№ слайда | содержание | действия |
1 | титул | Диалоги об искусстве. Абстракционизм — одно из авангардных направлений в искусстве начала 20 века. Художники-абстракционисты открыли путь новому стилю, пытаясь через предельное упрощение или вымышленные формы передать смысл. Вы не увидите на их картинах людей, животных или предметы. |
2 | Репродукция с картины К.Малевича “Черный квадрат” | Мотивационный момент. Давайте рассмотрим репродукцию наиболее знаменитой картины Казимира Малевича — художника-абстракциониста – “Черный квадрат”. Что вы думаете о ней? (ответы детей) Возможные ответы: “Это может каждый”. Многие судят о произведении искусства по очевидному техническому мастерству художника. Они отыскивают характерные признаки, например, перспективу, тщательную проработку и т. д. Но говорит ли это об оригинальности мышления? А ведь оно и является важным элементом творчества. “Я не понимаю этого”. Произведения искусства можно интерпретировать по-разному. Ваше личное мнение имеет такое же право на существование, как и мнение критика, особенно если вы внимательно рассматриваете работу и размышляете над тем, что видите. Сведения о художнике и времени, когда была написана картина, помогут вам лучше понять произведение (домашнее задание). |
3 | Репродукция с картины К.Малевича “Белое на белом” | Эта работа не дает нам почти никакого ключа к пониманию ее возможного смысла. Остается лишь один способ, с помощью которого мы можем отреагировать — инстинктивный. Именно это и подразумевал Малевич. В каталоге выставки, где была представлена картина, художник писал: “Я хочу вас погрузить в белизну … и заставить плавать в ней бесконечно”. Казимир Малевич считал, что искусство должно быть выше природы и совершенно отделено от нее. Он использовал в своем творчестве геометрические формы, поскольку в природе их не существует. |
4 | Репродукция с картины В.Кандинского “Вверх” | Еще одна значимая величина в абстракционизме — Василий Кандинский. В период работы в Баухаузе — в школе искусства, в Германии, в творчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры. Но даже тогда художник добивался того, чтобы его абстрактные изображения были понятны зрителю. “Вверх” – образец такой живописи — геометрические тела складываются в очертания человеческого торса. |
5 | Репродукции с картин В.Кандинского: “Пересекающиеся линии” | “Пересекающиеся линии”, “Точка на дуге”, “Вибрация” – типичные работы Кандинского “баухаузовского” периода. |
6 | “Точка на дуге” |
7 | “Вибрация” |
8 | “Только лиловый” | С 1933 года, когда Кандинский перебрался в Париж, начался новый период в его творчестве. Теперь он отдавал предпочтение изоморфным формам, которые называл “биоморфными абстракциями”. Примеры работ этого периода: “Только лиловый”, “Красный узел”, “Небесно-голубое”. Книги Кандинского стали манифестом абстакционизма. Давайте попробуем создать свой манифест, свои правила абстракционизма (учитель после небольшого обсуждения делает записи и зарисовки на доске: слева — статика, справа — динамика). |
9 | “Красный узел” |
10 | “Небесно-голубое” |
11 | Правила: геометрические фигуры | Азбука искусства. Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны? (квадрат, прямоугольник — треугольник, круг) |
12 | 2. линии | Какие линии более статичны, какие — динамичны? (прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные) |
13 | 3. цвет | Какие цвета более статичны, какие — динамичны? (светлые, холодные — темные, теплые) |
14 | Примеры детских работ: 1. Глазырина П., 8б | Давайте рассмотрим композиции, составленные учащимися в прошлом году. Какие из них статичные, какие — динамичные? (можно кратко рассказывать об истории создания композиций, если они известны). с. д. д. с. д. с. 4. д. с. |
15 | 2. Шашина И., 8б |
16 | 3. Шубкина Д., 8б |
17 | 4. Вотинова И., 8а |
18 | цитата | Творческое задание: создать две абстрактные композиции (статичную и динамичную) в компьютерной программе Kolour Paint (2 вариант – в технике аппликации), дать им названия. Кандинский напрямую связал цвет с музыкой, поэтому ваши беспредметные композиции будут иллюстрациями к музыкальным произведениям, которые прозвучат на уроке: статика – №7 Flavio D'addato* “Solar wind” 4.12 динамика – №5 Flavio D'addato “Mission impossible theme” 4.10 *DJDado (Flavio D'addato) , итальянец, известность принес ремикс трека из телесериала “Секретные материалы”. Сольный альбом (единственный) – “The Album”. |
Подготовить сообщение на тему “История одного шедевра. К.Малевич “Черный квадрат”.