Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники изготовления поделок из макаронных изделий.
Задачи:
- познакомить педагогов с техникой изготовления поделок из макаронных изделий;
- формировать потребность в создании эстетических, креативных и уникальных вещей;
- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- повышение креативности педагогов;
- возможность применения педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
- практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков и приёмов работы техники изготовления поделок из макаронных изделий;
- создание поделок, проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.
Ход мероприятия.
Выступление педагога.
Все мы понимаем важность развития мелкой моторики рук у детей именно с раннего возраста. Значимость данной проблемы осознаёшь тогда, когда знакомишься с результатами исследований и наблюдений, которые доказывают, что степень развития пальцев рук напрямую воздействует на развитие речи ребёнка. К сожалению, в последние годы развитию мелкой моторики родители уделяют слишком мало внимания. Как ни странно это звучит, но виновата цивилизация!
То, что взрослому человеку облегчает жизнь и экономит время, лишает детей возможности работать руками. Например, не все мамы и папы в утренней спешке готовы терпеливо ждать, пока малыш сам зашнурует ботинки или застегнёт пуговицы. В итоге родители покупают обувь на «липучках», куртки на «молниях» и мелкие движения кисти и пальцев практически исключаются из жизни ребёнка. А ведь ещё Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев! Именно здесь неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Макароны – отличный, доступный материал для творчества ребенка, так как во время изготовления поделки активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе, и на развитие речи у детей. Готовые же изделия отличаются особой красотой и необычностью.
Выбор размера и формы макарон во многом зависит от задумки будущей поделки. В настоящее время промышленность выпускает огромное разнообразие макаронных изделий, которые отличаются друг от друга не только по размеру и форме, но и по цвету.
Макароны — незаменимый материал для творчества.
Работа с макаронами проста и доступна для творчества ребят не только старшего дошкольного возраста, но и младшего. Разнообразие видов и форм макарон позволяют проявлять творчество в работе с данным материалом, а их структура позволяет создавать оригинальные объемные композиции.
В творчестве дошкольников важна интеграция различных видов творческой деятельности – рисования, лепки, конструирования, аппликации. Использование такого материала как макароны позволяет сочетать несколько разных видов творческой деятельности в одной композиции. Макаронная техника, как называют ее многие, оказывает ценнейшее влияние на формирование мелкой моторики руки, которая в свою очередь способствует правильной координации движений при выполнении точных работ и развитию речи. Необходимость проявлять наблюдательность и воображение, чтобы превратить макароны во что-то оригинальное и красивое, стимулирует развитие мышления. Совместная работа ребят формирует коммуникативные навыки. Дошкольники открывают в себе способность выдавать оригинальные идеи и предлагать их, помогать товарищам, делиться материалом – все это поможет им в дальнейшем как в творчестве, так и в школьной и повседневной жизни.
В основные задачи педагога при работе с макаронной техникой входит:
- создание доброжелательной атмосферы,
- четкая постановка задачи по созданию той или иной поделки,
- поддержка собственного творчества детей,
- обучение работе с макаронной техникой, объяснение особенностей материала,
- обучение работе с клеем и другими материалами,
- поддержка готовых работ, создание выставки.
Можно купить цветные макароны, а можно покрасить их самостоятельно, так они будут еще ярче и красивее. Покрасить можно с помощью пищевых красителей или после изготовления поделки гуашью, добавив в неё клей ПВА.
Какие же поделки можно сделать из макарон?
Нанизывание макарон на нитку (бусы, браслеты); вдавливание макарон в пластилин или соленое тесто (ёжик, солнышко, новогодняя ёлка и др.); выкладывание из макарон разных картинок, приклеивая их на лист бумаги с помощью клея ПВА; выкладывание разных дорожек и лесенок, сравнивание по размеру, по форме, цвету.
Более сложные поделки для детей постарше: конструирование для девочек - заколки, украшения, куколки; для мальчиков – разные виды транспорта, здания. К Новому году вместе с детьми можно сделать ёлочные украшения (снежинки, ангелочки, макаронные шарики, звёздочки, ёлочки). А чтобы сделать поделку прочной, после завершения можно покрыть её лаком.
Поделки из макарон – это лучший способ провести время вместе с детьми, помочь создать необычные изделия, которые есть только у них, что, несомненно, несет радость и стремление творить что-то еще своими умелыми ручками.
Еще один излюбленный прием — украшение макаронами рамки для фотографий или творческих работ. Это задание можно делать как по предложенным педагогом шаблонам, так и по собственному замыслу ребенка. Вообще, украшать макаронами можно все, что угодно — вазы, шкатулки, елочные игрушки.
С помощью макарон легко изучать цвета, учиться считать. Можно проводить следующие дидактические игры с использованием макарон:
- «Разложи по цвету»;
- «Прикрепи листочки к дереву»;
- «Весёлая Африка»- выложить макаронами силуэты животных);
- «Выложи узор» (можно выкладывать узор по нарисованным линиям, в старшем возрасте узор придумывают сами дети);
- «Цветочная поляна»;
- «Ёлочки» (одинаковые и разные по размеру и форме);
- Выкладывание геометрических фигур, цифр, букв;
- «Собери бусы».
Поделки помогут выработать черты характера: аккуратность и настойчивость в достижении цели. Дети будут в восторге от необычного рукоделия, нетрадиционного использования любимого продукта питания.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
"Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов".
Творческих Вам успехов!
Практическая часть.
Практическая работа | Материалы |
Окраска макарон. | Макароны различной формы,тарелки,краски акриловые,пигменты. |
Изготовление бус. | Толстые нитки, цветные макароны. |
Изготовление ёлочных игрушек. | Макароны, клей, ПВА, мультифоры,краски. |
Изготовление новогоднего светильника на диске. | Диск компьютерный, свеча-гильза, снежинки, пайетки различной формы и цвета, клей «Титан». |
Выкладывание дорожек. | Цветные макароны, шаблоны с дорожками разной конфигурации. |
Игра «Цветочная поляна». | Зелёный картон, цветные макароны разной формы. |
Рефлексия. Демонстрация изготовленного материала, обмен мнениями.