Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству по образовательной системе «Школа России» 3 класс»
Управление образования администрации г.Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено:
руководителем школьного методического
объединения начальных классов
МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары
Васильева А.А.
«29» августа 2017 г.
Протокол № 1
от 29.08.2017 г.
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары
Петрова Л.Л.
«30» августа 2017 г.
Приказ № 124
от 30.08.2017 г.
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
в 3 Б классе
на 2017-2018 учебный год
учителя начальных классов
Михайловой Нины Вячеславовны
Программа разработана на основе:
1) Образовательной программы по предмету изобразительное искусство под редакцией Л.А.Неменской, /издательство Просвещение, 2014 год УМК «Школа России»
2) Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.
3) Учебного плана школы
Чебоксары 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года с последующими изменениями); на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положения о рабочей программе и примерной учебной программы курса изобразительное искусство для четырехлетней школы, разработанная Б.М. Неменским (- М.: Просвещение, 2015.)
МБОУ «СОШ№43» города Чебоксары является общеобразовательной школой. Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную предметную область «Искусство»
Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения по изобразительному искусству. По программе на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 35 часов (т.е. 1 час в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Обучающийся получит возможность для формирования:
эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
умению творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
умению вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий;
осознанному стремлению к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находитьответына вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делатьвыводыв результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовыватьинформацию из одной формы в другую;
– пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения о художественных произведениях в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов художественных произведений в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись указанной учителем информации об изучаемом произведении искусства;
– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме;
– слушатьи пониматьречь других;
–читать разные произведения художественного искусства;
– договариватьсяс одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работатьв паре, группе;выполнять различные роли
(лидера, исполнителя);
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства изобразительного искусства для решения различных коммуникативных задач;
– осуществлять действие взаимоконтроля.
Чтение. Работа с текстом.
Выпускник научится:
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
Обучающийся научится:
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять простые рисунки, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
применять художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
уметь обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умению компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
умению применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умению приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
знанию основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
пониманию образной природы искусства;
эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
усвоить названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умению рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умению узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умению объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражать в изобразительной деятельности свое отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
2.Содержание учебного предмета
Структура программы по изобразительному искусству
№ раздела п/п
Название раздела
Количество часов
1
Искусство в твоем доме
8 ч.
2
Искусство на улицах твоего города
8 ч.
3
Художник и зрелище
10ч.
4.
Художник и музей
9 ч.
Итого
35 ч.
ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ (35 ч)
Искусство в твоем доме (8 ч)
Твои игрушки. Создание формы, роспись. Характер игрушки в рисунке.
Твои игрушки (лепка из пластилина). Из чего можно делать игрушки? Богородская, филимоновская, дымковская игрушки.
Посуда у тебя дома. Деревянная посуда на Руси. Вазы из стекла. Керамическая, металлическая посуда.
Мамин платок. Платки: квадратные, нарядные. Расположение узора на платке. Изображения на платке и ритм узора.
Обои и шторы в твоем доме. Украшения нашего дома. Ритм повторяющихся рисунков. Цвет на обоях.
Твои книжки. Букварь И. Я. Яковлева. Иллюстрации к книге. Названия отдельных элементов оформления книги. Форма для книги. Оформление обложки.
Открытки. Поздравительная открытка. Декоративная закладка. Открытки в технике аппликации или с помощью штампиков. Открытка-пожелание.
Три художника для твоего дома. Обобщение темы. Украшения художником и его помощниками – Братьями-Мастерами: Мастера Изображения, Постройки, Украшения.
Искусство на улицах твоего города (8 ч)
Памятники архитектуры. Старейший храм Чувашии –Введенский собор. Хранители памяти: храмы, соборы, старинные дома, улицы. Храм Василия Блаженного (Покровский собор).
Парки, скверы, бульвары. Основные элементы паркового искусства. Расположение дорожек, скамеек, фонтанов, скульптур и их формы.
Ажурные ограды. Кружевные ограды из металла. Как сцепились между собой тончайшие нити и жёсткие перегородки.
Волшебные фонари. Формы фонарей: форма самовара, колокольчика. Свой образ фонаря. Фонари в подъезде, фонари в театре, в аллеях парка.
Витрины. Разглядывание витрин. Образцы витрин. Роль витрины в городе.
Новогодний фонарик. Фонарик своими руками. Украшение новогодней ёлки.
Удивительный транспорт. Грузовой, пассажирский, наземный, воздушный, водный, подводный транспорт. Транспорт будущего. Проекты машин и формы машин.
Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. Работа Мастеров Изображения, Постройки, Украшения. Что было бы, если бы Братья-Мастера не работали в твоём городе или селе.
Художник и зрелище (10 ч)
Художник в театре. Мир вокруг героев спектакля – и дворец короля, и убогая лачуга дровосека, и дремучий лес и море – нарисованные или сделанные декорации.
Образ театрального героя. Советская чувашская театральная актриса, народная артистка СССР – Вера Кузьмина. Яркие и смелые образы. Настроение героев театра.
Театральные маски. Характер персонажа. Грим - искусство изменения внешности. Плоские и объёмные и маски.
Театр кукол. Куклы, умеющие ходить, летать, плакать, разговаривать и смеяться. Куклы перчаточные, тростевые, марионетки.
Театральный занавес. Элемент одежды сцены. Вид драпировки и сложное техническое устройство.
Афиша и плакат. Афишы и плакаты в цирк, кино, театр. Буквы и шрифт на плакате. Плакаты-афишы на рекламных щитах и тумбах.
Художник в цирке. Яркий, разноцветный свет, сверкающие костюмы, украшения артистов на арене. Одежда фокусника, жонглёра, гимнастов, акробатов.
Театральная программа. Назначение театральной программы. Знакомство с искусством театра.
Праздник в городе. Украшение города на праздниках. Украшения, иллюминация.
Музеи в жизни города. Чувашский государственный художественный музей. Музей игрушек. Музей машин. Музей космоса. Создание экспозиции музея. Коллекции в музеях. Домашний музей.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Твои любимые картины. Создание картины художником. Лучшие картины в музеях искусства.
Картина – портрет. Особенности характера человека на картине. Образ человека: детали, поза, костюм.
Картина-натюрморт. Что такое натюрморт? Изображение предметов. Настроение: цвет, расположение на листе, характер мазков. Натюрморт «праздничный стол».
Картины исторические и бытовые. Картины, которые рассказывают о больших событиях. Картины, которые рассказывают о простых буднях, об обыкновенных ежедневных делах.
Скульптура в музее и на улице. Скульптура-паямтник. Пъедестал для скульптуры. Парковая скульптура. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.
Музеи архитектуры. Хранение уникальных рисунков, чертежей, макетов в музеях архитектуры.
3.Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
3 Б класс (35 ч)
№
Раздел
Тема урока
Количество часов
Примечание
1
Искусство в твоём доме
(8 часов)
Твои игрушки.
1
2
Твои игрушки (лепка из пластилина).
1
3
Посуда у тебя дома.
1
4
Обои и шторы у тебя дома.
1
5
Мамин платок.
1
6
Твои книжки. Букварь И. Я. Яковлева.
1
7
Открытки.
1
8
Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.
1
9
Искусство на улицах твоего города
(8 часов)
Памятники архитектуры. Старейший храм Чувашии - Введенский собор.
1
10
Парки, скверы, бульвары.
1
11
Ажурные ограды.
1
12
Волшебные фонари.
1
13
Витрины.
1
14
Новогодний фонарик.
1
15
Удивительный транспорт.
1
16
Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.
1
17
Художники и зрелище
(10 часов)
Художник в театре.
1
18
Образ театрального героя. Советская чувашская театральная актриса, народнаяартистка СССР – Вера Кузьмина.
1
19
Театральные маски.
1
20
Театр кукол.
1
21
Театральный занавес.
1
22
Афиша и плакат.
1
23
Художник в цирке.
1
24
Театральная программа
1
25
Праздник в городе
1
26
Школьный карнавал. Обобщение темы
1
27
Художник и музей
(9 часов)
Музеи в жизни города. Чувашский государственный художественный музей.
2
28
29
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
1
30
Картина-портрет.
1
31
Картина-натюрморт.
1
32
Картины исторические и бытовые.
1
33
Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.
2
34
35
Музеи архитектуры.
1
Приложение
Система оценивания и нормы оценок
по предмету «Изобразительное искусство».
Критерии оценивания:
Контроль за выполнением рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
качество выполняемых работ (итогового рисунка).
Оценка «5»
1
-полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное
2
-полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
- вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет творческую работу, соблюдая все правила композиции, цветового решения, форму предмета и т.д.
- ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности
3
- может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи;
- правильно применяет приемы и изученные техники рисования;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески
4
- уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения;
- учебная задача по методу полностью выполнена
Оценка «4»
1.
- полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
- характерное.
2
- полностью овладел программным материалом, но при выполнении рисунка испытывает небольшие затруднения в передаче света, тени, полутени и т.д.
- при выполнении рисунка и творческих работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
3
- допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
4
- уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения);
- учебная задача по методу выполнена
Оценка «3»
1
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
2
- основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений усвоил;
- обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно;
- в рисунке допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и помощью учителя.
3
- владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка;
- понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки;
- работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
4
- уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения;
- учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью)
Оценка «2»
1
-допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока;
-обнаруживает полное незнание учебного материала.
2
-обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
-допускает существенные ошибки в рисунке, которые не может исправить даже с помощью учителя.
3
- не знает основных элементов процесса рисования;
- не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
4
- уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения;
- учебная задача по методу не выполнена (или выполнена не полностью)
- уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача по методу сознательно не выполнялась.