линии изображения – должны соприкасаться друг с другом и конечно с самой рамкой. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которые впоследствии вы вставите цветные стекла.
При составлении эскиза нужно не забыть, что в настоящем витраже мастер работает со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии делать по возможности прямыми. ( Показ работ ребят прошлых лет.)
Беседа на тему витражное искусство, история создания витражного искусства, основные правила изготовления витража.
IV. Практическая работа с элементами беседы. (110 мин.)
Работа над эскизом витража
Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно обвести и раскрасить их.
Работа над контуром
Доработка эскизов. С помощью эскиза набросать контур декоративной композиции для техники витража на стекло. Ребята просматривают свои эскизы, завершают контур рисунка перед раскрашиванием, определяются с цветовой гаммой.
Подборка цветовой гаммы
Прежде чем начать нанесение цвета, необходимо посмотреть по эскизу, как располагаются цветные вставки, если нарушить цветовую композицию, то готовая работа может выглядеть раздробленной и непонятной для окружающих.
Роспись витража
Художник должен передать красоту материала, чтобы окружающие люди могли видеть не только рисунок, но и великолепие материала, из которого он выполнен. Как говорил Данила - Мастер, в знаменитой сказке Бажова «Каменный цветок»: « Вижу, поди-ка, какой у нас камень, а мы что с ним делаем? Точим, да режем, да колер наводим и вовсе ни к чему. Вот мне и припало желание так сделать, чтобы полную силу камня показать и людям показать».
Самостоятельная практическая работа.
Формирование умений и навыков.
V.Анализ работ. Подведение итогов. (8 мин.)
После нанесения цветовой гаммы, дожидаемся высыхания готового рисунка. Затем под размер рисунка подбираем рамочку, оформляем работу для выставки.