kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цели, структура и содержание базового художественного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цели, структура и содержание базового художественного образования»











Реферат на тему:

«Цели, структура и содержание базового художественного образования»





Выполнила: учитель изобразительного искусства

Боровик Алиса Александровна









































Содержание



Введение



Глава 1. Цели и задачи базового художественного образования.



Глава 2. Структура и содержание базового художественного образования.



Заключение



Список использованной литературы



































































Введение

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее – Концепция) опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

1 Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

2 Свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

3 Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России,

укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере

образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.





























































Глава1. Цели и задачи базового художественного образования.

Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.

Задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:

- освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни;

- формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;

- формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

- приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества

в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);

- формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

- овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

- развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.


Глава 2. Структура и содержание базового художественного образования.


Понятие «художественное образование», рассмотренное различными

авторами в разных аспектах, можно свести к единому пониманию, как

процесс, в котором происходит овладение и присвоение человеком художественной культуры своего наследия, как основы развития и формирования целостной личности, ее духовной сферы, творческого

потенциала, интеллектуального богатства.

Структура художественного образования включает в себя в первую

очередь эстетическое воспитание, основы общего художественного образования и ориентацию на профессиональное художественное

образование. Реализация образовательных программ по художественному

направлению имеет место быть во всех типах и видах образовательных

организаций, таких как: дошкольном, общеобразовательном, учебных

заведениях дополнительного образования детей и подростков, в

образовательных организациях начального, среднего и высшего уровня

профессиональной подготовки.

Наиболее важные общие цели художественного образования можно

сформулировать следующим образом:

– повышение общего уровня значимости культуры и искусства в

образовательной среде;

-развитие, сложившийся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства.

Главным для системы художественного образования возможность осуществления следующих задач:

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех

групп населения;

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории;

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в

сфере искусства и культуры, не исключая подготовки педагогических кадров

к профессиональной деятельности в системе художественного образования;

- сохранение и передача последующим поколениям отечественного профессионального образования в области искусства и культуры;

- реализация нравственного потенциала искусства как формирования и развития эстетических принципов и идеалов как личности, так и общества в целом;

- формирование культуры межнационального общения возможность познания художественных традиций народов России



Содержание образования - важная составляющая в основе структуры

учебного процесса, отвечающее на вопрос: «Чему учить подрастающее

поколение?», и определяющее, наряду с целями используемой в ходе обучения «дидактической матрицы» преобразования личности ребенка.

Содержание художественного образования призвано способствовать

всестороннему удовлетворению духовных запросов личности:

- формированию культурно- исторической компетентности, которая

подразумевает под собой ознакомление с теорией и историей искусства

разных эпох и народов;

 формированию художественно- практической компетентности,

которая подразумевает под собой овладение средствами художественной

выразительности различных видов искусства;

 формированию художественного вкуса и оценочных критериев в

контексте духовно- нравственных и эстетических идеалов [15].

Содержание художественного образования в общеобразовательной

школе определяется Федеральным государственным стандартом общего

образования и направлено на:

- формирование

культурно-исторической

компетентности,

подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и

народов;

- формирование

художественно-практической

компетентности,

подразумевающей овладение средствами художественной выразительности

различных видов искусств;

- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в

контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов [15].

Анализ требований стандарта позволяет выделить четыре элементов содержания художественного образования:

1 Система знаний об искусстве, обществе, восприятии, способах

деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании

учащихся культурно- эстетического восприятия. Это основные понятия и

термины; основные законы мира искусства, раскрывающие связи отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему художественного знания об определенно совокупности объектов; знания о способах деятельности; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни.

2 Система умений и навыков, т. е. приобретенный осуществления уже известных обществу способов деятельности интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе полученных знаний и помогающих сохранять и воспроизводить созданное человеком.

3 Опыт в художественно- творческой деятельности, призванный

обеспечивать готовность к поиску решений новых проблем, к творческому

преобразованию окружающей действительности. Последнее предполагает:

 самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию;

 видение новой проблемы в знакомой ситуации;

 самостоятельно комбинировать известные способы деятельности;

 видение структуры объекта;

 альтернативно мыслить, т. е. видеть возможные решения данной проблемы;

 находить принципиально новый способ решения, отличного от

известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

4 Опыт и нормы эмоционально-ценностного отношения к миру,

друг к другу, который является вместе со знаниями и умениями условиями

формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы

личности.

Содержание художественного образования в условиях среднеобразовательной школы определяется содержанием дисциплин

изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура,

которые реализуются на протяжении по 11 класс. Несмотря на это условия,

преобладающие сегодня по отношению к художественной культуре и

соответствующему циклу школьных дисциплин, неизбежно оказывается на

заднем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с

точки зрения заботы о его материальной оснащенности, о действительном, а

не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему

всех участников образовательного процесса не исключая руководство.

Содержание художественного образования предполагает два основных

вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства, где

ученик принимает на себя роль зрителя и, собственно, художественно-

творческую деятельность, где ученик примеряет на себя роль творца.

Появляется ситуация, которая показывает единство и взаимодействие двух

сторон жизни человека в искусстве, раскрывает характер диалога между

творцом произведения искусства и зрителями. Так же помогает избежать

преимущественно информационного характера к изложению материала. При

этом необходимо учитывать собственный эмоциональный опыт общения

ученика с произведениями искусства, что помогает выводить на передний

план деятельность по освоению изобразительного искусства.

Содержание художественного образования формирование основных межпредметных связей с уроками музыки и литературного чтения; при прохождении межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

















Заключение


Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается, так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения — кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.

Разнообразие концепций художественного образования является ярким примером современных тенденций развития системы образования и усложняет задачи учителя, преподающего изобразительное искусство в начальной школе при выборе ведущих принципов и методов воспитания и обучения. Тем не менее, любая школьная программа по изобразительному искусству ориентирована на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством.

Роль изобразительного искусства в решении общих задач воспитания четко определяет концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

При решении основных задач духовного обогащения младших школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности. Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.

Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:

  • вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,

  • национально ориентированное обучение изобразительному искусству,

  • стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,

  • стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.

Осуществление системного подхода к художественному образованию в рамках единого художественно-образовательного пространства России позволит рассматривать его педагогически направленный процесс как альтернативу стихийного влияния массовой культуры на человека, как оптимизирующий фактор художественно-творческого и профессионального становления личности, как механизм развития культурного потенциала общества.



























































Список использованной литературы



1. Концепция художественно образования в Российской Федерации. Москва 2001г.

2. «О концепции художественного образования в Российской Федерации» // Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403.

3. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р.

4. Челышева Т.В. Художественное образование. М., 1999г.

5. http://www.AE-magazine/new- magazine.htm – электронный научный журнал «Педагогика искусства».

 6. http://www.pedagogy.ukoz.ru – портал журнала «Педагогика».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Цели, структура и содержание базового художественного образования

Автор: Боровик Алиса Александровна

Дата: 28.02.2023

Номер свидетельства: 626777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Консультация "Организация развивающей предметно-пространственной среды для социально-правового воспитания дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(136) "konsul-tatsiia-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-sotsial-no-pravovogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436948362"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект консультации "Предметно-пространственная среда по социально-правовому воспитанию дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-konsul-tatsii-priedmietno-prostranstviennaia-srieda-po-sotsial-no-pravovomu-vospitaniiu-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222910"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436949279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Рабочие программы для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochiie-proghrammy-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "144348"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418708597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-i-ispol-zovaniiu-individual-nykh-obrazovatiel-nykh-proghramm-dlia-odariennykh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236859"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444163297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства