kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие для учителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие История возникновения стилей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителей»






ГККП «Боровская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Мендыкаринского района»





Медведева Светлана Михайловна









История возникновения стилей и направлений декоративно-прикладного искусства на примере художественной росписи


Методическое пособие для учителей и учащихся детских художественных школ и детских школ искусств















с.Боровское


2019 г.






Автор:

Медведева Светлана Михайловна

Рецензенты:

Андреева Светлана Николаевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Каленова Гульбарам Сартаевна – методист по воспитательной работе ГУ «Отдел образования акимата Мендыкаринского района»


Медведева Светлана Михайловна

История возникновения стилей и направлений декоративно-прикладного искусства на примере художественной росписи. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся детских художественных школ и детских школ искусств.



С.М. Медведева - с. Боровское.- 2019


Роспись и дизайн интерьера интересны разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи. Это всевозможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра, выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.












Актуальность.

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны.

В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны.

В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.

Роспись – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой и интерьером. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют декорированные вазы.

Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественной росписью, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.








Цель: исследование выполнения росписи ваз с использованием различных технологий

Задачи:

-изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;

-рассмотреть современные направления и виды росписи;

-ознакомиться с вариантами использования техники росписи ваз в современном интерьере;

-провести эксперимент по освоению различных приёмов росписи стекла;

-разработать методические рекомендации по организации внеклассных занятий с детьми в технике росписи;

- произвести экономический расчет стоимости и себестоимости готового изделия.

.

Методы:

-Теоретические: Была проанализирована и изучена специальная и методическая литература. Проведены экскурсии, посещены выставки.

-Эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемы росписи по стеклу, что позволило выявить выразительность изделия и изготовить триптих «Африка».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности витражного искусства.

Практическая значимость в том, что разработаны методические рекомендации работы в технике росписи ваз, которые позволят овладеть учащимися интересным и увлекательным декоративно-прикладным направлением.




















1. Теоретические основы изучения композиции в дизайне

1.1 Возникновение и развитие дизайна интерьера


Первоисточник в дизайне интерьеров – это желание украсить помещение, но современные интерьер-дизайнеры имеют куда более обширные обязанности. На сегодняшний день работа над интерьером – это совместная деятельность архитекторов, подрядчиков, строителей, поставщиков и самих дизайнеров для выполнения всех желаний заказчика. В ходе работы принимаются решения по габаритам и структуре пространства, по оборудованию, мебелировке и отделочным материалам. Дизайн затрагивает не только жилые объекты, любое помещение, в особенности общественного пользования, нуждается в хорошем дизайне. Конечно же, путь к пониманию этого был долгим и сложным,история дизайна интерьеров столь же длинная, как и история всего человечества.

Развитие дизайна интерьеров тесно сплетается с тем, как развивались художественные стили и обустройство домов. На развитие влияли культуры и обычаи, климат и доступные материалы, научные изобретения и торговля, а также экономические, политические и социальные события.

Египетские стили и классика. Культура Древнего Египта отличается наиболее полным оснащением интерьеров. Некоторые предметы, в большом разнообразии своем, сохранились до наших времен, чему поспособствовали благоприятный климат и даже вера, распространенная в Древнем Египте. Уже в наиболее поздние периоды становления египетской цивилизации были созданы такие предметы интерьера, как стол, стул, табурет, сундук. С развитием древнегреческой цивилизации эти египетские типы мебели были усовершенствованы – добавилась тщательная разработанность формы и изящная простота. Позже примеры греческих ордеров и орнаментов были использованы римлянами, что позволило им войти в цивилизованный мир. Римлянами история дизайна интерьеров была значительно разнообразнена – в том числе арками, сводами и куполами, причем арка в значительной степени повлияла на интерьеры и мебель. В римском стиле орнаментации присутствуют дальневосточные и ближневосточные мотивы – использование шелковых тканей, узелковых ковров, кружевная и розеточная восточная мозаика, некоторые характерные изображения.

Особенности готического стиля. Средневековье (с 4-го по 15-й века) охарактеризовалось относительным экономическим и культурным падением в жизни европейского общества, в интерьерах практически не осталось места классическому римскому стилю. Готику наилучшим образом выражают кафедральные соборы и их стрельчатые арки, витражные окна и религиозные символы – именно такой стиль доминировал в Средние века в художественных представлениях. Несмотря на политическое и религиозное противостояние, распространялся ислам, он дал значительное влияние на культуру – так, активно использовались геометрические орнаменты и мозаики в отделке пола и стен, а в некоторых случаях – также и мебели. В особенности это касалось таких регионов, как Северная Африка, Испания и Восточная Европа. Основой архитектуры в те времена были укрепленные города и феодальные замки – в связи с этим, было велико влияние закрытого пространства. Оно было или излишне тесное и переполненное людьми, или же слишком просторное и продуваемое во всех направлениях. Мебелировка отличалась скудностью – сундуки, столы, табуреты, скамьи и немногие другие предметы интерьера.

Ренессанс и начало Эпохи Возрождения. Это период между 1400-м и 1600-м годами, его характеризует возрожденное классическое убранство помещений. История дизайна интерьеров на этом этапе интересна тем, что художники почти полностью перестали интересоваться религиозной символикой и стрельчатыми арками – теперь вдохновение они черпали из классических архитектурных ордерах и античных мотивах, мифологических фигурах. Передовые достижения в создании интерьеров в то время – работы АндреаПалладио и Леона Баттиста Альберти – они отметились созданием чрезвычайно красивых вилл, которые явились уникальным сочетанием классических композиционных идей и научных достижений того времени (в том числе – и в плане стилистического оформления).

В мебели начала появляться трехмерная богатая резьба, стены перестали выглядеть как одно целое – ценилось использование отдельных панелей, с украшениями в виде фресок. Отделка полов преимущественно охарактеризовалась возвратом к древнеримской традиции, с мраморной мозаикой и изразцами. В Италии бурно развивалась текстильная индустрия – в покрывалах и драпировках все чаще стали проявляться персидские и китайские мотивы. Выражалось это, в основном, в великолепных шелках, которые орнаментировались декором. Со временем веяния Ренессанса охватили всю Европу – сначала он проник в Испанию, затем распространился во Франции, и так добрался до Англии, где на его основе появился знаменитый тюдоровско-елизаветинский стиль.

Формирование французских стилей. К 17-му веку Ренессанс перестал строго подражать античности, проявилась его большая изощренность, что привело к формированию барокко. Архитектура и дизайн интерьера в этом стиле лучше всего рассматривать на примере Версальского дворца. Это анфилада, сформированная большими, пышно украшенными помещениями. Стены состоят из отдельных панелей, их украшают гобелены, мраморная облицовка, зеркала и остекленные окна. Для дверей и других деревянных элементов характерно оформление резьбой и позолотой. Мебель выполняли голландские мастера, ей также была характерна резьба с позолотой, присутствовали инкрустации ценными породами дерева и металлами. Разрабатывались самые разнообразные столы и кресла, и все они обладали определенным назначением. В декоративных мотивах нашлось место акантовым листьям, фигуркам купидонов, фруктам и цветам, различным стилизациям. Очень распространилось использование гобеленов и шелковых тканей с изящными рисунками. Барокко был удивительным стилем, воплощающим королевскую роскошь.

