Развитие творческого потенциала обучающихся путем вовлечения их в художественную деятельность.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала детей»
Развитие творческого потенциала обучающихся путем вовлечения их в художественную деятельность.
Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.
А.С. Выготский
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
Главным аспектом моей педагогической деятельности является тема «Развитие творческого потенциала обучающихся путем вовлечения в художественную деятельность». Анализ психолого – педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка. Наиболее благоприятными для творческого развития является игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка. Одним из важнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.
Н.П. Сакулина пишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка).
Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности техник. Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, акрил, темперу, мелки, пастель и др. Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники не только позволяет добиваться образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества. Развитие творческих способностей детей – актуальная задача современного образования. Эту способность призвано формировать искусство, которое является одним из важнейших инструментов в руках педагога – мастера. Моя миссия педагога – художника особая, я должна быть не просто грамотным специалистом, преподающим учебный рисунок и живопись, а человеком, несущим детям красоту, возбуждающим желание быть красивым, и менять, украшать мир вокруг нас. Воспитать человека – творца можно только развив его творческие возможности. Надо создать условия для развития внимания, памяти, воображения, художественного вкуса и, собственно, творчества. Неотъемлемой частью в системе образования является дополнительное образование. Я работаю педагогом дополнительного образования по авторской программе «Зеркало мира», которая создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, их творчеством. Это послужило материалом для создания системы заданий, помогающих каждому ребенку развить в себе природные способности. Цель программы – обучение основам изобразительной грамоты, создание условий для развития творческой, гармонично – развитой, эмоционально отзывчивой личности средствами изобразительного творчества. Основными задачами являются:
Обучить основам художественного изображения, познакомить с основами рисунка, живописи, композиции. Освоить азбуку рисунка в процессе практических заданий по рисованию портрета и фигуры человека, разнообразных натюрмортов, пейзажей и тематических композиций. Дать понятия, охватывающие круг вопросов о материалах, техниках и технологиях изобразительного искусства, о его видах и жанрах, об основных стилях и направлениях в истории искусства.
Развить эмоциональную сферу и креативное мышление ребенка, что в свою очередь, способствует развитию важнейших качеств, которые представляют собой основу будущего становления личности. Именно включение ребенка в различные виды изобразительной деятельности решает задачи развития, восприятия и воображения, закладывает основы творческих способностей личности.
Воспитать такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, аккуратность, умение общаться, уважение, эмоциональную отзывчивость, самостоятельность.
Темы и задания в программе выстроены таким образом, чтобы обучающиеся постепенно переходили от выполнения заданий репродуктивного характера к выполнению творческих работ. Варианты заданий разработаны так, чтобы обучающиеся могли выходить за рамки образца, развивая ассоциативно-образное мышление и творческие способности. Так как в подсознании детей преобладают символы и образы, то значительная часть заданий моей программы напрямую обращена к этой стороне детской психики, и цель этих заданий – формирование творческого начала, расширение личностных горизонтов, развитие ассоциативно-образного мышления.
Изобразительная деятельность тесно связанна с познанием окружающей жизни. Вначале для ребенка - это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, красок, мелков и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребёнок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному видению. Оно учит точности расчёта, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Содержание заданий программы так же направлено на развитие индивидуальности, неповторимого стиля и почерка каждого ребенка, через возможность свободного выбора цели, пути и способа решения поставленной перед ним проблемы.
Большое внимание на занятиях я уделяю тематической композиции. Тематическая композиция – особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности. На занятиях я знакомлю ребят со свойствами композиции: декоративным преображением натуры, выделением нарядности, красочности окружающего мира, соблюдением определённой меры условности изображения. Работая над композицией, обучающиеся имеют возможность синтезировать и использовать всё богатство выразительных средств. Таким образом, происходит поиск и воплощение творческого замысла.
Композиция – это не только мысль, идея произведения, это и определённо созвучная душе художника пластичная форма выражения, которая создаётся с помощью определённых законов и правил. В своей практике я использую существующие закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приёмами и средствами композиции. Учу детей строить основной замысел композиции на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного, потому, что контраст,как универсальное средство, помогает создать яркое и выразительное произведение.
При изучении правил композиции, знакомлю обучающихся с творчеством великого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, который в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объёма, плоскости и др. Для изучения тональных и цветовых контрастов использую упражнения с цветовым кругом и графическими таблицами. Обращаю внимание ребят на то, что для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Подчеркиваю, что цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой.
Для закрепления правил и приёмов композиции применяю упражнения: на передачу ритма, симметрию и асимметрию, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра: «Негатив- позитив», «Соединения», «Пересечения» и т. д.
Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одарённости. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над её практической реализацией.
В работе над композицией большое значение имеет разнообразие техник, текстур и материалов выражения. Используя весь спектр художественных техник, приёмов мы достигаем особой выразительности в данном образе, теме или сюжете. Происходит ассоциативный творческий поиск между подбором техники и более характерным воплощением образа. Очень часто сама идея подсказывает ту или иную технику работы. И с постепенным ознакомлением различных приёмов ребята уже творчески смело начинают выбирать сюжеты и форму их воплощения.
Я обучаю своих воспитанников различным техникам:
«монотипия» – текстурный отпечаток со стекла,
«мозаика», «коллаж» – составление единого целого из отдельных элементов,
«воскография» – процарапывание по чёрному фону цветными линиями,
«батик» – роспись по ткани, «витраж» - роспись по стеклу,
«линогравюра», «картонная гравюра», а также использование смешанных техник и многое другое.
На мой взгляд, очень важно помочь ребёнку почувствовать и найти путь в огромный мир собственного воображения и фантазии. Мне кажется, именно дети ближе к искусству, так как для них игра – есть сама жизнь, а не момент проигрывания ситуации. Каждое мгновение жизни для них несёт открытие нового, неповторимого и вечного. В данной методической разработке показаны различные приёмы и возможности для развития детского воображения и художественной наблюдательности, художественного восприятия жизни, обучения образно мыслить и воплощать задуманное.
Творчество – всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. В частности, американский психолог А.Маслоу утверждает, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека. Но не все дети могут сами открывать дорогу к созиданию. Опыт моей работы показывает: творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Чтобы помочь ребёнку реализовать творческое начало, необходимо аккуратно и ненавязчиво поддерживать его стремление к творчеству, находить нужные слова для новых начинаний, относиться к нему с симпатией и теплотой, проявлять сочувствие к ранним неудачам, ни в коем случае, не высказываться неодобрительно о творческих попытках ребёнка, надо попытаться увидеть в них «рациональное зерно», помочь оценить в себе творческую личность, поверить в свои силы.
Исходя из этого, я ставлю перед собой такие задачи:
Помочь ребенку осознать себя как личность, гармоничную, созидающую, добрую, неповторимую.
Научить ребенка использовать и развивать врожденные стремления и способности
Способствовать становлению самобытной и творческой личности.
А студийная форма работы как никакая другая дает возможность в реализации данных задач. Взаимовлияние творческих идей, эмоциональных и технологических открытий создают особый стиль студии, объединяющий яркие индивидуальности. Главное – это творческий порыв, самовыражение, озарение, ради которых и идет овладение ремеслом, обучение.
Я считаю, что нельзя сначала изучить все тайны ремесла, а только затем приступить к творческим действиям. Непрерывное обучение идет в творческом действии. В этом процессе студийцы получают знания, у них формируется понимание того, зачем эти знания и умения.
Программа «Зеркало мира» - это не законченный курс овладения изобразительным искусством, а одно из направлений пути, по которому творческая личность может следовать в познании мира, себя в этом мире и мира в себе. По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством проблемных ситуаций. Возникает необходимость в предварительной оценке, поиске и анализе гипотез – выбор оптимального решения. Именно здесь обучающимся помогает ассоциативно-образное мышление, которое развивается постепенно, при помощи заданий и упражнений. Задания, о которых ведётся речь, рассчитаны на всех без исключения детей, у которых есть желание творить, фантазировать, проявлять своё «я» в рисунках. Каждый ребёнок получает к концу работы над заданием свой собственный творческий результат. Это создаёт ситуацию успеха для ребёнка с любыми способностями и возможностями, что является мощным стимулом к дальнейшему творческому процессу.
Творческие работы, которые обучающиеся выполняют на занятиях в студии, отличаются нестандартностью эмоционально-образного решения, необычным колоритом, благодаря чему они очень конкурентоспособны на конкурсах и выставках различного уровня. Результативностью моей работы в этом направлении я считаю успехи моих воспитанников. Ежегодно многие из них становятся дипломантами и призерами различных выставок и конкурсов таких как: Международная Биеннале «Мировая выставка детского рисунка» г. Канагава (Япония), Международный конкурс детского творчества «На своей земле», Беларусь, Международный конкурс детской и юношеской графики г. Торунь (Польша), Всероссийский конкурс детского рисунка «Я люблю тебя Россия» г. Москва, Международная выставка «Лидице» Чехия, Международный конкурс «Красота божьего мира», г. Москва и многие другие.