«Развивающее обучение учащихся на уроках изобразительного искусства через творческую художественную деятельность»
Опыт работы учителя высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Джамгаряна Олега Юрьевича
«…Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то ребёнок сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусство, и многое другое. . .
Всё начинается с простого – с отношения
ребёнка к цветку, паутинке, животным.
Затем появляются отношения более высокого
порядка – к родной природе, дому, Родине».
Н.А. Горяева
Волшебный мир радости, добра и красоты… Кто приоткроет завесу этого удивительного мира детям, которые приходят в школу? Конечно же, школьный учитель изобразительного искусства. Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства в том, что этот предмет играет совершенно особую роль – развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и в искусстве. Этот предмет непосредственно направлен на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Если мы хотим через искусство формировать нравственность, духовность в детях, необходимо об этом постоянно помнить и радоваться каждой маленькой победе на уроке: восторженному озарению в глазах, смелому поиску цветосочетаний, задумчивому выражению лица и т.д.
Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Красота, в каких бы формах она ни проявлялась, всегда несёт в себе добро. Мы знакомим детей с людьми, предметами, которые нас окружают, с событиями, которые происходили и происходят в мире.
Я понимаю, что насколько учащиеся освоят опыт, передаваемый предшествующими поколениями, настолько они смогут ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни, осознавать себя в пространстве культуры. Творческий прилив сил, радостное расположение духа, да и просто хорошее настроение испытывает каждый ребёнок, приобщаясь к искусству в условиях школьного урока. Изначально каждый ребёнок обладает безграничным воображением. Он выдумывает истории и сказки, рисует дворцы и невиданных животных, творчески фантазирует обо всём, что его окружает. Потенциальные возможности детей безграничны. Побуждая ребёнка к творчеству, учитель помогает ему найти подходящий способ самовыражения, учит детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. В рамках урока ребёнок получает возможность совершать открытие той красоты, которую он не замечал раньше. Маленькие островки красоты острее всего воспринимаются в детстве. От урока к уроку учитель раскрывает перед детьми широкую панораму образов, многие из которых берут своё начало в глубокой древности и простираются в сегодняшний день. Дети получают ключ к пониманию истинных ценностей через формирование отношения к ним. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей, она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. При проведении занятий создаю благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Решая учебные и творческие задачи, дети пробуют свои возможности в изобразительном искусстве и художественном труде. Установка на пробу состоит в том, что я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развитости их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. Поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства своей художественной деятельности. Другие достигают этого позже. Будут и такие, кто продвигается в учении очень медленно. Существенно могут отличаться успехи одних и тех же детей в освоении специфически изобразительных способов и в обучении трудовым умениям, операциям, технологиям. Всё надо обязательно учитывать. Однако очень опасно по результатам удачных или неудачных проб поспешно разделять учеников на способных, середняков и неспособных. Склонности и интересы у детей ещё неопределенны и не раз будут меняться. Способности же к какому-то виду художественной деятельности есть у каждого, но они ещё, возможно, не выявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.
Урок изобразительного искусства - это творческо–поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: “Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое “открытие” делать вместе с детьми.
Использование творческих заданий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей учащихся. Для создания творческой атмосферы на занятиях я пользуюсь следующими приёмами:
- первоначально даю легко доступные творческие задания;
- проявляю интерес к действиям учеников;
- признаю и поощряю множественность вариантов ответов;
-поощряю чувство предвосхищения и ожидания;
- знакомое вновь делаю незнакомым (рассматриваю с другой точки зрения);
- не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или работы.
У каждого ребёнка есть возможность найти виды работ, наиболее созвучные его внутреннему складу, собственному мироощущению, обрести внутреннюю силу и веру в себя, рисование гуашью, акварелью, простым карандашом, рисование композиций русского народного творчества, памятников архитектуры древних миров, рисунок фигуры человека в сложном движении на пространственном фоне, натюрмортов, мозайки и т.д.
Развивающее обучение детей в области художественной деятельности бывает продуктивно, когда на занятиях обеспечено органичное единство учения и творчества. Для этого требуется отличать то, чему можно и нужно учить детей, от того, что прямому научению не поддаётся. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться. Учить можно не только приёмам и операциям, которые принято называть “техническими”, но и способам действия, опробовав которые ребёнок подготавливает себя к творчеству. Другое условие - это применение педагогических средств пробуждения творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребёнку должно стать интересно то, что ему предстоит делать.
В пятом классе целый цикл уроков изобразительного искусства посвящен обучению рисования композиций русского народного творчества (гжельская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка, жостовские подносы ). Мною разработан альбом пошагового исполнения каждого из перечисленных видов росписи, для обучения учащихся. (Приложение 1)
Следующий вид творческой деятельности в рамках урока изобразительного искусства, которому я обучаю учащихся это мозаичный рисунок. (Приложение 2)
Мозаика – это процесс и результат соединения кусочков разного материала, формы и размеров, когда восхитительные композиции возникают словно из ничего. Искусство мозаики имеет длинную и славную историю; тысячи лет собирали люди мелкие камни, черепки керамической посуды, осколки стекла, чтобы украсить свои дома рисунками. И сегодня настенная мозаичная композиция или небольшая скульптура могут стать прекрасным дополнением к любой обстановке.
При кажущейся сложности законченной картины техника изготовления мозаики достаточно проста, а набор инструментов совсем небольшой. Постигнув основы этого ремесла, вы вскоре убедитесь, что овладеть этим искусством не так трудно. Мозаика доступна и взрослым, и подросткам. Это идеальное семейное хобби. Постепенный и неторопливый набор мозаичной картины – спокойное и увлекательное занятие. И удивительного эффекта можно достичь даже при использовании самых простых материалов. Возможности мозаики безграничны – от простого геометрического узора до тщательно разработанного мотива. Стиль ее может варьироваться от классического до современного, а палитра безгранична – от монохромности до сочетания всех цветов и оттенков. На уроках изобразительного искусства я обучаю школьников работе со стеклом, керамической плиткой, подручными материалами и другим материалами.
Стеклянная плитка – один из наиболее высоко ценимых мозаичных материалов благодаря их отражательным свойствам и огромному количеству цветов. Витражное стекло – прозрачное и окрашено в различные цвета, устойчиво к морозу и очень прочно. Стекловидная плитка – это маленькие (от 0,5 см до 2 см) разноцветные непрозрачные плитки. Они очень прочны и часто используются для выкладывания полов, стен, рабочих поверхностей и декоративных изделий. Керамическая плитка. Пожалуй, это самый замечательный из существующих материалов. Плитка имеет многие качества, которые делают ее идеальной для мозаики. К подручным материалам можно отнести бусы, броши, пуговицы, игрушки, прозрачные стеклянные и мраморные шарики, ракушки и практически все, что можно приклеить и покрыть лаком.
В старших классах, при выполнении задания “Рисунок фигуры человека в сложном движении на пространственном фоне” учащиеся должны дать академический рисунок, не только выполненный по всем правилам и законам, но и достаточно выразительный, а этого можно достигнуть только при активной творческой деятельности. Одной учебной установки здесь не достаточно. Чтобы достигнуть успеха, нужна ещё и “активизация всей системы способностей”, “укрепление взаимосвязи всех свойств, необходимых для определённой деятельности, и формирование умения пользоваться ими именно в данной деятельности”, а это учащиеся могут приобрести с помощью преподавателя, перехожу от общих установок к индивидуальным с учётом способностей каждого школьника.
Учитывая творческий характер учащихся , которые стремятся к тонкому чеканному рисунку и любят рисовать карандашом, я обращаю их внимание на пластическую характеристику модели, на красоту движения фигуры, на плавность перехода одной формы в другую, которую можно выразительно передать в рисунке с помощью линий; внимание школьников, обращаю на красоту тональных отношений, на эффекты освещения, на контрасты освещённых и теневых границ формы с фоном. Для активизации творческой деятельности требую от каждого ученика рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, анатомии, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона.
В последнее время в теории и практике обучения особо актуальна задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение и межпредметные связи. Это дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научной информации, литературных, музыкальных, живописных произведений. Это способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления и научно-теоретической подготовки, делают знания практически более значимыми и применимыми в будущей производственной, научной и общественной жизни.
В учебной деятельности предусматриваю уроки закрепления и контроля знаний. С этой целью я разработал бланки контрольных работ с теоретическими и практическими заданиями. Контрольные работы делю на тематические, которые проводятся в течение четверти после изучения одного из разделов программы и итоговые, включающие вопросы по всем темам курса. Разработанная серия контрольных работ позволяет в увлекательной форме проводить проверку знаний и умений, полученных на занятиях по истории изобразительного искусства.
Учитывая специфику предмета, в вопросы и задания включаются репродукции картин, изображения архитектурных и скульптурных произведений. Задания наглядны, четко сформулированы, составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. В них входят:
1.определение автора и названия художественного произведения
2.анализ художественных произведений
3.решение кроссвордов
4.объяснение специальных терминов
5.выполнение рисунков
6.выполнение шрифтовой композиции и т.д.
Контрольные работы являются хорошим методическим материалом по проверке знаний. Многие их них уже прошли проверку на практике и показали, что учащиеся с увлечением и интересом выполняют задания, привлекая для этого знания по истории, географии, геометрии, литературе и другим предметам. В качестве примера дана итоговая контрольная работа по теме “Искусство Древнего мира” в 5 классе. (Приложение 3)
Лучшие произведения учащихся представляю в виде школьных выставок. Сменные выставки создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворение детям, становятся предметом их гордости, особенно если они украшают коридоры школы, кабинеты, школьный музей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для возникновения желания, стремления, потребности выразить свои переживания средствами искусства, дать ребёнку возможность овладеть средствами искусства и выбрать среди них те, которые наиболее отвечают их индивидуальности.
Ведущую роль в воспитании каждого человека играет школа. Каждый день ребёнок в среднем 60-70% своего времени пребывает в школе, где центральное место занимает урок. Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий пример “хорошего”, который должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Убежден , что воспитывающий потенциал урока весьма высок. Независимо от содержания учебного материала, целенаправленно или ситуативно, в зависимости от уровня воспитанности детского коллектива, характера складывающихся отношений между учениками, между учениками и учителями воспитание осуществляется на каждом этапе урока. Общение с искусством учит детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу, свободнее чувствовать себя в коллективе, ставить себя на место другого человека, смотреть на мир глазами собеседника, прислушиваться сердцем, уважать любую точку зрения, понимать необходимость слаженных действий.
Вводя искусство во все сферы школьной жизни, сделав развитие творческого потенциала одной из основных целей школы, можно создать реальные предпосылки для формирования высокой духовности и нравственности детей. Самое важное – превратить школьные часы, дни и годы учёбы в радостные и счастливые мгновения.
Приложение 3
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: “Искусство Древнего мира”
1.Используя образцы древнего орнамента, украсить сосуд
2.По картам определить название Древнего государства
3.Изображена иллюстрация к “Книге Мертвых”. Описать происходящее
4. Решить кроссворд
1.Сосуд, используемый при мумификации
2.Статуя с головой человека и туловищем льва
3.Царь в Древнем Египте
4.Овальная рамка имени фараона
5.Округ в Древнем Египте
6.Бог загробного мира
7.Богиня плодородия
8. Египетский амулет-символ жизни
5. Древняя письменность Междуречья называется клинописью. Используя клинья, преобразить русский алфавит и написать слово “Междуречье”
6. Написать название одного из Чудес света
7. Как называется сосуд? Для чего он предназначался?
8.Какое архитектурное сооружение изображено? Как называется? Для чего предназначалось?
9. К какой древней цивилизации относятся архитектурные сооружения?
Приложение 2
Керамическая мозайка