Организация практической работы на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС
Организация практической работы на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС
Практическая работа разработана для обучющихся 7 класса к уроку на тему "Образные возможности освещения в портрете" по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация практической работы на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС»
Организация практической работы на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС
Практическая работа на уроке изобразительного искусства занимает, как правило, большую часть времени и является основным этапом в освоении законов изобразительной грамоты и проявления художественного творчества школьников.
Приведём пример проведения практической работы тренировочного характера – когда отрабатываются определенные умения и навыки.
Цель работы: формирование у учащихся графических навыков передачи тональных отношений с помощью градаций светотени (света, полутени, тени – падающей, собственной, рефлексов).
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявление самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Предметные:
-получение представления о возможностях света при создании объёмных форм;
-умение создавать объём изображаемого с помощью светотени;
-навыки работы графическими материалами;
Метапредметные:
Регулятивные: умение давать эмоциональную оценку своей деятельности;
Познавательные: умение понимать информацию, делать обобщения, выводы;
Коммуникативные: умение оценивать свою деятельность и других, точно выполнять работу.
Временные рамки: время выполнения данного задания 10 минут.
Содержание: Практическая работа разработана для учащихся 7 класса к уроку на тему «Образные возможности освещения в портрете» по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Задание заключается в выполнении учащимися упражнений – тоновых рисунков модели «обрубовочной» головы человека в первой части практического этапа урока.
Данное задание – промежуточное тренировочное упражнение, перед выполнением этюда живой модели головы человека.
Голова человека это сложный объект для изображения учащимися, с множеством деталей, плоскостей и переходов, разных форм находящихся в пространстве. Поэтому на уроке предусматривается практическая работа по освоению передачи объёмной формы головы с более простого – с гипсовой «обрубовки».
«Обрубовка» – обобщённая модель головы человека, не имеющая цвета волос, губ, глаз, кожи человека. Все формы белые, хорошо видны падающие тени, рефлексы и свет.
Но даже гипсовая голова имеет массу деталей и плоскостей. Ребятам предлагается изучить её и понять, как влияют падающие тени на форму и на выявление её объёма.
Практическое задание представляет собой «лист–раздатку» формата А4 на каждого учащегося, содержанием которой является: выполнение двух зарисовок с учётом разных видов освещения: искусственное боковое, контражурное. Ребятам нужно нанести на заданный линейный рисунок «обрубовки» тоновую штриховку графитным карандашом выявляя тоном объём формы с учётом заданного вида освещения. Рядом с линейным изображением находится подсказка – фото модели. Практическое задание распечатывается на принтере (ксероксе).
На оборотной стороне учащийся указывает свою фамилию, имя, класс и оценивает свою работу по обозначенным критериям. После чего передаёт работу соседу по парте – эксперту для оценки его результатов деятельности.
Данное практическое задание апробировано, в результате чего можно судить об эффективности его применения:
- дети заинтересованы темой и практической деятельностью в связи с работой на отдельных форматах с чётко установленной инструкцией и формой работы, а не в альбомах;
- в «листе-раздатке» есть линейный рисунок - основа, которую учащийся дополняет тональным решением, что позволяет сэкономить время, уделяя внимание только обозначенной проблеме;
- задание является предшествующим перед этюдом живой модели человека, что соответствует реализации принципов – систематичности и последовательности обучения.
Практическая работа
Тема урока: «Образные возможности освещения в портрете»
Задание: Выполните светотеневой рисунок головы человека на схеме с помощью штриховки.
Боковое освещение
Контражур (против света)
(оборотная сторона листа-раздатки)
Фамилия, Имя автора работы_______________________________________
Класс_______
Дата выполнения_______________
! Оцените эту работу по следующим критериям:
«5» – рисунок аккуратный, завершённый, отражает предполагаемый вид освещения, выявлен объём формы, правильно переданы все градации светотени, найдено много тональных переходов;
«4» - рисунок завершённый, отражает предполагаемый вид освещения, объём формы выявлен не полностью, тональных переходов недостаточно;
«3» - рисунок не завершён, вид освещения нельзя предположить, объём формы выявлен не полностью, тональных переходов очень мало.
Личная оценка_________________________
Оценка эксперта_____________ Фамилия Имя ______________________
Оценка учителя _____________________
Приложение 1. Конспект урока
Урок изобразительного искусства
7 класс, программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского
Тема урока: Образные возможности освещения в портрете
Цель: познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении; выполнить упражнения – зарисовки гипсовой «обрубовки» и живой модели натурщика.
Учебно-воспитательные задачи:
- формировать знания о значении света в портретном жанре, видах освещения (сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения);
- развивать навыки изображения человека, наблюдательность, технику рисования графитным карандашом;
- воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию.
Планируемые результаты:
Личностные: уважительное отношение к творчеству своему и одноклассников; проявление самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Предметные: получение представления о возможностях света в живописи; умение создавать объём изображаемого с помощью светотени;навыки работы графическими материалами;
Метапредметные:
Регулятивные: умение давать эмоциональную и качественную оценку своей деятельности на уроке;
Познавательные: умение слушать, понимать информацию, делать обобщения, выводы;
Коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и понимать высказывания других, оценивать деятельность других, точно выполнять работу.
Оборудование:
- репродукции картин Рембрандта «Портрет жены брата художника», Караваджо «Юноша с лютней», Э. Мане «Завтрак на траве», Н.Н.Ге «Тайная вечеря», В.В. Пукирев «Неравный брак», И.Е. Репин «Портрет П.А. Стрепетовой», В. Серов «Девочка с персиками» (Портрет В. С. Мамонтовой), И. Репин «Портрет В. Серова».
- листы-раздатки на каждого учащегося для выполнения практической работы;
- электролампа для подсветки модели.
План урока
I. Организационный момент (1 минута).
II. Изучение нового материала (8 минут).
1. Введение в тему урока
2. Свет как средство художественной выразительности
3. Анализ возможностей освещения в характерных картинах художников.
III. Практическая работа (31 минута).
Выполнение упражнений – тоновой рисунок модели «обрубовочной» головы человека (10 минут).
Взаимопроверка и оценка выполненных заданий (1 минута).
Выполнение зарисовки живой модели головы человека с боковым искусственным освещением (20 минут).
IV. Итог урока (5 минут).
а) Выставка, анализ и оценка работ учащихся.
б) Закрепление материала.
в) Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Активизация внимания учащихся.
II.Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока
- На предыдущих уроках вы достаточно подробно познакомились с особенностями портретного жанра, особенностями и приемами работы художников-портретистов.
Сегодня на уроке вы узнаете, как зависит восприятие портрета от освещения.
Послушайте поэтические строки:
А в доме, где жила я много лет,
Откуда я ушла зимой блокадной,
По вечерам опять в окошках свет,
Он розоватый, праздничный, нарядный…
Но этих окон праздничный уют
Такой забытый свет в сознанье будит,
Что верится: там добрые живут,
Хорошие, приветливые люди.
Ольга Беггольц
- Что достигается благодаря слову свет? Какое изображение ассоциируется с этими поэтическими строками?
2. Свет как средство художественной выразительности
- Светотень – важное средство изобразительного искусства, позволяющее передать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Свет организует изображение, помогая выявить свойства того или иного предмета внутри картины – отразить прозрачность стекла, блеск драгоценных камней и фактуру тканей.
К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и ее теория разрабатывалась мастерами Возрождения (Леонардо да Винчи), и с этого времени светотень широко использовалась художниками как одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения.
В ХХ веке свет впервые становится темой живописного произведения. Посредствам тончайших градаций светотени – от наибольшей до глубокой тени – художник передает не только характер освещения, объем и форму предметов, но и состояние атмосферы, частично поглощающей свет. Отсюда и взаимосвязь таких понятий как свет, тени, полутени, рефлекс.
3. Свет в природе.
Зрительные впечатления, которые вызывает у нас один и тот же наблюдаемый объект, далеко не всегда одинаковы: они во многом зависят от характера освещения, при котором ведется наблюдение.
Глаз человека приспосабливается к световым условиям, видит одинаково хорошо при очень ярком свете и при низкой освещенности (конечно, в известных пределах). Но впечатления от наблюдаемой картины при этом будут различными. Яркий солнечный свет радует человека, сумерки вызывают ощущение покоя, темнота настораживает и т. д. Восприятие это, разумеется, очень индивидуально. Но остается объективной истина, что свет, характер освещения преобразуют картину действительности и влияют на настроение, вызываемое этой картиной у человека. Характер освещения объекта зависит от источника света (солнце, луна, свет), от его положения по отношению к объекту.