Позднее пришло время и для стиля рококо. Он преимущественно отражал вкусы таких слоев общества, как крупные торговцы и мелкое дворянство. Это время моды на небольшие помещения, обладающие большей интимностью. Для отделки внутренних стен начала использоваться штукатурка, с нанесенной поверх краской пастельных тонов. Орнамент оставался богатым и резным, однако, теперь с непрерывными волнистыми и закручивающимися линиями. Все это придавало помещению беззаботность, грациозность и уют. Мебель становилась менее габаритной, с криволинейными очертаниями, выгнутыми поверхностями и гнутыми ножками. Тогда же отметилось появление шезлонгов и оттоманок. Ткани предпочитались тонкие и легкие, с мелким рисунком. В целом, здесь чувствовалось влияние восточных традиций.

Впоследствии история дизайна интерьеров пришла к неоклассицизму, что отразилось в новой моде на прямые классические элементы, с господством белого цвета и легкой позолоты. В дизайне вернулось четкое деление предметов на составные части – антаблемент, капитель и ствол. В мебели и рисунках тканей – мелкая масштабность и изысканность пропорций. Во времена Наполеона распространился ампир, который отличался интересом не к классике, а к древнеримской культуре.

Отличительные черты английских стилей. История дизайна интерьеров во многом обогатилась благодаря английским стилям, хотя немало было и прямого подражания общеевропейским тенденциям. Отличительные черты – это сочная роспись стен, глубокие естественные тона, декор в виде садовых растений. Определенное влияние оказали и американские стили, где шло постепенное обособление от Европы и появление индейских мотивов. Но в наибольшей степени Англия известна викторианским стилем – это сочетание множества других тенденций – Ренессанса и готики, рококо и итальянских течений. В мебели данный стиль – это изгибы и резьба, шнуры с кистями. Обоям, коврам и драпировкам характерны пышные орнаменты. Кроме того, отличительная черта стиля – богатство наполнения помещений мебелью и аксессуарами.

Модерн. Это начало современных стилей, противопоставление викторианским тенденциям. Осознанный выбор в пользу скромной орнаментации, и других сдержанных тематических решений. Целью было подчеркнуть чистоту материала и простоту линий. Именно модерн стал той революцией, благодаря которой перешла на современный этап развития.

Перспективы развития. Стили, используемые в дизайне интерьеров, продолжают свое развитие, которое во многом обусловлено нарастающей глобализацией и смешением множества культур. Идет процесс формирования новых стилей, которые совмещают в себе азиатские, африканские, европейские и американские художественные идеи.



1.2 . Современные направления и приемы в технике росписи по стеклу


Ничего бескрайнего, кроме голубого, спокойного неба. Земля, в которую, то тут, то там широко врезывается море. Прозрачный воздух и льющийся с высоты все пронизывающий и все озаряющий свет. Так что даже в полумраке кипарисовой рощи проглядывает сияющая лазурь неба и моря. Заливы, окаймленные мерными ступенями гор, наподобие амфитеатра. Четкий, как бы естественно оформленный пейзаж, точно ограниченный скалами или серебристым потоком. Достаточно открыть глаза, чтобы насладиться этим пейзажем как картиной, созданной и обрамленной самой природой” . Здесь, в этом светлом и лучезарном краю, дарованном человеку богами, в этом маленьком райском уголке Земли, еще в III тысячелетии до н.э. зародилась греческая цивилизация. Именно тут, создавали древние греки свою величайшую культуру – культуру того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Греческое искусство, утверждающее торжество красоты,обретающей в образе человека свое высшее воплощение, ликующей красоты мира, продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служит в известном отношении недосягаемым образцом.

Искусство античной Греции прошло в своем развитии несколько этапов, совершенствуясь и обретая с течением времени все новые и разнообразные черты. Когда происходил процесс разложения первобытнородовых отношений, произошло его зарождение, которое относится к периоду эгеской культуры. Следующий этап развития греческой культуры – гомеровский период, представлявший собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. И вот наступает первый взлет искусства Эллады – период архаики, длившийся с конца VIII по конец VI веков, до н.э. В этот период расцвет художественного творчества непосредственно связан с изменениями, происходившими в греческом обществе. Время формирования государства, перехода из гомеровской эпохи экономической стагнации с сельской патриархальной культурой на новый этап развития производительных сил и всего общества в целом приходится на VIII - VI вв. до н.э. Рост производства и связанное с ним усиление имущественного неравенства привели к распаду родового строя в передовых эллинских общинах. Развитие ремесла и торговли повлияло на появление значительного количества городов, ставших центрами жизни общества. В результате этого складываютсянебольшие рабовладельческие республики – греческие “полисы”, власть в которых первоначально принадлежала родовой аристократии.

Полис представлял собой государство, состоявшее из прилегавшей к нему небольшой территории и города. В этих новых условиях греческое общество, с их неизбежной замкнутостью, уже не ограничивается сельской жизнью и связанными с ней интересами. Возникшие вновь центры политической, экономической, общественной и культурной жизни – города завязывают более оживленные отношения с другими странами, что значительно расширяет кругозор общества того времени. Немало этому способствует колонизационная деятельность наиболее активных эллинских городов – метрополий, охватившая обширные побережья Средиземного и Черного морей. Очень большую роль сыграли связи с Египтом и Передней Азией, этими прославленными очагами высокой культуры еще во времена седой древности. Туда едут греческие купцы-мореходы в погоне за сокровищами и привозят оттуда чеканные металлические изделия и богатые ткани. Туда устремляются и греческие наемники, продающие свою кровь, а иногда и жизнь, за вавилонское золото.

В то же время происходят изменения и в мировоззрении нового общества. Совсем иными, чем в предшествующий период, становятся его интересы, устремления и художественные вкусы. Формируются главные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система. Возникают новые типы монументальной скульптуры – статуидевушек (кора) и юношей-атлетов (курос). “Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших художественных цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты”.

Рассмотрим один из видов искусства, в котором эти новые черты в формировании цивилизации проявились наиболее ярко, – греческую вазопись. Этот вид художественного творчества – роспись керамических сосудов – приобрел в Древней Греции небывалую популярность. Вазопись дает некоторое представление о почти не сохранившейсямонументальной древнегреческой живописи. Выполнение и украшение ваз росписью составили немаловажную область античного искусства. Композиция росписи органически связывалась с формой сосудов, гибкий ритм обобщенных контурных линий отличался декоративным изяществом, строгой упорядоченностью и свободой. “Тектоническая ясность и функциональная оправданность форм, гармоничные пропорции сделали древнегреческие вазы классическими образцами для европейского искусства последующих эпох”.

В вазописи Древней Греции преобладал геометрический стиль, в период, который мы сегодня называем гомеровским. В VIII в. до н.э. крайне бедную тематику, сводящуюся почти к одним линейным орнаментам, и бездушную монохромность геометрических росписей сменило более богатое содержание и более красочные, яркие и полнокровные изображения. Во второй половине VIII в. до н.э. уже не соблюдались строгие нормы геометрического стиля.

В конце VIII – начале VII вв. до н.э. в вазописи начал складываться новый, более свободный, сочный, богатый и жизнерадостный стиль. Существует несколько гипотез его зарождения. Вазы этого стиля называют “ориентализирующими” или вазами “восточного стиля”, так как обычно принято считать, что он всецело навеян искусством классического Востока. Известный исследователь искусства Б.Р. Виппер утверждает, что восточные влияния проникали в греческую керамику двумя главными путями – через Крит и через восточно-ионийские центры, Милет и остров Родос. По мнению Б.Р. Виппера, на Крите, ориентализирующий стиль распространился раньше всего, так как свойственные этому стилю округлённость линий и динамическая композиция нашли себе благодатную почву в критских традициях. “В самих формах критских сосудов раннего ориентализирующего стиля, явно навеянных металлическими образцами, чувствуется что-то совсем не керамическое. К металлическому эффекту стремится и роспись сосудов, особенно тех из них, где белые узоры, по темной глазури имитируют орнамент, процарапанный по металлическому фону”.

Однако другие исследователи античной керамики придерживаются иного мнения относительно происхождения ориентализирующегостиля.В.Д. Блаватский видит в новом течении совершенно самостоятельное и самобытное явление, вызвавшее возникновение нового, более свободного стиля, чем стиль геометрических росписей. Не отрицая существенной роли Восточных стран в развитии художественной культуры Греции в рассматриваемый период, они склонны полагать, что в основе этого нового течения лежало не подражание восточным образцам. В формировании этого нового стиля участвовали не только ионяне, но также эоляне и доряне, причем вклад последних был отнюдь не меньше, а скорее больше, чем первых.

“Достойно внимания, что во времена зарождения нового стиля в вазописи, во второй половине VIII в. до н.э., наиболее ярким и значительным в художественном творчестве Востока было искусство Ассирии, а между тем именно последнее весьма далеко от росписей ваз ориентализирующего стиля. Это лишний раз подтверждает, что новый стиль в вазописи отнюдь не был наносным явлением, пришедшим откуда-то извне. Это было самобытное явление, порожденное внутренними потребностями и вызванное к жизни развитием греческого общества”.

Искусство Крита, как считает В.Д. Блаватский, не просто передало восточное влияние на территорию Балканской Греции, а само стало первым толчком, вызвавшим новое движение в вазописи. При этом известную роль могли сыграть не умиравшие там традиции искусства Эгейской эпохи, отличавшейся, как известно, удивительным мастерством в передаче живой натуры. На критских вазах геометрического стиля нет того неограниченного господства абстрактных, геометрически правильных форм, которое характерно для керамики греческих метрополий того же времени. Это объясняется живучестью эгейских традиций в искусстве Крита – центре тхалассократии (морской державы) царя Миноса. С этими традициями связано стремление передавать не втиснутые в геометрическую схему, а свободные формы природы, стремление внимательно наблюдать ее и на основе этих наблюдений создавать художественные образы.

По мнению В.Д. Блаватского, в новых исканиях и в развитии художественных представлений, в дальнейшем немалую помощь греческим мастерам могло оказать искусство классического Востока (Передней Азии и Египта). Произведения его не могли не потрясать посещавших эти страны эллинов причудливой фантастикой своей тематики, своим красочным великолепием. Вместе с тем некоторые художественные изделия Востока,в результате торговли, преимущественно произведения прикладного искусства, – ткани, металлическая утварь и пр. – проникли в Грецию. Это еще более облегчало знакомство греческих художников и ремесленников с восточными образцами. Эллинские мастера, создавая свои оригинальные произведения, нередко использовали эти образцы, подвергая их сильной переработке.

Элементы нового стиля, как уже говорилось выше, начали зарождаться еще в вазовых росписях второй половины VIII в. до н.э., но вполне развитых форм ориентализирующий, или ковровый, как его еще именуют, стиль достиг лишь в VII в. до н.э., продолжая существовать еще в течение первых десятилетий VI в. Крупными центрами производства ваз коврового стиля были передовые торгово-ремесленные общины того времени: Коринф, Родос, Самос, Клазомены, Навкратис, Аттика.

Формы сосудов коврового стиля заметно отличаются от форм предшествующего периода. Несколько строгие очертания и зачастую вытянутые пропорции ваз геометрического стиля меняются приземистыми, сильно раздутыми, сочными, округлыми, как бы пухлыми формами керамики новой эпохи. Наиболее распространенные и характерные для этого времени сосуды – это ойнохои,кратеры, килики, амфоры, а также небольшие сосуды –бомбилии, арибаллы (для ароматических масел), пиксиды (для хранения косметики). Распространенной формой керамических изделий были также блюда.

Смену сухих и вытянутых форм геометрического стиля более округлыми и низкими в вазах VII – VI вв. до н.э. можно сопоставить с аналогичной эволюцией в эллинской архитектуре тех же эпох. Стройные деревянные колонны примерно с конца VII в. до н.э., характерные для зодчества начальных столетий I тыс. до н.э., постепенно начинают сменяться раздутыми, массивными формами каменных колонн храмов дорийской архаики. Достойно при этом внимания замечательное совпадение в характере профилей эхинов дорических капителей и в очертаниях сочных тулов коринфских киликов.

Технические приемы, применяемые мастерами ваз ориентализирующего стиля, более разнообразны, чем в предшествующий период. Вазы расписывались не только лаком, но также и красками, белой и пурпурной. Процарапанные линии, иногда исполненные простым острием, иногда циркулем применялись для внутренних контуров фигур и других деталей, например, чешуйчатого орнамента.

Как и на геометрических вазах, роспись крупных ваз коврового стиля обычно состоит из горизонтальных поясов, но число их не столь велико. На небольших сосудах часто значительная часть, а иногда и почти вся боковая поверхность тулова занята очень обширным поясом фигурного фриза; при этом бывает, что все вместилище вазы украшено одной композицией или одним орнаментальным мотивом.

Особенно резко с переходом к ориентализирующему стилю изменился характер росписей, их тематика. Геометрические узоры (пояса, шахматный орнамент, меандр, зубчатый орнамент, зигзаги) уступаю то место различным сильно стилизованным растительным мотивам. Широко применяются розетты, пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса. Эти мотивы иногда встречаются поодиночке, но чаще в более или менее сложных сочетаниях, образуя пояса или кольца. Орнаменты ваз ориентализирующего стиля насыщены полнокровной яркостью и жизнерадостной полихромией, вотличие лот сухих линий геометрических монохромных узоров.

В большей мере начинают испытывать изменение фигурные изображения, которые теперь начинают господствовать над орнаментальными мотивами. Фантастические существа и восточные животные смешиваются с образами греческой мифологии. Греческихкерамистововладевает жажда рассказывать, драматизировать события жизни и мифа. Более жизненные и подвижные изображения животных, человеческих фигур и фантастических существ, несмотря на их условную стилизацию, значительно ближе к натуре, чем напоминающие иероглифы схематические рисунки геометрического стиля.

Фигурные изображения представляют главным образом фризы с изображениями фантастических существ или следующих одно за другим животных. Эти фризы образуют пояс на наружных стенках тулова или замыкаются в кольцо внутри сосуда или на его крышке. Композиции с человеческими фигурами встречаются довольно редко, сюжеты их обычно имеют мифологическое содержание: изображения божеств или сцен героических циклов, в частности, троянского. Сравнительно редко встречаются изображения людей, вереница всадников,сцены битв, охота на зайцев.

