Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических материалов на уроках ИЗО»
Использование дидактических материалов на уроках ИЗО
Дидактические материалы, которые я использую в своей работе помогают учащимся освоить систему знаний по предмету ИЗО, овладеть изобразительными умениями и навыками, и способами познавательной и информационно – коммуникативной деятельности, а также анализом своих работ.
Основными видами дидактического материала на моих уроках являются раздаточные карточки по 1 на парту или каждому ученику. В таблице, которая находится ниже, представлены все эти виды и пояснения к ним. Раздаточный материал я использую на каждом уроке наряду с наличием большого количества наглядности на доске для того, чтобы учащиеся имели возможность как можно ближе и подробнее ознакомиться с новым по теме урока или повторили и вспомнили старое, уже изученное и использовали для создания своих работ. Конечно же, на своих уроках я стараюсь менять виды раздаточного материала в зависимости от темы и задания к ней. Набор количества раздаточных карточек – от 15 (по количеству парт) до 25 (по количеству учащихся). Нередко использую 1 – 3 набора. Дидактический материал к урокам ИЗО делаю сама, используя для этого большое количество иллюстраций и с минимумом текста. Учащиеся умеют пользоваться таким материалом и работы их получаются интересные и оригинальные. Примеры дидактического материала (№1,2) можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ.
Используются для закрепления нового материала по теме урока, как индивидуально, так и в парах, по группам.
Используются для проверки знаний уч-ся (индивидуально).
2.Шуточные и игровые задания и тесты.
- Художественные омонимы.
- Анаграммы.
- Загадки и шарады.
- Словесное сложение.
- Верификатор.
- и другие.
(5 – 8 классы)
Используются (индивидуально, в парах, группах) для повторения и закрепления знаний.
Используются для эмоциональной разрядки, снятия напряжения и поднятия хорошего настроения.
3.Раздаточный материал:
- Схемы – таблицы
- Карточки с заданиями
- Карточки для сравнения
- Игровые карточки
- Таблицы с поэтапной работой над изображением
«Символы древних образов сил природы: знаки воды, земли, солнца и растений»
(5 класс)
Кроссворды по теме: «Музеи мира и России»
(7 класс)
«Храмы и кремли Руси и России»
(8 класс)
«ИЗО лото»
(5 – 6 классы)
«Построение изображения головы человека в пространстве»
(6 класс)
Использование на каждом учебном занятии (индивидуально).
Использование для росписи чаши-календаря, русской прялки, полотенца и народных костюмов.
Ознакомление, закрепление и применение на практике.
Использование для закрепления и повторения темы.
Уметь сравнить изображения и определить различие в архитектуре.
Использование для закрепления нового материала и повторение ранее пройденного.
Используются для проверки знаний по цветоведению, русских народных промыслов, видов ИЗО.
Использование для ознакомления с новым материалом по теме: «Изображение человека».
4. «Музей в чемодане»
5 – 8 классы
Использование на уроке в оставшееся свободное время от практической работы (уч-ся уже справился с темой) для повышения своей художественной грамотности.
5.Шаблоны:
- фигуры человека
- предметов
Кукла – шаблон для создания костюмов различных исторических эпох (5 класс)
«Развёртки геометрических тел» (6 класс)
Используются для экономной траты времени над изображением, ознакомления с новым материалом.
Мне очень нравиться работать над дидактическим материалом. Хочется, чтобы каждый урок запомнился моим ученикам, и они научились бы чему-то новому и интересному.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проверочные тесты.
Предлагая данные тесты, можно вовлечь учащихся в активное обсуждение любой темы по изобразительному искусству, на уроке контроля и обобщения знаний развить творческую дискуссию. Они могут быть использованы для повторения уже пройденного материала, а также в качестве домашнего задания.
Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.
1.графика
2.живопись
3.скульптура
4.ДПИ
Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.
1.натюрморт
2.пейзаж
3.портрет
4.анимализм
Пейзаж, документально и точно изображающий вид определённой местности или города, который выполнялся с натуры.
