«Методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»
«Методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»
Творческая деятельность детей не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»»
«Методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»
Педагог: Закирова Е.Н.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Творческая деятельность детей не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции детей (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Практика педагогов показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Развивать творческую активность необходимо как можно раньше. И в этом деле огромную роль играют занятия изобразительным искусством.
Рисование популярно среди детей. Посещая наше творческое объединение, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по его рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
В каждом задании на занятиях детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
В выполнении заданий обучащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, ладошкой, кистью, пером; используют монотипию, кляксографию, штампы, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещают различные художественные материалы и т.д.
Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов.
Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Ценность таких работ состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые рисунки, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию.
Прекрасным средством для развития творческого воображения являются проведение занятий изобразительного искусства на природе. В ходе подготовки к занятию настраиваю детей на восприятие красоты природы. Предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на красоту коры деревьев, крыльев бабочек и жучков. На этих занятиях развивается не только внимание, но и ассоциативное мышление, речь. Использую метод сравнения, задаю вопросы (с чем можно сравнить, на что похож). У ребят развиваются умения всматриваться, наблюдать и анализировать.
Для развития творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительного искусства используются следующие методы обучения:
1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности обучающихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.
5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На занятиях я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.
7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.
Уроки творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова педагога, его бесчисленных диалогов с детьми, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сам кабинет, где проходят занятия творчества, должен напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие. Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить обучающихся. Только тогда можно говорить о результатах творческой деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной деятельности.
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у обучающихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ребенка. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира обучащихся, надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Для того чтобы у детей развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.
Для формирования творческих способностей обучающихся, как правило, используются различные методы обучения, Для достижения этой цели определили следующие задачи:
1. Отобрать и внедрить в практику работы развивающие методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей .
2. Расширить эмоционально-интеллектуальный опыт обучающихся в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
3. Обогатить предметно-развивающую среду: нестандартным оборудованием, техническими средствами обучения
4. Поддерживать личностные проявления детей в собственной творческой деятельности.
Решать поставленные задачи по развитию художественного творчества удается при соблюдении ряда условий:
1. Создание ''атмосферы творчества'', содержательной жизни ребенка, обогащение ее яркими впечатлениями.
2.Освоение художественно – творческой деятельности через общение с искусством.
3.Усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для детей событий.
4.Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при формировании их художественно - творческих способностей.
Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, формирования художественного вкуса. Это достигается через использование интегрированного метода обучения, который является для обучающихся инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра.
В.А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра — это важнейший метод развития воображения, познавательных и творческих способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное.
Игры, которые мы применяем в работе, составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.
На занятиях по изодеятельности используем такие игры, как:
- художественно-развивающие — «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам», «Три краски» и др.;
- графические — «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия», «Дорисуй линии и фигуры» и др.
Использование приемов “Теории решения изобретательных задач” – ТРИЗ помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов
Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход.
Что делать, если:
- нет кисточки? Чем заменить? – Пальцем, ладонью, поролоном, палочкой, спичкой и т. д.
- нет красок? Чем заменить? – Любой жидкостью, которая оставляет след: тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей и т. д.
- Во что можно превратить отпечатки ладошек
- Найти того, кто спрятался в кляксах (кляксография и монотипия).
- Перевоплотиться в кого-то или во что-то:
- в яркое солнышко, сердитую тучку.
- в деревья (молодые и старые, добрые, злые, грустные, весёлые)
- в цветы - сказочные, весенние
- в свою семью (в образе любимых животных или птиц).
- в инопланетян на другой планете или на Земле.
Метод временных изменений (из настоящего в будущее или прошлое). Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать. Так появляются: - дома будущего, в которых вы хотели бы жить, одежда, которую будут носить.
Можно представить - как будешь выглядеть, когда будешь взрослым или что было на Земле до появления людей (животный и растительный мир в далеком прошлом).
Наконец, самое абстрактное, что нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни услышать, а можно только почувствовать – свое настроение. Как это изобразить? В этом случае невозможно управлять детским творчеством. Только сам ребенок может поделиться своими ощущениями с помощью цвета, движений и музыки. Это его мир.
Таким образом, благодаря использованию развивающих методов и приемов, нестандартного оборудования детские работы стали более интересными, красочными, обогащенными и наполненными новым содержанием.
Считаем, что все инновационные методы носят развивающий характер и способствуют формированию, развитию и совершенствованию познавательной активности детей, развитию гибкости мышления, воображения, что, несомненно, имеет большое значение при восприятии искусства и включении детей в активную творческую художественную деятельность.
Анализируя в конце учебного года итоги диагностики художественных способностей детей, мы видим рост показателей и можем сделать вывод, что проводимая работа дает возможность детям заниматься изобразительной деятельностью с удовольствием, что способствует большему раскрытию их творческих и художественных способностей.