Можно представить себе, какие разнообразные световые рисунки возникают при различных видах освещения. В темном помещении, куда проникает тонкий луч солнечного света, образуется эффектный световой рисунок, возникают высокие контрасты светотени, складывается общая низкая тональность. В погожий день под деревьями образуются кружевные тени. Дождливой осенью мягкий рассеянный свет пасмурного дня подчеркивает пастельные тона пейзажа. Ранней весной снег искрится, блестит вода, тени становятся прозрачными.
Таким образом, жизнь предлагает множество вариантов освещения. И очень важно разобраться подробно в назначении света в рисунке и живописи, как же должен относиться художник к выбору или созданию светового рисунка своего произведения.
Графическое или живописное изображение во многом создано с помощью света.Умелое использование освещения сделает живописными и по-своему красочными не только черно-белые изображения, но и цветные.
4.Источники света.
Весьма распространенным в практике художника является естественноеосвещение,которое может бытьдневным или ночным(вечерним).Главные источники света здесь солнце и луна.
Со стороны источника света на освещаемом предмете образуются высокие яркости - света. С противоположной стороны возникают тени, которые принято называть собственными тенями. И сам освещаемый предмет отбрасывает на окружающие его поверхности или другие предметы тень, которую называют падающей тенью. В свою очередь и окружающие предмет поверхности отбрасывают встречный поток отраженного рассеянного света. Этот поток не силен и мало что прибавляет к освещенным частям предмета. Но в тени отраженный свет виден достаточно хорошо, он высветляет теневые участки. Эту подсветку тени называют рефлексом. Поверхности, ограничивающие объем предмета, обращены к свету под различными углами, поэтому одни из них выглядят темнее, другие светлее. Так появляются не только тени, а еще и полутени - мягкие переходы от ярких светов к глубоким теням. А в тех местах, где упавший луч света отразился от освещаемой поверхности под углом зеркального отражения, возникают блики.
В живописи немало встречается образов и сюжетов с искусственным освещением. Художники нередко используют его элементы общей композиции. Это могут быть электрические лампы или огонь свечи. Необычайно живописен эффект освещения раннего вечера, когда еще имеется небольшое количество дневного света и зажигается свет. В то же время зажженные огни обусловливают высокий контраст светового рисунка. Изображение получается одновременно и тонким по тональным переходам и ярким по "краскам".
5. Виды освещения.
Фронтальный свет.Свет, падающий на объект спереди, принято называть фронтальным. В этих случаях нет чёткой градации светов и теней, рисунок становится плоским, тени от предметов падают назад и скрываются за самими фигурами и предметами, следовательно, со стороны фотоаппарата тени не видны.
Соответственно и пространство при фронтальном освещении очерчивается очень вяло, поскольку предметы, находящиеся на разных расстояниях от точки зрения, освещены в этом случае одинаково ярко и передаются тонами, близкими по светлоте.
Боковой свет. Световой рисунок, образующийся на объекте при падении основного потока солнечных лучей с бокового направления, дает более интересную и живописную светотень.
Контровой свет.Контр... Против... При наблюдении объект освещения находится против натуры, его лучи падают навстречу глаз рисующего. Каков результат такого освещения?
Изображаемые предметы приобретают низкую, темную тональность. Изображение становится еще более собранным в тоне. Контровой свет четко очерчивает контурную форму фигур и предметов. Но их объемы передаются менее убедительно, чем при боковом освещении.
6. Анализ возможностей освещения в характерных картинах художников.
Примером могут служить картины Рембрандта («Портрет жены брата художника»), где с помощью света и тени передаются особенности внешности, поведения героя и даже черты его характера. На выделении резких границ светлого и темного, использовании контрастов строит свои композиции Караваджо («Юноша с лютней»).
Совершенно по-новому используют светотень импрессионисты. Они дробят белый свет на отдельные цвета спектра и наполняют картины игрой цветовых сочетаний. Так Э. Мане строит композицию картины «Завтрак на траве» на передаче игры света, в которой представлены как фигуры, так и предметы ландшафта.
Многие художники при помощи источника света, помещенного в разных местах, решают композиционные задачи, выделяя главные фигуры. Как пример мастерского применения в живописи эффектов света и тени можно указать на картину Н.Н.Ге «Тайная вечеря». Художник ярко осветил группу главных персонажей, а предателя Иуду изобразил темным силуэтом, загородившим своей мрачной фигурой источник света. Найденный эффект света и тени помог художнику раскрыть и донести до зрителя основное в содержании его произведения, создать атмосферу драматической напряженности.