1.марина
2.ведута
3.обманка
4.пленэр
Что означает слово «графика»?
«изображаю»
«рисую»
«пишу»
«вырезаю»
Что не использует графика?
1.пятно
2.оттенок
3.точка
4.линия
Живопись одним цветом, чаще всего серым.
1.гризайль
2.акварель
3.силуэт
4.монотипия
К ахроматическим цветам относятся:
1.чёрный 4.белый
2.красный 5.серый
3.жёлтый 6.синий
Красный, синий, жёлтый – это:
1.холодные цвета
2.тёплые цвета
3.основные цвета
4.составные цвета
Техника живописи и графики, использующая прозрачные водорастворимые краски.
1.акварель
2.темпера
3.пастель
4.гуашь
Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
1.колорит
2сюжет
3.композиция
4.перспектива
В каком жанре работали художники: И.Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов, И. Айвазовский?
1.портрета
2.натюрморта
3.пейзажа
4.анималистическом
О какой картине Левитана русский писатель А.П. Чехов сказал: «Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор».
1.Вечер на Волге
2.Берёзовая роща
3.Тихая обитель
4.Осень. Мельница
Шуточные задания и игровые задания.
Художественные омонимы.
Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)
Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения функции, но и художник. (График)
Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть)
Не только характер, нрав и темперамент человека, но и реальные объекты действительности, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. (Натура)
Не только король Таиланда, для которого строился Золотой дворец, но и оправа для картины. (Рама)
Расширяем кругозор.
Как называется ящик для хранения красок, палитр и набросков? (Этюдник)
Назовите самый древний рисовальный материал. (Уголь)
Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам. (Этюд)
Скажите по-французски «открытый воздух», если для знакомых с искусством это воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. (Пленэр)
Как называли русских художников, которые отправлялись на учёбу в Европу за казённый счёт? (Пенсионеры)
Его фамилия означала по-гречески «золотых дел мастер», но он стал великим художником. (Архип Иванович Куинджи)
Назовите главного «натурщика» Айвазовского. (Море)
Анаграммы.
Переставьте буквы в словах так, чтобы из них получилось новое слово.
КАРКАС – К _ _ _ _ _ (материал для рисования). (Краска)
Живописцев, работающих маслом, во много сотен раз больше, чем акварелистом. (Да.)
До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да. Живописцы в основном писалипарадные портреты.)
Силуэт – это фамилия важного французского вельможи. (Да. Жил воФранции в XVIII веке Этьен де Силуэт. Служил он при дворе короля Людовика XV и занимал пост министра финансов. О его скупости, расчётливости и подозрительности было сложено множество анекдотов. Однажды на господина Силуэта кто-то из придворных нарисовал необычную карикатуру в виде тени. И подписал: «Силуэт». С тех пор «силуэтом» стали называть все контурные плоские изображения, словно тени, повторяющие очертания предметов.)
Картина Георгия Нисского «Радуга» написана с натуры. (Нет. Еёхудожник написал по воображению, вдохновлённый «Радугой» АрхипаКуинджи.)
Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. (Нет, в честь Павла Третьякова,основавшего её в 1856 г.)
Пазл «Составь картину».
Из кусочков – пазлов составь картину, определи её название и автора по приведённому тексту:
«Великий русский пейзажист второй половины XIX века. Жил с 1832 по 1898 год. После долгих лет учения в Москве, затем в петербургской Академии художеств, в Германии и Швеции всю свою творческую жизнь посвящает изображению русской природы. Он забирается в самые глухие чащи, наблюдая жизнь леса. С тщательностью исследователя он зарисовывает листья, цветы и травы, однако образ русской природы, созданный им, всегда эпичен, монументален и величав. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок».
Ответ: Иван Иванович Шишкин и его работа «Корабельная роща» - последняя большая картина, необыкновенно цельная и монументальная по композиции, выполненная в мажорной красочной гамме, как бы пронизанной солнечным светом.