Таким образом, тематика фигурных изображений на вазах ориентализирующего стиля заметно обогащается. На фризах с расположенными в ряд животными мы видим не только изображения быков, петухов, кабанов, оленей, орлов, козлов и водяных птиц, но также львов и пантер. “Особой семантикой обладает образ львицы: она – и символ материнства, и атрибут многих богинь – матерей, и воплощение сладострастия. Львица связана со многими женскими божествами: Артемидой Эфесской, Кибелой, Гекатой, Аталантой, Реей и др.” . Фигуры животных имеют плоскостной характер, и с этим связана их сильная “распластанность” и выразительность силуэтов. Птицы – летящие орлы или стоящие лебеди, петухи, утки – изображаются в профиль, как и фигуры четвероногих животных и их головы. Заслуживает внимания твердо установившаяся иконография пантеры и льва. У пантеры туловище изображается в профиль, а голова в фас; у последнего же и туловище, и голова неизменно показаны в профиль.

Обязательным элементом росписи ваз коврового стиля является изображение различных чудищ: сирен, сфинксов, грифонов, Горгон, крылатых демонов. Греческая мифология, а в особенности ее зооморфные черты, получили на сосудах архаики свое воплощение. И судя по изображениям мифических существ, можно обнаружить, на мой взгляд, еще одно подтверждение того, что ориентализиурющий стиль не был полным заимствованием из искусства Востока, хотя на первый взгляд может показаться обратное, ведь такие фантастические образы, как, например, грифон или сфинкс, встречаются как в искусстве Египта, так и в искусстве Греции. Но на самом деле греческие сфинксы сильно отличаются от широко известных египетских. Если у египтян сфинксы – это “благостные мужские существа с человеческой головой и телом льва, то у греков это смертоносное божество с головой и грудью женщины, орлиными крыльями и львиным телом. Греческий грифон, в отличие от рогатого персидского, – чудовищная птица с телом льва и орлиным клювом. “Собаки Зевса” –Грифоны – по преданию, стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов.

Плоскостной характер трактовки фигур усиливается несколько условным применением богатой полихромии: пурпурной и белой краски, а также обильными орнаментальными мотивами, заполняющими пространство между фигурами.все это в целом придает росписям некоторую пестроту и своеобразный “ковровый” характер.

В существенномколичестве, вазы коврового стиля изготовлялись в различных центрах Эллинской метрополии, на островах Эгейского архипелага, в южной части Балканского полуострова, а также в греческих колониях.

Первые веяния нового стиля, к сожалению нам мало известной, можно наблюдать в керамике Крита. Прославленное глубокое блюдо из Прэса (Прайса), относящееся к VII в до н.э., является прекрасным тому образцом. На наружной стороне его представленгерой, возможно, Геракл, борющийся с морским чудовищем Тритоном, на внутренней - всадник верхом на лошади. “Смело очерченное контуром, напряженное, эластичное тело героя исполнено с несравненно большей свободой, чем примитивные изображения геометрического стиля.

Вся сцена полна жизни и движения. Герой могучими руками сжимает большое узкое тело морского чудища, покрытого скользкой чешуей. Чувствуется стремление художника запечатлеть драматизм происходящего события. Композиция сцены борьбы героя с чудищем с большой свободой вписано в круг. Отсутствие орнаментов сообщает рисунку легкость и непринужденность, подобную эгейским росписям”.

Быть может, что с пережитками традиций эгейского искусства была также связана группа так называемых делосско-мелосских ваз. Точнее определить место происхождения этих прекрасных сосудов, изготовленных в VII в до н.э., в настоящее время не представляется возможным.

Наряду с фигурными композициями важную роль в росписях этих ваз играет орнамент. При этом излюбленным мотивом являются спирали и волюты, столь характерные для орнаментики позднемикенского искусства. Не менее примечательно сходство фигурных изображений на делосско-мелосских вазах со стенной живописью Тиринфа. Показательной в этом отношении является сцена, представляющая Апполлона на колеснице, запряженной крылатыми конями, и стоящую против него Артемиду. Общий принцип построения, композиция, и техника исполнения, постановки фигур, трактовка голов, – темные контуры фигур и сплошная раскраска одежды – все это во многом напоминает росписи Тиринфа. но один элемент росписи вазы резко отличает ее от своих предшественников эгейских времен. В фигурных сценах на делосско-мелосских вазах резко выступает декоративный характер росписи: фон между фигурами тесно заполнен обильными и разнообразными орнаментальными мотивами. Более того, фигуры коней в отдельных частях также трактованы подобно орнаменту: таковы их крылья, головы, и особенно ноги. Благодаря такой трактовке устанавливается органическая связь между орнаментом и изображениями. В полном соответствии с этим орнамент между фигурами, представляющий собой стилизованные растительные мотивы – усики, пальметты, розетты, волюты и пр., отличается своеобразной жизненностью. “Кажется, что вазописец, наносивший эти ухоры, пытался создать впечатление полной соков, буйной растительности”.

Следующий центр развития вазописи периода архаики – дорийский Сикион, керамика которого достигла высокого уровня и полной оригинальной самобытности. Фигурные композиции, занимающие видное место в росписях сикионских ваз, в отличие от рассмотренных ранее, обычно представляют не мифологические сюжеты, а сцены обыденной жизни, охоты или войны. Фантастические существа если и изображаются, то играют второстепенную роль.

Роспись сикионских ваз по большей части строится из нескольких поясов; главный из них, выделяющийся шириной и значением изображений, занимает наиболее широкую часть тулова.второстепенные пояса заполняются менее важными сценами, чаще простыми орнаментами (лучи на нижней части тулова,язычки на плечах) и горизонтальными поясами лака. Такие пояса лака или расположенные одна возле другой параллельные узкие линии иногда покрывают значительную часть поверхности вазы. Равным образом и вфигурных изображениях сикионских ваз, и в орнаментальных мотивах VIII – VI вв. до н.э. линия имеет очень большое значение.

Один из наилучших образцов сикионской керамики – кувшин из собрания Киджи. Он представляет собой высокий одноручный сосуд с расходящимся раструбом устьем и емким туловом, особенно раздутым в нижней части. Всю внешнюю поверхность вазы покрывает богатая роспись, разделенная на пояса; раструб горла украшен снаружи и внутри богатыми орнаментальными мотивами. На плечах – наиболее бросающиеся в глаза части кувшина, особенно при взгляде на него сверху, – широкий фриз с изображением сцены боев гоплитов: дорийские фаланги переданы вазописцем с поразительной точностью и тонкой наблюдательностью. Жизненность сцены боя достигается очень простым и вместе с тем убедительным и правдивым изображением рядов гоплитов. За каждого фигурой воина выступает часть фигуры его товарища, находящаяся в такой же позе. Отсутствие дополнительного орнамента заставляет зрителя все внимание сосредоточить на представленной сцене.

“Ювелирная обработка деталей, богатство и пестрота колорита виртуозная тонкость линий приводит к тому, что отдельные фигуры мало выступают, – они как бы полностью поглощены целым. Мы видим не отдельных бойцов, а состоящую из них могучую фалангу”.

Расположенный посередине тулова довольно широкий пояс занят рядом тематически несвязанных изображений: охота на льва, всадники, сидящий сфинкс, колесница, запряженная четверкой коней и т.п. Другая сцена, занимающая узкий пояс под предыдущим, представляет собой живую картину псовой охоты. Тонкая наблюдательность художника и выразительность этой сцены позволяет вспомнить замечательные охотничьи сцены в Микенском искусстве. Такой мотив псовой охоты получил широкое распространение на сикионских вазах. Пронаблюдать его можно на узких поясах, украшающих плечи или тулово остродонных сосудов для оливкового масла, употреблявшегося атлетами.

