Использование дидактического материала как одного из видов учебных наглядных пособий на уроках специального фортепиано
Использование дидактического материала как одного из видов учебных наглядных пособий на уроках специального фортепиано
Данная методическая работа предназначена для преподавателей фортепиано. В ней описаны инновационные методы работы с дошкольниками с использованием дидактических материалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование дидактического материала как одного из видов учебных наглядных пособий на уроках специального фортепиано»
Использование дидактического материала как одного из видов учебных наглядных пособий на уроках специального фортепиано в подготовительном классе
(для детей 5-6 лет)
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия в ДШИ.
Конечно, музыкальность развивается тем быстрее, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребёнка каким-либо видам музыкальной деятельности. Но при этом приступать к обучению в ДШИ лучше в определённое время – не слишком рано, но и не слишком поздно. Наиболее благоприятным периодом для начального обучения в музыкальной школе является дошкольный возраст (5-6 лет). В этом возрасте ребёнок уже общителен, физический аппарат характеризуется гибкостью, податливостью, способностью к формированию новых навыков под воздействием внешних факторов, он может быть обучаем в виду наличия устойчивого внимания и развивающихся волевых процессов. В то же время ребёнок пока воспринимает мир целостно, ярко действуют интуиция, неосознаваемые процессы психики.
Но как выстроить урок с детьми этого возраста правильно и интересно?
На сегодняшний день накоплен большой положительный опыт обучения детей раннего возраста, который подтверждается анализом педагогической практики ведущих преподавателей и современной методической литературой по начальному обучению детей музыке. Конечно, любой урок требует определённой подготовки со стороны педагога, и урок с детьми младшего возраста – не исключение. Следует учесть ряд особенностей детской психики этого возраста.
Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. Поэтому на уроке должна быть быстрая смена заданий, переключение внимания ребёнка на различные виды деятельности и чередование упражнений, требующих сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой. Любой вид работы не должен занимать слишком много времени.
Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.
В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.
В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче.
В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.
В целом, занятия на фортепиано ребенок должен воспринимать как новое развлечение. Задача педагога – направить это развлечение.
На уроке осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход.
Особую роль в обучении играет принцип наглядности, особенно в работе с маленькими детьми.
Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь маленькому ученику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков. Дидактический материал – особый вид пособий для учебных занятий,
использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.
Доказано, что для детей 5-6 лет наиболее эффективно проводить развивающие занятия в игровой форме с использованием дидактического материала, это даёт возможность более естественно включать маленьких детей в процесс обучения. Использование дидактического материала на уроках не только повысит интерес детей к данным занятиям, но и сделает обучение более эффективным и разноообразным, менее утомительным.
Яркий дидактический материал будет полезен как для объяснения нового материала, так и для его закрепления. Это могут быть карточки, картинки, нотное лото, игры-загадки, ребусы, кроссворды и т.д. Выполняя то или иное задание, ребёнок, конечно, должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить все обозначения.
Далее я приведу примеры ряда дидактических заданий различной направленности, которые использую в своей работе с детьми 5-6- лет на уроках специального фортепиано в подготовительном классе с целью увлечь, удержать и развить интерес ребёнка к музицированию при изучении нового материала и проверке пройденного.
В самом начале занятий на фортепиано дети знакомятся с клавиатурой, и я использую при этом карточку, на которой ребёнок должен показать верно изображённую клавиатуру. Задание довольно простое, и дети с большим удовольствием указывают на верный ответ. Первая маленькая победа их всегда радует и вдохновляет!
Когда дети знакомятся с ритмом музыки, узнают о коротких и длинных звуках, я использую карточки, на которых длинные звуки условно обозначены длинной чертой, а короткие звуки – короткой чертой. Ребёнку предлагается прохлопать определенную ритмическую последовательность таких звуков-черточек. После знакомства с понятием «пауза» ребёнок получает аналогичное задание, но с использованием пауз. На первых уроках это могут быть самые простые ритмические упражнения, которые следует несколько раз прохлопать по коленкам или ладошками либо простучать ритм подушечками пальцев по столу.
