« Развитие творческой, проектной деятельности на уроках
эстетического цикла через формирование функциональной
грамотности для социальной адаптации личности »
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная , позволяющая переориентировать усилия личности от пассивной к активной, от программной к проектной ,творческой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«печатный матерьял »
« Развитие творческой, проектной деятельности на уроках
эстетического цикла через формирование функциональной
грамотности для социальной адаптации личности »
учитель изобразительного искусства и черчения
Гимназия № 45 Пашковская Ю.А.
учитель технологии и изобразительного искусства
Гимназия № 45 Назаренко Н.В.
В Послании народу Глава государства Н.А. Назарбаев выделил следующее: «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо так же уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. В целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная , позволяющая переориентировать усилия личности от пассивной к активной, от программной к проектной ,творческой.
Понятие творчества широко и многообразно. Поэтому, прежде всего, нужно определять сферу интересов, связанных с творчеством, рамками педагогических проблем.
Результатом периодичной творческой работы школьников является: рост их интеллектуальной активности, стремление к работе, требующей собственного вклада в дело , пребывание в «состоянии творчества» не только на уроке , но и в последующее время, умение видеть в творческой работе источник удовлетворения и радости, если это требуется для достижения поставленной цели,
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На наш взгляд, самая главная задача учителя – создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно учение- ведущий вид их деятельности , так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей? В этой связи изобразительное искусство, черчение и технология не являются исключением. Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками, чертежниками и технологами. Изучение данных дисциплин призвано сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.
Каждый учитель четко понимает важность и необходимость своего предмета в школе, на вопрос «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?» часто оставляем открытым. Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - зачастую для учеников не являются убедительными. Поэтому перед нами встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе изобразительному искусству, технологии и черчению увлекательным?
Для того чтобы поднять престиж данных предметов мы стараемся, как можно шире применять различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как наша задача, как учителей, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности .
В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По нашим наблюдениям, примерно до 10 лет дети работают на уроках эстетического цикла с удовольствием, независимо от их таланта, а в среднем звене число детей, работающих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По нашему мнению одной из причин такого положения является уменьшение количества часов (1 час в неделю по ИЗО, 1 час – технологии). Содержание программного материала по изобразительному искусству, технологии и черчению, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это приводит к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО, технология – несерьёзные, да и совсем неважные предметы», «они не влияют на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступление в ВУЗ». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться на уроках, и дома.
Современная жизнь делает заявку на человека, который способен видеть и решать проблемы лично и в группе, готового и способного самостоятельно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и применять нужную информацию и в прямую эти качества должны формироваться в процессе воспитания и обучения.
Современный урок значительно отличается от традиционного. Просто рассказать – это старый подход, современный урок требует компетентностного подхода - рассказать , показать, организовать самостоятельный поиск информации, обработать ее и применить знания на практике. Ведь качественное образование – это то образование, которое развивает ключевые компетенции, желание двигаться, расти. Высказывание известного немецкого философа Эммануила Канта «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» сегодня особенно актуально.
В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Таким образом побуждаемый потребностями действовать человек должен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий, определить конкретные способы и средства , в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть поставленную цель.
Основой преподавания предметов эстетического цикла является деятельностное освоение предмета через творческую деятельность. Это стимулирует педагогов применять особые методы графического, художественного- эстетического, технологического воспитания. Например, применение метода поэтапных открытий – позволяет постепенно входить, вживаться в тему. Метод индивидуальной и коллективной поисковой работы – активизирует деятельность ребенка, повышает его мотивацию, метод проектов позволяет переориентировать усилия личности от пассивной к активной, социально адаптироваться , функционировать в современном обществе, успешно творить посредством проектной деятельности , самоутверждаться на уроках эстетического цикла.
Метод проектов – позволяет выходить за рамки программного обучения: искать, исследовать, отбирать, анализировать, разрабатывать, применять, достигать создавать определенный эмоциональный настрой, вселять уверенность ,желание творить, созидать.
Рассмотрим формирование функциональной грамотности, через применение данных методов, на примере отдельных тем по предметам.
Учащиеся дополнительно изучают материал , оформляют его в презентациях, мини-сообщениях, видео-роликах, пояснительных записках , а после отображают его в различных видах творческой деятельности по темам.
« Юрта-национальное жилище» - декоративная работа .
Перед изучением данной темы дети получают творческое домашнее задание: познакомиться с данным жилищем через беседы с родителями, бабушками, посещение библиотек, изучение литературы. Собранный материал доводится до всего класса в виде сообщений, выступлений, дети приносят фотографии, пишут мини – сочинения, составляют загадки, кроссворды и только после этого выполняют творческую работу, рисуют, выполняют коллажи дополнительно изучив объект.
«Архитектурные памятники нашего города» - беседа. Перед изучением данной темы дети получают творческое задание на тему «История создания дома моего», «Старинные постройки нашего города» и т. д. На ориентировочно – поисковом этапе вхождения в тему делают сообщения, читают сочинения, показывают фотографии, просто рассказывают о том, что удалось узнать.
«Скульптура древнего Казахстана» - изучение этой темы мы начинаем с подготовки материала по теме «Скульптурные памятники нашего города». Город наш богат памятниками, поэтому ребята каждый год находят что то интересное по теме из газет, делают самостоятельно небольшие презентации.
«Народные ремесла в прошлые века» - обучающиеся собирают материал по всем предметам старины: как называется предмет, из чего он сделан, как им пользовались, пользуются ли сейчас, какой предмет заменил «старый» и т. д. в кругу своих родных или в стенах библиотек.
« Пейзаж»- совместный межпредметный проект учащиеся выполняют не только изображения, коллажи, но вышивки. В рамках проекта учащиеся собирают дополнительный материал, который выходит за рамки предметного содержания. Они более глубоко изучают технологии вышивки , разрабатывают сюжет и создают эскиз .Изучив историю вышивки, виды вышивки :гладью, крестом, технологию этапов производства и создания вышивки, подбирают материал, разрабатывают творческий проект.
«Лоскутное шитье»
Содержание данного проекта направлено на изучение этапов проектирования и создание оригинальных изделий из лоскутов. В ходе занятий у детей происходит знакомство с историей лоскутного шитья, развитие творческого воображения, формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству. Проект ориентирован на формирование навыков работы с лоскутным шитьем. Способствует развитию познавательного интереса к эстетическим предметам. Предлагаемый проект учебной деятельности направлен на формирование навыков:
Создание эскиза
Овладение основными приемами работы ;
Изучение истории «пэчворк», «квилт», «текстильная мозаика», «аппликация» лоскутного шитья и других видов;
Замысел, выбор материала изучение способов изготовления;
Корректировка цветового решение;
Подбор необходимых инструментов и приспособлений;
Творческо-исследовательская деятельность в разработке проекта.
«Архитектурно-строительные чертежи»
Учащимся предлагается осуществить индивидуальный проект “Дом моей мечты”.
Проект “Дом моей мечты” оформляется на двух стандартных листах формат- А3. На одном листе - план местности, где располагается непосредственно сам проектируемый дом, разбивается участок, с подъездными путями, прогулочные дорожки и вспомогательные помещения. На другом листе - фасад дома своей мечты, с планом и разрезом дома. Таким образом, мы задаем жёсткие параметры, очерчивая необходимые контуры будущего проекта, а характер расположения и сама содержательная часть – это творчество и фантазия самого ученика.
В занятия включены здоровьесберегающие технологии, т.е. упражнения для глаз, спины и рук, так как на каждом этапе проекта учащиеся повторяют инструктаж по технике безопасности.
На примере отдельных тем уроков мы постарались показать, как строим работу по развитию творческой, проектной деятельности на уроках
эстетического цикла через формирование функциональной
грамотности для социальной адаптации личности на уроках изобразительного искусства, черчения и технологии.
Анализ анкетирования учащихся показал, что:
-почти всем детям нравится выполнять проектные работы
- чаще всего учащимся нравится выполнять индивидуальные проекты, но некоторые дети предпочтение отдают парным и групповым проектам, по-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также социально адаптироваться в среде ровесников.
В процессе работы у учащихся развиваются организаторские и рефлексивные способности, приобретаются коммуникативные умения и навыки, расширяются и углубляются знания по предметам. Конечно самое ценное в том, что школьники учатся самостоятельно приобретать знания, и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, развивает функциональную грамотность.
Список литературы:
1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева от 27 января 2012г
2. А. А. Жайтапова, Г.А. Рудик,Е.В. Белошниченко, А.С. Сатывалдиева
«Педагогика 21-го века на пороге школы »(информационн-методический дайджест)
3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению, М., 1997;
4. Гусаров Н.Н. Техника изонити для дошкольников, М., 1999;