Целевую установку своей педагогической деятельности я могу выразить словами выдающегося педагога-новатора, кандидата педагогических наук В.А.Сухомлинского:
«Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении и сделал ПРЕКРАСНОЕ ча-стицей своей души»
Проблемная тема, над которой я работаю – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизни, творче-ская способность является ОСНОВОЙ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД.
Раскрытию и развитию творческой способности помогают уроки техно-логии, они скрывают в себе потенциал, способствующий развитию индивидуальных творческих способностей ребенка, раскрывают возможности для самосовершенствования и самовыражения ребенка как личности.
Уроки технологии в комплексе с другими предметами оказывают заметное развивающее действие на ребенка. Ребенок начинает воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, воспринимать красоту окружающего мира, в результате обретает желание и стремление создать прекрасное самому.
Проработав в школе несколько лет, я выявила следующую тенденцию: «снижение и отсутствие интереса к учебной деятельности у большинства учащихся в частности к урокам технологии ». Особенно остро это проявляется в среднем и старшем звене.
Для решения этой задачи в своей педагогической деятельности ставила следующие цели:
• Научить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
• Находить оптимальную нагрузку для каждого учащегося, создавая благоприятные условия для его творческого роста.
• Увлечь трудом, а не заставлять детей трудиться
• Приобщить учащихся к творческой деятельности.
• Развить ребенка как творческую, гармоничную личность
Как известно, потенциал (способность) к творчеству заложен в каждом человеке с рождения.
Ребенок, рождаясь, попадает в ту или иную семью . Через познание, развитие или наоборот через нежелание родителей «заниматься» ребенком (т.е уделять ему должное внимания: наблюдая за ребенком увидеть способность к тому или иному виду творчества, а затем помочь развитию этой способности) можно раз-вить, или наоборот утратить (потерять) этот потенциал.
Семья- это единая общность, где каждый член семьи несет определенные обя-занности и ответственность за выполнения этих обязанностей, также несет от-ветственность и за каждого члена семьи.
Одними из основных задач и целей семьи являются: развитие каждого члена семьи (способность к самопознанию, совершенствованию), раскрытие творческого потенциала, любовь к себе и окружающему миру, принятию себя как части этого мира.
Жизнь семьи (жизнь в семье) является основа каждого человека. А какова будет эта основа, зависит от каждого члена семьи. Основа будет крепкой и устойчивой, если в семье царят любовь, взаимопонимание, взаимодействие, взаимопомощь, уважение, принятие каждого члена семьи таким, какой он есть, осознание и принятия себя как нужной части этой семьи, любовь к окружающему миру и т.д. А если в семье царят ненависть, взаимные претензии, бездеятельность, безответственность, неумение жить своей жизнью, неприятие недостатков других людей, презрение, бездушие и т.д, то какая будет основа?
Через полноценные семейные отношения выстраивается основная защита от многих внешних факторов, адаптация взрослых и детей в окружающем мире. Полноценные семейные отношения обеспечивают устойчивость человеку и способность к творчеству, то есть создают условия к развитию творческого потенциала.
Раскрытие творческих способностей, любовь к творчеству начинается с семьи. Это как прорастание семени, брошенного в благоприятную (или не очень) почву: семя- потенциал к творчеству, заложенный в каждом человеке; семья- почва для прорастание этого семени.
Но чтобы семя проросло его нужно поливать, т.е получать необходимые знания для дальнейшего развития творческого потенциала, чему и способствует, школа, детский сад и другие учебные заведения. Где через сотворчество ( совместное творчество) происходит дальнейшее раскрытие творческого потенциала (творческих способностей) .
Творчество – это в первую очередь творение себя. Творение себя как целостного, самодостаточного, гармоничного человека.
Только в гармоничном взаимодействии (сотворчестве) этих трех составляющих : семени (творческого потенциала), благоприятной почвы (семьи), необходимого полива (получение знаний), возможен рост , развитие и раскрытие прекрасного цветка (целостного, самодостаточного, гармоничного человека).
Одним из важных условий развития творческих способностей ребенка яв-ляется индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие данных способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя, и испытать радость совместного творческого труда.
Для успешного решения задач в развитии творческого потенциала и познавательного интереса необходима
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА:
? Максимально использовать золотой ключик – интерес;
? Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей(лепка, традиционные техники ДПИ -вышивка, вязание, роспись, выжигание, нетрадиционное- квилинг, карвинг, соленое тесто, нетрадиционный материал и т.п.)
? Для достижения успеха важна мотивация
? Ориентировать на общественную значимость деятельности личности
А также использую в своей педагогической деятельности следующие принципы обучения: научность и доступность; связь обучения с жизнью; преемственность и систематичность обучения; наглядность обучения; сознательность и активность учащихся.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ, с применением элементов здоровьесберегающих технологии и ИКТ.
На мой взгляд, на уроках технологии (это можно отнести и к ИЗО) нельзя детям ставить оценки за то, что они делают «ПРАВИЛЬНО» или «НЕПРАВИЛЬНО». Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуация успеха, которую необходимо создавать на уроках.
Результаты совместной творческой деятельности (семья-школа-ребенок) можно увидеть на выставках, а также в конкурсах, мероприятиях.
Каждый ребенок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.