Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «ЛЕПКА»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
Программа одобрена на заседании педагогического
совета школы «____» __________2016__ г.
Зам. директора по УВР:________Н.В. Хажилова
Зам. директора по МР: ________Г.В. Ульбаева
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «ДХШ» ____________Л.Н. Степанов «____»____________2016__ г.
Рабочая программа
по учебному предмету «ЛЕПКА» ПО.01.УП.03.
дополнительной предпрофессиональной программы
в области изобразительного искусства
«ЖИВОПИСЬ»
(уровень реализации полного курса – 8 лет,для учащихся возраста 8 - 16 лет)
Класс 1«Б»
отделение «Изобразительное искусство»
на 2016 – 2017 учебный год
преподаватель
Муфтахова Фарида Ахметовна
Мегион
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Лепка» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями и рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации по реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства (О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства : в 2 ч.: монография : сборник материалов для детских школ искусств / Авт.-сост. А.О. Аракелова. – Москва: Минкультуры России, 2012).
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области декоративно-прикладного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность. Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Лепка» реализуется сроком обучения 1 год
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Лепка» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах
аудиторные занятия: 2 часа в неделю;
самостоятельная работа: 1 час в неделю.
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов
Наименование частей,
предметных областей, разделов и учебных предметов
Самостоятельная работа
Распределение учебных часов аудиторных занятий
Трудоемкость
в часах
1-й класс
Структура и объем ОП
Количество недель аудиторных занятий
32
ОЧ.01.00.
Обязательная часть
Недельная нагрузка в часах
ПО.01.
Художественное творчество
ПО.01.УП.03.
Лепка
32
2
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части
2
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:
2
Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Задачи учебного предмета
1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, пластилин, соленое тесто).
2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для подбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
материалы и инструменты;
пластилиновая живопись;
пластилиновая аппликация;
пластические фактуры;
полуобъемные изображения;
объемные изображения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование раздела, темы
Общий объем времени в часах
Максимальная учебная
нагрузка
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия
1 раздел «Материалы и инструменты»
1.1
Вводный урок.
Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов.
3
1
2
1.2
Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика».
3
1
2
1.3
Выполнение композиции из шариков: «Бабочки», «Рыбка».
3
1
2
1.4
Выполнение плоской композиции из жгутиков: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов».
6
2
4
1.5
Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «Часы», «Домик», «Машинка».
6
2
4
2 раздел «Пластилиновая живопись»
2.1
Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина. «Осенние листья», «Бабочка».
3
1
2
2.2
Контрольный урок
3
1
2
2.3
«Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка».
3
1
2
2.4
Творческая работа «Северное сияние».
3
1
2
2.5
Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка».
6
2
4
3 раздел «Пластилиновая аппликация»
3.1
Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция «Посудная полка», «Аквариум».
6
2
4
3.2
«Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием.
3
1
2
3.3
Контрольный урок
3
1
2
3.4
Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».
3
1
2
4 раздел «Пластические фактуры»
4.1
Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.
3
1
2
4.2
Выполнение эскиза свадебной накидки на оленя.
3
1
2
4.3
Соединение пластилиновых фактур и природных форм «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».
3
1
2
4.4
Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «На стойбище».
6
2
4
5 раздел «Полуобъемные изображения»
5.1
Рельефное изображение композиции «Репка», «Свекла», «Морковь», «Яблоко», «Ягоды».
Создание сложной формы предмета с последующим декорированием «Хантыйский туес».
6
2
4
6 раздел «Объемные формы»
6.1
Лепка геометрических форм «Робот», «Ракета».
3
1
2
6.2
Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов.
6
2
4
6.3
Контрольный урок
3
1
2
6.4
Зачёт
3
1
2
Всего:
96
32
64
СОДЕРЖАНИЕ
1 Раздел «Материалы и инструменты»
1.1. Тема: «Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов» (2 часа).
Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения.
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивание цветов.
1.2. Тема: «Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика» (2 часа).
Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии.
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение несложных орнаментов из простых элементов.
1.3. Тема: «Выполнение композиции из шариков: «Бабочки», «Рыбка» (2 часа).
Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок «Бабочка», «Рыбка».
1.4. Тема: «Выполнение плоской композиции из жгутиков: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов» (4 часа).
Изучение приемов работы жгутиками. Закрепление изученной техники. Выполнение творческого задания по выбору учащихся: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов».
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
1.5. Тема: «Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «Часы», «Домик», «Машинка» (4 часа).
Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Изучение способов соединения деталей.
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск цветового решения.
2 Раздел «Пластилиновая живопись»
2.1. Тема: «Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. «Осенние листья», «Бабочка» (2 часа).
Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Развитие образного мышления, способность передать характер формы.
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: формирование букета из листьев, разных по форме и цвету.
2.2. Контрольный урок. Выполнение контрольного задания
Самостоятельная работа: подготовка работ к выставке.
Закрепление техники «Пластилиновая живопись».Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «Мое любимое животное», «Игрушка».
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.
2.4. Тема: «Творческая работа «Северное сияние» (2 часа).
Формирование способности добиваться выразительности композиции. Беседа об особенностях и красоте северной природы. Выполнение творческого задания: «Северное сияние».
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.
2.5. Тема: «Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка» (4 часа).
Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о техниках и приемах. Выполнение творческой работы «Карандашница», «Декорированная вазочка».
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка», «Аквариум».
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.
3.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием» (2 часа).
Дальнейшее формирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами…
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: работа с книгой.
3.3. Контрольный урок. Выполнение контрольного задания
Самостоятельная работа: подготовка работ к выставке.
Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Лепка деталей (слоев). Соединение слоев, способы создания многослойной композиции.
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского изделия.
4 Раздел «Пластические фактуры»
4.1. Тема: «Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур» (2 часа).
Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий.
Материал: картон, цветной пластилин, мелкие предметы, ткани разных фактур, природные материалы и др.
Самостоятельная работа: подбор различных приспособлений и материалов.
4.2. Тема: «Выполнение эскиза свадебной накидки на оленя» (2 часа).
Формирование навыков поэтапной работы. Принципы составления орнаментальной композиции с учетом ритма и формы. Знакомство с символами орнамента. Изучение традиционной национальной культуры народов Севера.
Материал: картон, цветной пластилин, мелкие предметы, ткани разных фактур, природные материалы и др.
Самостоятельная работа: разработка эскиза работы «Свадебная накидка на оленя».
4.3. Тема: «Соединение пластилиновых фактур и природных форм«Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес» (2 часа).
Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».
Материал: картон, цветной пластилин, семечки, крупа, макаронные изделия и др.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза платья для любимой куклы.
4.4. Тема: «Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «На стойбище» (4 часа). Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи животных и птиц. Применение знаний в творческой композиции «На стойбище».
Материал: картон, цветной пластилин, мелкие предметы (канцелярские принадлежности, швейные принадлежности и др.)
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, подбор фотографий, открыток для работы в материале.
5 Раздел «Полуобьемные изображения»
5.1. Тема: «Рельефное изображение композиции «Репка», «Свекла», «Морковь», «Яблоко», «Ягоды» (2 часа).
Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение. Работа с шаблоном. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды», «Виноград» и др.
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.
Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале на тему: «Праздник», «Новый год», «Рождество».
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для тематической композиции.
5.3. Тема: «Создание сложной формы предмета с последующим декорированием «Хантыйский туес» (4 часа). Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Составление орнаментальной композиции. Продолжение с символами орнамента. Изучение традиционной национальной культуры народов Севера.
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза тульского или орловского пряника, печенья «жаворонок».
Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение задания «Робот», «Ракета».
Материал: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: изображение геометрических фигур.
6.2. Тема: «Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов» (4 часа).
Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. изготовление игрушки «Ежик», «Лесовик», «Путало огородное» или др.
Материал: природный материал, картон, каштаны, шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа, ракушки, пластилин как соединительный материал.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов игрушек из природных материалов.
6.3. Контрольный урок. Выполнение контрольного задания
Самостоятельная работа: подготовка к зачету
6.4. Зачёт. В виде просмотра работ
Самостоятельная работа: подготовка работ к выставке
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
5. Умение работать с натуры, по памяти, по представлению.
6. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся за счет аудиторного времени.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
"5" («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
"4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы в форме домашних заданий. Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке, а так же Интернет-ресурсами.
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004.
Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
Васильева Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998.
Данкевич Е. В., Жакова О. В. Лепим из пластилина. – СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2001. – с.192, ил.
Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004.
Кард В. Сказки из пластилина. – С-Пб, 1997.
Легенды и были Деревянной речки. Полевой дневник по результатам Эколого-этнографической экспедиции на р. Юккуньъёган Нижневартовского района 11.08-25.08.98г., Мегион, 1999. – 96 с.
Малолетков В. А. Керамика. В 2-х частях. – М.: «Юный художник», 2000.
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин. - М., 1998.
Список рекомендуемой учебной литературы
Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998.
Белашов A. M. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002.
Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979.
Бурдейный М. А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005.
Буткевич Л. М. История орнамента. – М.: Владос, 2003.
Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. –«Сварог и К», 1999.
Волков И. П. Учим творчеству. – М.: Педагогика, 1982.
Горичева В. С. Сделаем сказку из глины. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985.