Представление о керамике VII в до н.э. другого дорийского города, соседнего с Сикионом – Аргоса, дает происходящий оттуда кратер с подписью исполнявшего его мастера Аристонофа. По сравнению с более утончёнными и изысканными формами сикионских ваз кратер Аристонофа кажется несколько грубоватым и тяжеловатым. На одной из сторон вазы представлена сцена из поэмы Гомера “Одиссея” – ослепление Полифема, где Одиссей с четырьмя своими спутниками вонзает огромный шест в единственный глаз циклопа. В изображениях кораблей и особенно корзины на шесте, в которой Полифем носил ягнят, видна любовь вазописца к передаче деталей. Возможно, большая фигура краба, является отголоском эгейских традиций: эгейские художники выражали большой интерес к морской фауне.

Немаловажно большая роль, чем Аргосу, в производстве ваз ориентализирующего стиля принадлежала третьему дорийскому центру – Коринфу. В VII – VIв.в. до н.э. Коринф в немалом количестве изготовлял расписные вазы, которые вывозились в различные города Восточного Средиземноморья и особенно в Южную Италию.

Для коринфской керамики особенно характерны сочные, “пузатые” формы сосудов, по большей части довольно приземистых: бомбилии,арибаллы, пиксиды, скифосы,килики, кратеры. Иногда встречаются фигурные вазы, как например, ритон из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Темой коринфских росписей являются изображения спокойно, как бы вразвалку, следующих одно за другим различных животных: пантер,львов, кабанов, водяных птиц,оленей, орлов. Среди этих животных нередко изображаются и фантастические существа:сирены, грифоны, сфинксы, змееногие крылатые демоны и другие.

Характерной особенностью коринфских росписей является толкование фигур сочным пятном с округлыми, по большей части выпуклыми, очертаниями. Изображения раскрашены белой и пурпурной красками, а внутренние контуры отмечены процарапанными линиями. Такие же округлые пятна служат заполнительным орнаментом между фигурами. Порой эти пятна имеют произвольную форму, иногда они представляют собой небрежно исполненные розетты, расчлененные внутри краской. Грузные формы животных и обилие заполнительных орнаментов приводят к тому, что вся поверхность фриза оказывается заполненной. Это придает росписям особую яркость и сочность, а обилие пурпурной и белой красок сообщает им ярко выраженный “ковровый” характер.

Свои декоративные ковровые росписи коринфские вазописцы с удивительным мастерством умели сочетать со сложной сферической формой сосуда. Грушевидное вместилище бомбилия иногда украшалось одним сложным растительным мотивом, сочетающим парные, противопоставленные пальметты и бутоны, или еще более трудной по замыслу единой фигурой крылатого, змееногого демона. “В таких вазах мастерство гончара и мастерство вазописца неразрывно связаны единством художественного замысла. Такая ваза особенно наглядно подтверждает положение, что небольшие греческие сосуды по большей части не были рассчитаны на какую-либо единую точку зрения, а воспринимались с различных сторон, в живом движении, как это обычно было при употреблении бомбиев, арибаллов и других туалетных ваз” .

Коринфские вазы пробудили многочисленные подражания. Однако вазы, изготовленные и расписанные по коринфскому образцу, значительно уступают своим предшественницам по приемам росписи и стилистической трактовке фигур. В частности, таковыми являются итоло-коринфские вазы. Глина их отличается несколько более приглушенным, зачастую коричневым тоном, в отличие от светло-желтой глины коринфских ваз. Общий характер форм сосудов, сюжетов и стиля росписей близок коринфским сосудам, но видны и некоторые отличия. В формах ваз нет округлой сочности и вместе с тем гармоничности коринфских образцов. Взамен упругих кривых линий контуров, на итало-коринфских вазах нередко встречаются надломы в очертаниях вместилищ или вялые формы последних, непропорционально продолговатые шейки, дисгармоничные резкие переходы от выпуклых очертаний тулова сосуда к заостренному или плоскому дну.

Орнамент играет большую роль в итало-коринфских росписях, чем в коринфских. Роспись малых сосудов часто ограничивается простыми поясами и узкими полосами лака или краски, а также самыми незамысловатыми узорами: язычками, ресничками и т.п. Часто и большие сосуды расписываются одними орнаментальными мотивами с исполненными точками розеттами, язычками, “финикийскими” пальметтами на наиболее широких частях тулова, поясами процарапанных полукругов и корзинками лучей (узором из лучеобразно расходящихся линий на нижней части тулова сосуда). В фигурных росписях приметно выступает схематизм, а равно и небрежность, иногда переходящая в алеповатость, что совершенно не свойственно коринфским вазам. Фигуры животных нередко непомерно удлинены и утрачивают сходство с реальной натурой. В сюжетах иногда сказывается неудержимая фантастика. Так, на одной итало-коринфской тарелке в едином фризе представлены:водяная птица, олень, львица, и корабль с боевым тараном и мачтой. Еще дальше пошел мастер, который, расписывая один из арибаллов, изобразил двух крылатых воинов со щитами; одному из громадных крыльев щитоносца он пририсовал петушиные ноги.

Приблизительно такая же роль, какую играл Коринф как крупнейший центр керамического производства на западном побережье Эгейского моря, выпала на востоке острову Родосу. В течение VII и значительной части VI веков до н.э. родосские мастерские выпускали немалое количество художественной посуды, которая,

очевидно, распространялась милетскими купцами по греческим колониям на Средиземном и Черном морях.

В родосской керамике довольно часто встречаются следующие формы сосудов: кувшины и амфоры с округлыми, раздутыми туловами,ойнохои, большие плоские блюда и меньшие по величине более глубокие блюда на стройных ножках. В росписях ойнохой и других высоких родосских ваз обычно превалирует система более или менее широких поясов, отвечающих тектонике сосуда. Главные из этих поясов, на плечах и тулове, обычно заполнены рядами следующих один за другим животных: быков, птиц,козлов или фантастических существ: сфинксов,грифонов. Наблюдаются и изображения собак, преследующих зайцев. Второстепенные части заполняются разнообразными узорами; плетенка или сложный меандр нередко украшает шейку, нижнюю часть тулова – корзинка лучей или бутоны, чередующиеся с цветами.

Росписи родосских ваз в целом производят впечатление, близкое по характеру узора ковра. Тем не менее эти ковровые росписи совершенно не похожи на коринфские. Там преобладало яркое расплывчатое пятно и в изображениях, и в заполнительном орнаменте. Здесь заметно выступает большая определенность очертаний, четкость контуров и большая роль линий. В отличие от несколько вялых, как бы переваливающихся на ходу зверей на коринфских вазах, невесомые и стройные фигуры животных родосской керамики полны энергичного движения. Они широко шагают, припадая на передние лапы, или бегут. В полном соответствии с фигурами заполнительный орнамент на родосских вазах состоит из различных линейных мотивов, восходящим иногда к узорам геометрического стиля. С другими композиционными приемами мы встречаемся в росписях родосских блюд и блюдец. “Большая круглая поверхность обычно использовалась вазописцем для единой композиции. Так, на одном из блюд представлена сцена из троянского цикла: бой Гектора с Менелаем над телом павшего воина. Свободное пространство между фигурами запонено разнообразными линейными мотивами, возможно, имевшими и апотропический смысл (два глаза наверху композиции). Линейно-орнаментальный характер этих узоров хорошо согласуется с изображениями изукрашенных щитов и фигур самих героев” .

