Цели, структура и содержание базового художественного образования
Цели, структура и содержание базового художественного образования
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цели, структура и содержание базового художественного образования»
Реферат на тему:
«Цели, структура и содержание базового художественного образования»
Выполнила: учитель изобразительного искусства
Боровик Алиса Александровна
Содержание
Введение
Глава 1. Цели и задачи базового художественного образования.
Глава 2. Структура и содержание базового художественного образования.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее – Концепция) опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:
1 Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
2 Свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
3 Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России,
укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере
образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Глава1. Цели и задачи базового художественного образования.
Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.
Задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
- освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни;
- формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
- формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
- приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества
в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
- формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
- овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
- развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Глава 2. Структура и содержание базового художественного образования.
Понятие «художественное образование», рассмотренное различными
авторами в разных аспектах, можно свести к единому пониманию, как
процесс, в котором происходит овладение и присвоение человеком художественной культуры своего наследия, как основы развития и формирования целостной личности, ее духовной сферы, творческого
потенциала, интеллектуального богатства.
Структура художественного образования включает в себя в первую
очередь эстетическое воспитание, основы общего художественного образования и ориентацию на профессиональное художественное
образование. Реализация образовательных программ по художественному
направлению имеет место быть во всех типах и видах образовательных
организаций, таких как: дошкольном, общеобразовательном, учебных
заведениях дополнительного образования детей и подростков, в
образовательных организациях начального, среднего и высшего уровня
профессиональной подготовки.
Наиболее важные общие цели художественного образования можно
сформулировать следующим образом:
– повышение общего уровня значимости культуры и искусства в
образовательной среде;
-развитие, сложившийся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства.
Главным для системы художественного образования возможность осуществления следующих задач:
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех
групп населения;
- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в
сфере искусства и культуры, не исключая подготовки педагогических кадров
к профессиональной деятельности в системе художественного образования;
- сохранение и передача последующим поколениям отечественного профессионального образования в области искусства и культуры;
- реализация нравственного потенциала искусства как формирования и развития эстетических принципов и идеалов как личности, так и общества в целом;
- формирование культуры межнационального общения возможность познания художественных традиций народов России
Содержание образования - важная составляющая в основе структуры
учебного процесса, отвечающее на вопрос: «Чему учить подрастающее
поколение?», и определяющее, наряду с целями используемой в ходе обучения «дидактической матрицы» преобразования личности ребенка.
Содержание художественного образования призвано способствовать
которая подразумевает под собой овладение средствами художественной
выразительности различных видов искусства;
формированию художественного вкуса и оценочных критериев в
контексте духовно- нравственных и эстетических идеалов [15].
Содержание художественного образования в общеобразовательной
школе определяется Федеральным государственным стандартом общего
образования и направлено на:
- формирование
культурно-исторической
компетентности,
подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и
народов;
- формирование
художественно-практической
компетентности,
подразумевающей овладение средствами художественной выразительности
различных видов искусств;
- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в
контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов [15].
Анализ требований стандарта позволяет выделить четыре элементов содержания художественного образования:
1 Система знаний об искусстве, обществе, восприятии, способах
деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании
учащихся культурно- эстетического восприятия. Это основные понятия и
термины; основные законы мира искусства, раскрывающие связи отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему художественного знания об определенно совокупности объектов; знания о способах деятельности; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни.
2 Система умений и навыков, т. е. приобретенный осуществления уже известных обществу способов деятельности интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе полученных знаний и помогающих сохранять и воспроизводить созданное человеком.
3 Опыт в художественно- творческой деятельности, призванный
обеспечивать готовность к поиску решений новых проблем, к творческому
преобразованию окружающей действительности. Последнее предполагает:
самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
самостоятельно комбинировать известные способы деятельности;
видение структуры объекта;
альтернативно мыслить, т. е. видеть возможные решения данной проблемы;
находить принципиально новый способ решения, отличного от
известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.
4 Опыт и нормы эмоционально-ценностного отношения к миру,
друг к другу, который является вместе со знаниями и умениями условиями
формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы
личности.
Содержание художественного образования в условиях среднеобразовательной школы определяется содержанием дисциплин
изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура,
которые реализуются на протяжении по 11 класс. Несмотря на это условия,
преобладающие сегодня по отношению к художественной культуре и
соответствующему циклу школьных дисциплин, неизбежно оказывается на
заднем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с
точки зрения заботы о его материальной оснащенности, о действительном, а
не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему
всех участников образовательного процесса не исключая руководство.
Содержание художественного образования предполагает два основных
вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства, где
ученик принимает на себя роль зрителя и, собственно, художественно-
творческую деятельность, где ученик примеряет на себя роль творца.
Появляется ситуация, которая показывает единство и взаимодействие двух
сторон жизни человека в искусстве, раскрывает характер диалога между
творцом произведения искусства и зрителями. Так же помогает избежать
преимущественно информационного характера к изложению материала. При
этом необходимо учитывать собственный эмоциональный опыт общения
ученика с произведениями искусства, что помогает выводить на передний
план деятельность по освоению изобразительного искусства.
Содержание художественного образования формирование основных межпредметных связей с уроками музыки и литературного чтения; при прохождении межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Заключение
Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается, так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения — кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.
Разнообразие концепций художественного образования является ярким примером современных тенденций развития системы образования и усложняет задачи учителя, преподающего изобразительное искусство в начальной школе при выборе ведущих принципов и методов воспитания и обучения. Тем не менее, любая школьная программа по изобразительному искусству ориентирована на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством.
Роль изобразительного искусства в решении общих задач воспитания четко определяет концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
При решении основных задач духовного обогащения младших школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности. Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.
Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:
вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.
Осуществление системного подхода к художественному образованию в рамках единого художественно-образовательного пространства России позволит рассматривать его педагогически направленный процесс как альтернативу стихийного влияния массовой культуры на человека, как оптимизирующий фактор художественно-творческого и профессионального становления личности, как механизм развития культурного потенциала общества.
Список использованной литературы
1. Концепция художественно образования в Российской Федерации. Москва 2001г.
2. «О концепции художественного образования в Российской Федерации» // Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403.
3. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р.
4. Челышева Т.В. Художественное образование. М., 1999г.
5. http://www.AE-magazine/new- magazine.htm – электронный научный журнал «Педагогика искусства».
6. http://www.pedagogy.ukoz.ru – портал журнала «Педагогика».