Дети хорошо чувствуют ритмичность звучания слова, и это умение ощущать звуковой ритм через слово я использую в дидактической карточке «Как меня зовут?». Ребёнку предлагается назвать животное так, что бы оно совпадало с предложенным ритмическим рисунком. Например: СЛОН, СЛО-ник, сло-НЁ-нок и т.д.
Тему «Длительности нот» я объясняю всегда на примере деления яблока. Мною подготовлен специальный дидактический материал в формате детской книги-яблока. На титульном листе изображено яблоко, на первой страничке – целая нота; на второй – страница яблока поделена пополам, и на каждой половине изображены половинные ноты; третья страница яблока поделена на четыре части, в каждой из которых изображены четверти и т.д. Я на одном уроке даю понятие о целых, половинных, четвертных длительностях, и дети с нетерпением ждут следующего занятия, чтобы узнать, что же будет на следующей страничке. Вторая часть книги-яблока таким же образом посвящена паузам. С большим интересом дети играют в нотное лото, что также помогает детям освоить тему «Длительности нот». Дети должны твердо знать, из чего состоят целая нота, половинная, четвертная.
С удовольствием дети занимаются с карточкой «Музыкальные часы». С её помощью я проверяю знания детей о длительности нот и пауз. Например: на дидактическом материале изображены часы, а вместо цифр различные длительности нот или группы длительностей нот. Одну стрелку часов я устанавливаю на целую длительность ноты, а другую стрелку ребенок должен поставить на ту группу длительностей нот, которая будет равна целой ноте или целой паузе и т.д.
Проверить, насколько хорошо ребёнок освоил размер и длительности нот, помогут ритмические карточки. Ученик должен прохлопать ладошками предлагаемый ритмический рисунок со счетом в соответствии с предложенным размером. Очень полезны упражнения, во время исполнения которых ученик одной рукой отсчитывает пульс, а другой — ритм. Это одно из наиболее трудных заданий, которые предлагаются ученикам. Для координации рук и ног используются ещё более сложные ритмические упражнения. В таких упражнениях одну строку ритма хлопают руки, а другую ноги.
Метод дидактических карточек может быть полезен и в запоминании детьми нот на двух нотных станах. Маленькими карточками с изображением ноты на нотоносце в определенном ключе дети пользуются как в классе, так и дома. Из колоды выбирается любая карточка с изображением ноты, которую ребёнок должен назвать, а на обратной стороне расположена подсказка – какая это нота. Таким образом, знание нот на нотном стане могу проверить не только я в классе, но и родители – дома.
Дети любят загадки. А карточки-загадки, в которых нота является одним из слогов слова, это всегда интересно. Слова так и записываются – ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги – буквами (чтение слогов буквами, как правило, не вызывает затруднения, т.к. многие дошкольники уже в этом возрасте умеют читать, а если нет, то им помогает педагог). Есть карточки, с помощью которых я проверяю знание нот на клавиатуре.
На уроке могут быть использованы карточки, в которых нужно изменить или дополнить нотный текст. Например, вписать недостающие ноты, паузы, размер, поставить тактовые черты, указать длительности нот, обозначенных лишь нотными головками, найти знакомые музыкальные знаки и т.д. Таким образом, одна и та же задача (освоение метроритма) решается различными способами благодаря смене методов обучения.
Чтобы поддерживать внимание ребенка, я сама выполняю задания в карточках, и при этом иногда сознательно ошибаюсь. Дети радуется, что я сделала ошибку, и с удовольствием меня поправляют, а если они этого не делают, то, возможно, они не были внимательны, устали или заскучали.
Все аналогичные музыкально-дидактические задания можно задавать на дом, но впервые такие задания должны выполняться детьми на уроке.
На мой взгляд, использование в обучении музыкально-дидактических пособий обогащает детей новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Но надо помнить, что такие задания должны быть разнообразными по поставленным задачам и содержанию, просты и доступны, интересны и привлекательны для ребёнка. Только в этом случае они могут стать надёжными помощниками в обучении и стимулировать у детей устойчивый интерес к занятию музыкой.