Ковровый стиль исчез не сразу и нельзя провести резкую границу между ним и преемником его, чернофигурным стилем. Однако у коврового стиля не было столь долговременной истории “пережиточных” явлений, как у геометрического стиля. Любопытные отголоски ориентализирующего стиля можно наблюдать на относящихся к классической эпохе олинфских мозаиках, которые, вероятно, навеяны коврами своего времени. Вероятно, что в отделке и украшениях ковров и тканей стиль “ковровых”росписей держался дольше, чем в других видах художественного ремесла. Ориентализирующий стиль стал качественно новым этапом в развитии греческой вазописи, исключив из своей тематики превалирование примитивных космогонических представлений, которые заметны в росписях геометрического стиля. В изображениях довольно четко выступает уже сложившийся олимпийский пантеон и героический эпос, и это подтверждает то, что вазописцы эпохи архаики могли эффектно отразить свое время, его интересы и стать носителями вкусов своего общества.

Было время, когда изделия из стекла в интерьере или, например, стеклянные окна в жилых домах, мог позволить себе только очень богатый человек. Остальные же обходились бумагой, слюдой и бычьим пузырем. В наше время стекло настолько широко используется в быту и в промышленности, что мы перестали задумываться о его прежней слишком высокой стоимости и малой доступности, что позволило нам воплощать самые смелые фантазии, создавая не только стеклянные напольные покрытия, прозрачные лестницы и ванны-аквариумы, но и возводить небоскребы, напоминающие большие парники.

Современное стекло, различное по виду и характеристикам, вписывается в любой интерьер: от антикварного до хай-тека. Из него изготавливаются некоторые элементы мебели, множество декоративных аксессуаров: вазы, статуэтки, плафоны, подсвечники и абажуры для светильников и люстр. Все большую популярность приобретает стеклянная посуда: тарелки, бокалы, чайники, графины. Стекло используется и в модных женских украшениях, которые можно сделать своими руками. А какие эксклюзивные картины удается самостоятельно создавать благодаря росписи по стеклу!.

Каким образом человек открыл для себя этот хрупкий и прозрачный материал? Одна из легенд, рассказанная древнеримским историком Плинием Старшим (79-23 гг. до н.э.), гласит, что открытие стекла произошло случайно, когда финикийские купцы за неимением под рукой камней сложили очаг на песчаном берегу из перевозимой ими африканской соды. И на следующее утро на месте костра они обнаружили несколько гладких блестящих пластин, через которые было возможно смутно увидеть свет. Это было необыкновенное стечение обстоятельств, ведь песок, из которого образуется стекло, плавится при температуре 1710°C, а при добавлении соды температура плавления снижается больше чем в 2 раза до 720°C. Ни о каких градусах, в те времена, понятия не имели, но, тем не менее, обратили внимание на высокотемпературное взаимодействие песка и щелочи (зола, сода).

Стеклоделием занимались в Древнем Египте и в Месопотамии около 5-4 тыс. лет тому назад. По своей структуре стекло представляет собой аморфное вещество. Именно отсутствие кристаллической решетки и делает его столь хрупким, из-за чего стекло может разламываться по непредсказуемому пути. Тем не менее, в наши дни существуют технологии, придающие стеклу большую прочность. С другой стороны, именно благодаря аморфности изделия из стекла можно сделать настолько острыми, что ни один идеально заточенный металлический предмет не сравниться с ними по своей остроте. Человечество, осваивая стекло, накопило немалый опыт работы с ним.

Современные декоративные техники работы со стеклом

Фьюзинг

Эта техника была известна еще в Древнем Египте, но позже вытесненная техникой выдувного стекла. Ее современное название происходит от английского слова "fuse", которое переводится, как "плавить", "сочетать", "объединять", "комбинировать". Суть техники фьюзинга состоит в том, чтобы получить единое изделие из стекла, художественно соединяя разные по форме и по цвету стеклянные кусочки.

Современный метод фьюзинга несложный и технологичный. На стеклянной прозрачной основе складывается рисунок из фрагментов цветного стекла. Эта заготовка запекается в специальной печи при температуре около 850°C. В заготовку, кроме стекла, можно добавлять другие материалы: металлические пластины или проволоку, бисер, ткань, порошки минерального и органического происхождения. Технология фьюзинга – доступная не каждому. Для того, чтобы сделать стеклянное изделие в этой декоративной технике своими руками, придется покупать специальную высокотемпературную и недешевую печь.

Варьируя время и температуру спекания, можно создавать различные по рельефности и четкости изображения. Чтобы получить фигурные стеклянные изделия в этой технике, используются формы из огнеупорных материалов. Фрагменты, из которых складывается цельное изделие, желательно подбирать близкими по коэффициенту расширения, вязкости и температуре плавления. Это нужно для прочности и долговечности.

Мраморирование

Эта несложная и доступная каждому техника работы со стеклом не требует специального оборудования. Заключается она в том, что краски смешиваются между собой в причудливый узор и наносятся в смешанном виде на готовое изделие из стекла. Благодаря современным технологиям и ассортименту в области изготовления красок, своими руками украсить мраморными разводами можно любую поверхность.

Самый простой способ – это мраморирование краской по воде. В емкость с водой добавляются специальные краски разных цветов. Образовавшиеся на поверхности воды пятна красок "растягиваются" зубочисткой. К получившейся тончайшей узорной пленке прикладываются поверхности изделия.

Другой способ мраморирования – это окрашивание изделия безобжиговыми красками для стекла сразу по поверхности. Каждый следующий слой краски одного цвета наносится на невысохший слой краски другого цвета. Для удобства творчества сейчас в магазинах продаются уже готовые мраморированные краски. Техника мраморирования позволяет не только легко и быстро окрасить стеклянную поверхность, но и скрыть на ней различные повреждения и дефекты в замысловатом узоре.


Матирование

Техника матирования позволяет делать поверхность стекла матовой и непрозрачной, получать на ней "заиндевевший" рисунок или "морозные" узоры. В Средние века матовые стекла изготовлялись вручную. На стеклянную поверхность насыпали песок и тяжелым предметом с помощью круговых движений изменяли структуру стекла, создавая шероховатость.

Такой натуральный, ручной способ изменения поверхности стекла впоследствии заменили на химический. В 1771 году шведский аптекарь и химик Карл-Вильгельм Шееле изобрел фтористоводородную кислоту, пары которой взаимодействуют со стеклом, разрушая его поверхность.

Техника матирования очень проста для выполнения своими руками, ведь для изменения поверхности стекла используют уже готовые различные пасты и жидкости, продающиеся в магазинах товаров для творчества. Однако, этот способ – небезопасный для здоровья, правда, не настолько, как в прошлые века. Современные пасты не вызывают сегодня кислотного отравления.

Техника Тиффани

Данная техника работы со стеклом появилась в конце XIX столетия и была придумана американским художником и декоратором Луи Тиффани (1848-1933). С тех пор она практически не изменилась. Состоит техника в том, что из цветного стекла вырезаются кусочки необходимой формы, обтачиваются и оборачиваются медной фольгой. После этого фрагменты изделия спаиваются между собой. Сам Тиффани оклеивал торцы стеклянных кусочков тонкими полосками свинца.

Эта техника позволяет создавать композиции, включающие мельчайшие детали. За счет их большого количества можно изготавливать уникальные изделия, придавая им выпуклые или вогнутые формы. Иногда стеклянные фрагменты заранее расписывают, что придает изделию дополнительную художественную выразительность. Технику Тиффани непросто выполнить своими руками. Для этого сначала нужно приобрести паяльник мощностью не менее 80 Вт, стеклорез и другие инструменты, приспособления и материалы. Но если вас вдохновляет этот способ работы со стеклом, то нет ничего невозможного!

Стеклянная мозаика

До чего хороша эта техника. Само слово "мозаика" означает произведение, посвященное музам, являющимися в древнегреческой мифологии покровительницами науки, поэзии и искусств. Мозаика составляется из цветных элементов различной формы, которые соединяются между собой на декорируемой поверхности с помощью закрепляющего состава. Таким составом может быть известь, цемент, синтетические смолы, клей.

Существуют два способа набора мозаики. При прямом наборе элементы мозаики непосредственно вдавливаются в закрепляющий состав, предварительно нанесенный на декорируемую поверхность. При обратном наборе фрагменты мозаики собираются и клеятся лицевой стороной вниз на рисунок, выполненный на картоне или ткани. Затем набор с тыльной стороны заливается клеем. Чтобы сделать изделие из стекла в мозаичной технике своими руками совсем не обязательно покупать стеклорез. В магазинах для творчества можно приобрести специальные мозаичные тессеры – так называемые специальные стеклянные плиточки. Это поможет избежать процесса резки стекла при работе над мозаикой.

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Спечной витраж (фьюзинг)

Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж

Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Травленый витраж

Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Паечный витраж

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.


Фацетный витраж

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

  • Комбинированный витраж

Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон. Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Узор «Мороз»Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Травление. Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление. Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится. Обозначения оправы Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль — профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

Рюмочная плитка. Рюмочная плитка — специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Транспарант. Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Эрклез. Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Витраж DeepArt. Витражи изготавливаются с применением специальных высокотемпературных картинок для стекла. Картинки впекаются в стекло и как бы утапливаются в нем.Достигается эффект глубокой картинки. Применяется в мебельных и дверных витражах

Бендинг. Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Шебеке (панджара). Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Контурный заливной витраж. Контурный заливной витраж - на лист стекла наносится изображение акриловыми полимерами. 1-й этап - нанесение контура: имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект. 2-й этап - заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов.

































1.3 Роспись как часть интерьера в современной квартире


В историческом смысле вазы появились совсем давно, в первую очередь, они были предметами культа. Затем ваза превратилась в неотъемлемый предмет украшения и декора. Но вначале вазы были доступны только обеспеченным, знатным людям, ведь для их изготовления требовалось много времени и кропотливый ручной труд. 

Зато в настоящее время ваза, как предмет интерьера, есть во многих домах, а не только в самых богатых домах.

Жаль, что срезанные цветы «живут» недолго. Однако, красивая ваза может немного продлить их короткий век. Современные стеклянные вазы очень красивы, изысканы и могут служить самостоятельным украшением вашего интерьера.

Итак, на что же вам нужно обратить пристальное внимание при покупке вазы для украшения комнаты. Ну, прежде всего, это размер вазы и ее форма. Производители пользуются различными технологиями при изготовлении своей продукции, которые позволяют создать различные, неповторимые формы.Размеры стеклянных ваз сильно варьируются – от маленьких до больших. Большие вазы можно ставить и на пол, это позволяет им легко вписаться практически в любой интерьер. В наше время производятся широкие и узкие, низкие и высокие вазы, классического или оригинального дизайна.

Палитра цвета ваз, которые изготовляются в настоящее время, весьма разнообразна. Ваза может быть однотонная и разноцветная, переливающаяся цветами радуги. Стеклянные вазы создают впечатление необыкновенной легкости, поэтому даже если в вашей комнате будет несколько таких ваз, интерьер  не будет выглядеть перегруженным.

При производстве стеклянных ваз используются относительно недорогие материалы, этим и объясняется их низкая стоимость и доступность. Конечно, понятно, что дизайнерские образцы стоят немного дороже, однако, не настолько, чтобы они были недоступны большинству покупателей. Стекло является достаточно хрупким материалом, однако этот факт не мешает ему пользоваться большой популярностью. К тому же благодаря современным технологиям, используемым при их производстве, стеклянные вазы получаются довольно прочными.

Стеклянная ваза именно благодаря своей прозрачности оставляет большие возможности для экспериментов в интерьере. Тут все дело в вашей фантазии. Вы можете наполнить разнообразными предметами: разноцветными пуговицами, камушками, ракушками, красивыми шариками, а не только традиционными живыми или искусственными цветами. Особо терпеливые и креативные могут создать неповторимую вазу, расписав ее по своему вкусу. Благо необходимые для росписи материалы и трафареты имеются в продаже.

Преобразить простое стекло в настоящий шедевр можно с помощью росписи по стеклу. Хотя это довольно сложная и кропотливая работа, но изделия, выполненные в этой технике, приковывают и завораживают взгляд. Магическая красота, созданная руками умелых мастеров, заставляет подолгу любоваться уникальным и неповторимым внешним видом стекла. Диковинные рисунки на мебели, зеркалах, дверях и окнах достойно украсят любой интерьер, а расписанные вазы, стаканы, фужеры послужат прекрасным подарком.
Яркая и красивая декоративная роспись стекла создает игру света. Современные витражные краски прекрасно справляются с этой задачей, ведь они бывают прозрачными, насыщенными, с эффектом металлик, с блестками, на различной основе. Перед их использованием обязательно используется обезжиренная основа, на которую плавными движениями руки наносится контур. Таким образом создается замкнутый контурный рисунок. Контурная паста находится в тюбике с небольшим наконечником, имеет широкую цветовую гамму: от всех цветов радуги до имитации металлов. Это позволяет не только копировать витражную технику, но и создавать дополнительный рельеф на изделиях, нанося контуром точки или узоры.
Для широкомасштабных работ применяют витражные ленты из свинца или резины с самоклеящейся основой.

После нанесения контура закрашивается сам рисунок, для этого используются витражные краски. Они могут быть самых разных цветов, которые можно смешивать между собой.

В процессе работы используются круглые и плоские кисти, которые следует чередовать между собой. Для красок на основе растворителя подойдут синтетические кисти.

Мастера используют различные техники росписи стекла, не ограничиваясь простой зарисовкой контура. С помощью белой акриловой краски можно создавать на стекле имитацию морозных узоров, если наносить ее с помощью губки.Структурные пасты и гели создают рельефные эффекты инея, снежной крошки и даже самого стекла.

С помощью матового или патинирующего лаков можно добиться эффекта потертой старины, а сделать мелкие трещинки поможет лак для кракелюров.
Однако нынешняя витражная роспись постепенно отказывается от точной имитации настоящего витража, делая формы более свободными и мягкими. Она объединяет концепции: сложный средневековый рисунок и современную декоративность витража, создавая восхитительные произведения.