Часто мы встречаемся с произведениями, в которых художники используют и дневное и искусственное освещение одновременно. На картине В.В. Пукирева «Неравный брак» лучи света через окно неравномерно освещают помещение и находящихся в нем людей. Художник использовал в композиции свет, чтобы прежде всего направить внимание зрителя на лицо и протянутую руку невесты, выделяя ее по сравнению с другими персонажами. Менее ярко освещен стоящий рядом с ней старик. Эта фигура отодвинута несколько в глубину, и поэтому, хотя она занимает почти центральное место, взгляд зрителя к ней обращается уже после лица невесты. Освещение старика верхним светом дало возможность четко выявить складки дряблой кожи, подчеркивающие старость. Остальные фигуры отодвинуты в глубину картинной плоскости и освещены слабее. «Режиссерская» роль света (освещения), как видите, в этой композиции очень велика.
Проанализировав работы мастеров, мы можем отметить, что освещение является тем художественным приемом, который позволяет достигать наибольшей выразительности.
Рассматривая портреты, вы видели, что характер освещения имеет огромное значение. Умение передавать свет помогает художнику добиться реального воспроизведения натуры. Тонкое ощущение света и умение пользоваться им помогают художнику создавать образы, замечательные по своей психологической характеристике.
Скользя по поверхности формы головы или освещая ее в упор, свет сообщает основному (локальному) цвету головы множество оттенков, выделяя одно, скрывая другое.
III. Практическая работа
- На прошлом уроке мы с вами рассмотрели пропорции головы и частей лица человека. Вы выполняли линейное изображение головы человека карандашом.
Сегодня мы продолжим работу графическим материалом. Практический этап урока мы разделим на 2 части:
1) В первой части ваша задача выполнить упражнение – тоновой рисунок модели «обрубовочной» головы человека.
1.1) Задание предполагает выполнение двух зарисовок с учётом разных видов освещения: искусственное боковое, контражурное. Ваша задача, ребята, нанести на заданный линейный рисунок «обрубовки» тоновую штриховку графитным карандашом выявляя тоном объём формы с учётом заданного вида освещения. Рядом с линейным изображением находится подсказка – фото модели. Время выполнения данного задания 10 минут.
1.2) Взаимопроверка и оценка выполненных заданий
После завершения работы над практическим заданием учащимся предлагается произвести обмен работ с соседом по парте и оценить работу своего друга по обозначенным критериям:
«5» – рисунок аккуратный, завершённый, отражает предполагаемый вид освещения, выявлен объём формы, правильно переданы все градации светотени, найдено много тональных переходов;
«4» - рисунок завершённый, отражает предполагаемый вид освещения, объём формы выявлен не полностью, тональных переходов недостаточно;
«3» - рисунок не завершён, вид освещения нельзя предположить, объём формы выявлен не полностью, тональных переходов очень мало.
2) Вторая часть этапа практической деятельности - выполнение графического зарисовки головы человека с боковым искусственным освещением.
Целевая установка: Сейчас вам предстоит выполнить зарисовку живой модели головы человека в альбомах с искусственным боковым освещением.
Работая штрихом, тоном, вы можете добиться хороших результатов и точно передать светотеневые переходы, что очень важно для реальности изображаемого.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
IV. Итог урока.
а) Выставка, анализ и оценка работ учащихся.
- Ваши работы показывают, что вами сегодня сделан еще один шаг вперед в изображении человека. Рисунки уже более точные, смело подчеркнуты в них индивидуальные черты. Правильное изображение светотеневых переходов делает изображение головы объемным, близким к реальному.
б) Закрепление материала.
- Какое значение цвет играет в живописи, в графике, в портретном жанре?
- Назовите виды освещения в портрете?
в) Рефлексия.
Продолжите или дополните следующие фразы:
- Я никогда не задумывался (лась), что … …
- Главное во всём этом, как мне кажется …
- Мне никогда не приходило в голову, что свет … …
- Хотелось бы добавить к сказанному …
Приложение 2. Репродукции картин используемые на уроке
Рембрандт Караваджо
«Портрет жены брата художника» «Юноша с лютней»
Н.Н. Ге В.В. Пукирев «Тайная вечеря» «Неравный брак»