Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса у младших школьников как педагогическая проблема»
Формирование познавательного интереса младших школьников
как педагогическая проблема
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет достаточно детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже понемногу утрачивает детскую непосредственность в поведении, приобретает другую логику мышления.
Социальная ситуация развития ребенка изменяется с началом обучения в школе. Школьник становится «общественным» субъектом, приобретает социально значимые обязанности и соответственную им оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и теперь определяется тем, как успешно он справляется с новыми для него требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она и определяет те изменения, которые происходят в развитии психики детей на этом возрастном этапе. Во время учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые результаты в развитии ребенка и являющиеся тем фундаментом, который обеспечивает это развитие на очередном возрастном этапе .
Одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению. Проблема развития познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психологопедагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» . Появляется вопрос - как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу. Одним из возможных средств развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии. Игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний обучаемых и закрепление их. Уроки технологии уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Они раскрывают перед учениками на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов и др. На уроках технологии естественно - научные знания обретают смысл и практическое применение. В младшем школьном возрасте обучение на уроках технологии способствует формированию художественно-творческих способностей, развитию у детей не только навыков самообслуживания, но и учит их самостоятельности.
Младшие школьники должны усвоить главный принцип любого труда – прежде чем что-либо сделать руками, нужно хорошо подумать, поработать головой.