Список использованной литературы


  1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН до 2015 года

  2. Послание Президента Н. А. Назарбаева к народу. 2011-№25-8с.

  3. Закон об Образовании Республики Казахстан.

  4. Изобразительное искусство в школе. Научно-методический и научно-популярный журнал. 2006-№5 – 185.

  5. ВиггинтонМайкл.“Пять возрастов стекла”. Журнал Architectured’aujourd’hui. – 5,-с.185.

  6. С.Толенбаев, М.Омербекова. Способы создания казахского орнамента.-Алматы: «Каганат ЛТД».1993-5с.

  7. Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ» Москва.1986 - 8с.

  8. Народное творчество. Научно-популярный журнал. 2005-№6 - 115с.

  9. Народное творчество. Научно-популярный журнал. 2006-№2 - 75с.

  10. Изобразительное искусство в школе. Научно-методический и научно-популярный журнал. 2006-№3 – 5-95с.

  11. ГиглиЛинетт «Техника росписи по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2007-85с.

  12. Пушкина В. Стекло. Практическое руководство.-М.:Просвещение. 2003-17с.

  13. Ибрагимов У.Ш.Болатбаев К.К. Методическое руководство к учебнику «Изобразительное искусство» для учителей 4 класса общеобразовательной школы.-А.: Атамура. 2002-15с.

  14. Аубакирова Р.Ж., Абремская Н.К. Изобразительная деятельность: методическое пособие для обучения детей 6-7 лет по программе предшкольнойподготовки.-А.: ОАО Алматыютап. 2003-3-15с.

  15. Тохтабаева Ш.Ж. Серебрянный путь казахских мастеров.-А.:Дайк-Пресс. 2005-7с.

  16. Омирбекова М.Ш. Традиционная культура казахов. Учебное пособие для занятий по труду и зобразительному искусству для учащихся 1-6 классов.- А.: ОАО Алматыютап. 2004-5с.

  17. Скребцова Т.О. Данильченко Л.А. Ивлева А.Г. Объемные картины из кожи. – М.: Феникс. 2005-15с.

  18. Ткаченко Т.Б. Роспись стекла своими руками. – М.: Феникс. 2005 – 251с.

  19. Козлова СИ., Е.Л. Козловой «Роспись стекла» Перевод с английского.© Издательство КАРТ-РОдНИК, издание на русском языке, 2004 - 17с.

  20. Ермолаева Л.Г. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека. Учебное пособие для студентов-дизайнеров.-М.: Гном и Д. 2001-175с.

  21. Голубева А.Л. Основы композиции.-М.: Изобразительное искусство. 2001-18с.

  22. Айдарова З.Ш. Методическое руководство к учебнику «Изобразительное искусство» для учителей 6 класса общеобразовательной школы.-А.: Атамура. 2002-214с.

  23. Щербаков В. Композиция (обучение композиции на уроках ИЗО) Изобразительное искусство в школе.2003-№1 – 14-75с.

  24. Деко. Научно – популярный журнал. 01.06.2006 – 26-29с.

  25. Деко. Научно-популярный, научно методический журнал. 03.12.2006 – 157с.

  26. Деко. Научно-популярный,научно-методический журнал. 01.10.2006-64 – 67с.

  27. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество» Ростов на Дану «Феникс» 2002-67с.

  28. Кьяццари Сюзи «Цвет в интерьере вашего дома», издательство «Кристина-Новый век». 2007

  29. Мария диСпирито «Витражное искусство» издательство Альбом. 2008-84 с

  30. Мария диСпирито «Стеклянные светильники», издательство Ниола-Пресс, 2007 -26- 71с.

  31. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: Книга для учителя: 50часов творчества. -М.: Просвещение, 1990-74с.

  32. Школа и производство. Журнал №4-2002

  33. Юный техник для умелых рук. И.Ильюхина. М.:1988-47с.

  34. Е.Чекризова. Стильные штучки.-М.:АСТ-ПРЕСС:2006

  35. Спирито Мария Ди «РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ» издательство Мой Мир.-М.:Профиздат,2002

  36. Седман Эмма «Роспись по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2008.-М.: АСТ-ПРЕСС-1998-17с.

  37. Рузинова Е. Работа с красками. Практические советы.журнал юный художник. №5-6,1995 – 28с.

  38. Хобби и декор. Не последний из могикан. -М.:ОАО «Гамма» -5.26.2007-12-15с.

  39. О. Акулова, Т. Капкевич. Народное творчество. №2-М.:2006 – 14-243с.

  40. О. Акулова.Народное творчество. Из старой куртки и сношенных сапог. №6 – 2005М.:87-243с.

  41. И.П. Никонов. Народное творчество. Потерялась любимая перчатка. №2(14) – 1990 –13-43с.

  42. Д. Кучер. Шедевры из ничего. Народное творчество. Потерялась любимая перчатка. №1(13) М.:1990 – 7-76с.

  43. Мая Мурлыкина. Деко. М.:2005 –84- 92с.

  44. Т. Н. Андрианова. Художественная обработка стекла. – Питер.2004 – 17-80с.

  45. Т.О. Скребцова, Л.А. Дальниченко,А.Г. Ивлева – Ростов н/Д.: Феникс. 2005 4– 247с.

  46. Чибрикова О.В. Поделки для украшения интерьера. – М.: Эксмо.2005 –97 175с.

  47. Варава Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия. – Ростов н/Д.: Феникс. 2007 -47-172с.

  48. Волкова Н.В. Роспись по стеклу. – Ростов н/Д.: Феникс. 2001 –48- 175с.

  49. Жуков Ю.В., В.Ю. Жуков. Стекольная промышленность. - №4. 2001 – с 7-157

  50. Жихарев А.П. Практикум по материаловедению в производстве изделий легкой промышленности. – М.:Феникс. 2000 –78- 171с.

  51. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. – А.: «Онер». 1994 – 78с.

  52. Художественная роспись по стеклу. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.patlah.ru/etm/etm01/teh%20k/hydoz_koza/hydoz_koza1-.htm

  53. Приемы росписи ваз. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-340689.htm

  54. Вазопись. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kaz.docdat.com/docs/index-89178.html








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическое пособие для учителей

Автор: Медведева Светлана Михайловна

Дата: 17.03.2022

Номер свидетельства: 602460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Методическое пособие для учителей "Я иду на урок""
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskoie_posobiie_dlia_uchitieliei_ia_idu_na_urok"
    ["file_id"] => string(6) "446597"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514223940"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическое пособие для преподавателей английского языка"
    ["seo_title"] => string(60) "metodicheskoe_posobie_dlia_prepodavatelei_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "498512"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549354444"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Методическое пособие для учителей словесников"
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskoie-posobiie-dlia-uchitieliei-sloviesnikov"
    ["file_id"] => string(6) "252582"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447412520"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Методическое пособие для учителя начальных классов по литературному чтению "Прощание с Азбукой""
    ["seo_title"] => string(100) "mietodichieskoieposobiiedliauchitielianachalnykhklassovpolitieraturnomuchtieniiuproshchaniiesazbukoi"
    ["file_id"] => string(6) "330439"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464259529"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Методическое пособие для учителей "Массивы""
    ["seo_title"] => string(46) "mietodichieskoieposobiiedliauchitielieimassivy"
    ["file_id"] => string(6) "338113"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1469543434"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства