kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Освоение нетрадиционных приёмов рисования для развития мелкой моторики рук детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Освоение нетрадиционных приемов рисования для развития мелкой моторики рук детей». Учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Новокрещенова Татьяна Анатольевна "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В.А.Сухомлинский. В последнее время много говорится о мелкой моторике и том, что необходимо развивать пальчики. Почему же это так важно? По исследованиям, каждый орган и каждая функция нашего тела имеют свое «представительство» в коре головного мозга. Зона, отвечающая за тонкие движения пальцев и кистей рук, занимает около трети поверхности всей двигательной зоны в коре головного мозга и расположена она в непосредственной близости от речемоторной зоны. Именно поэтому и стало возможным рассматривать руку как своеобразный инструмент для развития речи ребенка. Развитие руки и мелкой моторики - это развитие движений мышц кисти и пальцев. Педагоги советуют начинать пассивный массаж маленьких ручек с того же времени, что и общий массаж тела новорожденного малыша: нежные, мягкие поглаживания, сгибания-разгибания пальчиков - вот первые упражнения для развития мелкой моторики. Постепенно ребенок все больше овладевает собственным телом (и движениями руки в том числе) и в ход идут словесные побуждения, где ребенок сопровождает слова взрослого движениями рук и пальчиков уже сам: машет ладошкой («пока-пока»), прячется при игре в «ку-ку» (закрывает глаза ладошками). С этого времени и речевые игры для развития тонкой моторики становятся сложнее и интереснее. С этой точки зрения занятия лепкой, рисованием открывают перед нами огромный простор для деятельности по развитию мелкой моторики и речи ребенка. В процессе творческой деятельности рука ребенка воздействует не только на речь, но и на мышление, воображение, развиваются внимание и память. Развитие мелкой моторики еще и потому необходимо, что всю последующую жизнь человеку важно иметь точные скоординированные движения пальцев руки. Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребенка. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. В своей педагогической деятельности я использую нетрадиционные приемы рисования. Рисование пальчиками («пальчики-палитра») Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла – рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами – рисование настроения). Кончик пальца можно опустить сразу в два цвета. Теперь детали дорисовываются или подчеркиваются тонкой кистью. Рисовать можно не только кончиками пальцев, но и их боковой частью, и всем пальцем, сильно надавливая на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Ребенок опускает в гуашь или акварель ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Можно делать отпечатки кулачком или ребром ладони. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Монотипия предметная Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения и каждый раз так же складывая лист. Монотипия пейзажная Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Оттиск поролоном Ребенок набирает кусочком поролона краску с подготовленной палитры и наносит оттиск на бумагу. Необходимо приложить к бумаге губку, оторвать, приложить, оторвать. Губку во время работы мочить нельзя. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Затем тонким кончиком кисти довести работу до завершения. Кляксография с трубочкой (рисуем лёгкими) Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксу на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки не сверху, а, как будто толкая её вперёд. Трубочка не должна касаться ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания нужно покачивать из стороны в сторону. Недостающие детали дорисовываются. Оттиск смятой бумагой Ребенок прижимает смятую бумагу к палитре с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага. Можно выполнять рисунок сразу красками по смятой бумаге. Сначала нужно осторожно смять лист бумаги, затем развернуть и расправить его. Вот теперь можно выполнять рисунок в цвете. Отпечатки листьев Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Придавить чистым листом бумаги, затем аккуратно снять. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Набрызг Для разбрызгивания краски можно использовать зубную щетку или расческу. Налить в тарелку жидкую краску, обмакнуть в неё щётку. Нужно следить, чтобы краска не капала со щётки. Наклонить щётку над бумагой и провести по ворсу канцелярским ножом по направлению к себе. Можно обойтись и без ножа. Воспользоваться пальцем своей правой руки, в левой держать щётку с краской. Брызги разлетаются и застывают на бумаге в причудливой форме. Эффектные работы получаются, если вырезать шаблон, разместить его на бумаге и сделать набрызг. Рисование картоном. Оказывается, можно рисовать и картоном. Ребенок набирает кистью краску и наносит её на ребро картона. Затем примакивает это ребро к листу бумаги и ведёт его вверх или чуть в сторону. Картон можно изгибать и рисовать плавные линии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Освоение нетрадиционных приёмов рисования для развития мелкой моторики рук детей»


«Освоение нетрадиционных приемов рисования для развития мелкой моторики рук детей».

Учитель

изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Новокрещенова

Татьяна Анатольевна

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"

В.А.Сухомлинский.

В последнее время много говорится о мелкой моторике и том, что необходимо развивать пальчики. Почему же это так важно?

По исследованиям, каждый орган и каждая функция нашего тела имеют свое «представительство» в коре головного мозга. Зона, отвечающая за тонкие движения пальцев и кистей рук, занимает около трети поверхности всей двигательной зоны в коре головного мозга и расположена она в непосредственной близости от речемоторной зоны. Именно поэтому и стало возможным рассматривать руку как своеобразный инструмент для развития речи ребенка.

Развитие руки и мелкой моторики - это развитие движений мышц кисти и пальцев. Педагоги советуют начинать пассивный массаж маленьких ручек с того же времени, что и общий массаж тела новорожденного малыша: нежные, мягкие поглаживания, сгибания-разгибания пальчиков - вот первые упражнения для развития мелкой моторики.

Постепенно ребенок все больше овладевает собственным телом (и движениями руки в том числе) и в ход идут словесные побуждения, где ребенок сопровождает слова взрослого движениями рук и пальчиков уже сам: машет ладошкой («пока-пока»), прячется при игре в «ку-ку» (закрывает глаза ладошками). С этого времени и речевые игры для развития тонкой моторики становятся сложнее и интереснее.

С этой точки зрения занятия лепкой, рисованием открывают перед нами огромный простор для деятельности по развитию мелкой моторики и речи ребенка. В процессе творческой деятельности рука ребенка воздействует не только на речь, но и на мышление, воображение, развиваются внимание и память.

Развитие мелкой моторики еще и потому необходимо, что всю последующую жизнь человеку важно иметь точные скоординированные движения пальцев руки.

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребенка.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. В своей педагогической деятельности я использую нетрадиционные приемы рисования.

Рисование пальчиками («пальчики-палитра»)

Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла – рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами – рисование настроения). Кончик пальца можно опустить сразу в два цвета. Теперь детали дорисовываются или подчеркиваются тонкой кистью.

Рисовать можно не только кончиками пальцев, но и их боковой частью, и всем пальцем, сильно надавливая на бумагу.

После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Ребенок опускает в гуашь или акварель ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Можно делать отпечатки кулачком или ребром ладони. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Монотипия предметная

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.

Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения и каждый раз так же складывая лист.

Монотипия пейзажная

Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине

рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.

Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской

наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Оттиск поролоном

Ребенок набирает кусочком поролона краску с подготовленной палитры и наносит оттиск на бумагу. Необходимо приложить к бумаге губку, оторвать, приложить, оторвать. Губку во время работы мочить нельзя. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Затем тонким кончиком кисти довести работу до завершения.





Кляксография с трубочкой

(рисуем лёгкими)

Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксу на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки не сверху, а, как будто толкая её вперёд. Трубочка не должна касаться ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания нужно покачивать из стороны в сторону. Недостающие детали дорисовываются.

Оттиск смятой бумагой

Ребенок прижимает смятую бумагу к палитре с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

Можно выполнять рисунок сразу красками по смятой бумаге. Сначала нужно осторожно смять лист бумаги, затем развернуть и расправить его. Вот теперь можно выполнять рисунок в цвете.

Отпечатки листьев

Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Придавить чистым листом бумаги, затем аккуратно снять. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Набрызг

Для разбрызгивания краски можно использовать зубную щетку или расческу.

Налить в тарелку жидкую краску, обмакнуть в неё щётку. Нужно следить, чтобы краска не капала со щётки.

Наклонить щётку над бумагой и провести по ворсу канцелярским ножом по направлению к себе.

Можно обойтись и без ножа. Воспользоваться пальцем своей правой руки, в левой держать щётку с краской. Брызги разлетаются и застывают на бумаге в причудливой форме.

Эффектные работы получаются, если вырезать шаблон, разместить его на бумаге и сделать набрызг.

Рисование картоном.

Оказывается, можно рисовать и картоном. Ребенок набирает кистью краску и наносит её на ребро картона. Затем примакивает это ребро к листу бумаги и ведёт его вверх или чуть в сторону. Картон можно изгибать и рисовать плавные линии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Освоение нетрадиционных приёмов рисования для развития мелкой моторики рук детей

Автор: Новокрещенова Татьяна Анатольевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Использование макарон в работе с дошкольниками."
    ["seo_title"] => string(49) "ispol_zovaniie_makaron_v_rabotie_s_doshkol_nikami"
    ["file_id"] => string(6) "472753"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1528518098"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Кружковая работа "
    ["seo_title"] => string(18) "kruzhkovaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "213256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432022194"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Пластилиновая живопись. Нетрадиционные способы изображения "
    ["seo_title"] => string(64) "plastilinovaia-zhivopis-nietraditsionnyie-sposoby-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "207435"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430479203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства