kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры на уроках изо как способ формирования познавательных ууд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках изо как способ формирования познавательных ууд»

(1 слайд)ИГРЫ НА УРОКАХ ИЗО, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

(2 слайд)Введение

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

(3 слайд)Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, сколько вооружить его универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь и в стандартах второго поколения.

(4 слайд)Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении уроков следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

(5 слайд)Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. В этом ключе я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, внеся элементы новизны в процесс изучения изобразительного искусства и МХК. Урок выстраиваю так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием, развивал способности к самообучению, самоорганизации. Мои ученики (с 5-го по 9-ые классы) работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий, становятся исследователями, организаторами и участниками коммуникаций, субъектами принятия решений.

При формировании познавательных УУД у ребят особое внимание обращаю на овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. В этом огромную помощь оказывают изобразительные игры, которые стали составной частью моего урока. (слайд 6)В результате применения игр на уроках Изо повышается не только интерес к уроку, но и качество знаний по предмету.

С целью осуществления межпредметных связей часто урок МХК в старших классах начинаю с игры-разминки (слайд 7)«Заверши фразу», в которой произношу начало известной фразы, а ученики продолжают её. После этого есть возможность задать дополнительные вопросы: кто произносит эту фразу? В каком эпизоде она звучит? Роль этого эпизода в произведении? Кроме тренировки внимания и памяти, умения ориентироваться в пространстве произведения, даю ученикам возможность использовать литературный материал на уроках искусства.

В 5-6 классах большой возможностью интеграции обладает групповая игра (слайд 8)«Пластилиновый герой/предмет». Она предполагает работу по изготовлению из пластилина героя или предмета из знакомого произведения (-ий). После создания героя группа демонстрирует своё изделие, а остальные отгадывают произведение, зачитывают эпизод с участием этого героя.

В 9 – 11 классах проводим игру (слайд 9)«Набор слов», где ребятам предлагаю по данному набору слов определить художественное направление, в рамках которого могло быть написано художественное, музыкальное или литературное произведение. При этом ребята должны объяснить свой выбор, приведя в качестве примера одно произведение данного направления.

(слайд 10)Таким образом, с помощью игр формируются познавательные УУД: активизируется мышление, организуются процессы восприятия и памяти, происходит обобщение материала. Изобразительная игра настраивает детей на оптимистичный лад по отношению к предмету изобразительное искусство и МХК. А постепенно усложняя игру, мы формируем устойчивое положительное отношение к различным видам искусства, такие как литература, театр, музыка, как интересному и полезному занятию. При этом сверхзадачей игры на уроке является и формирование у школьников литературного слуха, то есть умения не только слушать и слышать художественный текст, но и интерпретировать его.

В результате применения игр на уроках Изо, повышается не только интерес к уроку, но и качество знаний по предмету.

Игровые приемы выполняют несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Игровые приемы как феномен культуры обучают, развивают, воспитывают, социализируют личность, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.

Приложение 1

 6 класс Игра – соревнование «Кто быстрее и точнее проведёт линии».
Правила игры: быстро и точно проводить линии без отрыва карандаша от бумаги по определённому сюжету (пройти по извилистой горной дороге, проплыть между препятствиями, провести хоккейную комбинацию).
Примерный текст игрового упражнения: 
«Мы стояли у подножия горы и никак не могли решить, куда двигаться дальше. Робко двинулись влево, но дорогу нам преградила бурная горная река. Пришлось вернуться. Затем мы двинулись вправо, но там нам встретились дикие звери. Мы убегали туда, откуда пришли, сломя голову, петляя между валунами. Отдохнув и отдышавшись, мы стали пробираться по узкой тропинке вверх. Шли медленно и робко, осторожно огибая большие камни. На пути нам попался кусок скалы необычной формы. Мы несколько раз обошли его вокруг и только потом двинулись дальше. Ура! Вот мы и на вершине! Поставим здесь свой флажок».
Итоги: игровое упражнение способствует развитию мелкой моторики руки, произвольного владения линией как средством художественной выразительности, умения изображать овалы с выделением ближней стороны более яркой линией.
Универсальные учебные действия:
Личностные: 
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (цель – точное проведение линий в соответствии с текстом рассказа, мотив – научиться владеть линией как средством художественной выразительности),
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- преобразование практической задачи в познавательную.
Познавательные:
- общеучебные действия - контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Игра-мозаика «Основные пропорции головы».
Правила игры: собрать мозаику так, чтобы части головы человека были наиболее гармоничны по отношению друг к другу.
Даны варианты мозаики для 5-7 классов и 2-4 классов.



Итоги: в процессе игры закрепляется представление о гармоничных пропорциональных отношениях частей головы человека. 
Универсальные учебные действия: 
Личностные:
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи,
- осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- общеучебные – контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- логические действия – осуществление синтеза как составления целого из частей; построение логической цепи рассуждений.

5 класс Игра из серии «Найди одинаковое».
Правила игры: из ряда однородных, но различающихся предметов нужно отобрать два (или более) одинаковых. Например, при изучении народных промыслов по характерным особенностям выбрать предметы, принадлежащие тому или иному промыслу;
найти произведения искусства одного вида или схожие по настроению;
определить произведения искусства, относящиеся к одному жанру; выделить из предложенного ряда неизвестные объекты и т.д.
Итоги: развивается умение анализировать, сравнивать и классифицировать предметы народных промыслов, произведений искусства по характерным особенностям. 
Универсальные учебные действия:
Личностные: 
- способность к самооценке.
Регулятивные:
- выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме,
- логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

6 класс Игра «Портрет зелёного цвета» (А. Лопатина, М.Скребцова «Краски рассказывают сказки»).
Правила игры: класс делится на группы. Каждой группе детей раздаются репродукции с картин художников-пейзажистов (И.Шишкина, И.Левитана, Ф.Васильева, А.Куинджи). Нужно составить по репродукции портрет зелёного цвета на бумаге, а затем рассказать о нём, ответив на вопросы:
• Что символизирует зелёный цвет на картине художника?
• За что, по вашему мнению, художник любил зелёный цвет?
• Какие оттенки этого цвета художник использует больше всего?
Итоги: игра в увлекательной форме обучает смешению красок и сознательному различению тонких оттенков цвета, что помогает избавиться от стереотипа.
Универсальные учебные действия:
Личностные: 
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные:
- преобразование практической задачи в познавательную.
Познавательные:
- общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (составить портрет зелёного цвета), 
- логические действия – развитие мыслительных операций анализа, сравнения.
Коммуникативные:
- умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игры на уроках изо как способ формирования познавательных ууд

Автор: Трошкова Елена Николаевна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "«Игра как способ формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка » "
    ["seo_title"] => string(99) "ighra-kak-sposob-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "123286"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414439944"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект  урока по русскому языку по теме :" Одушевленные и неодушевленные имена существительные " "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "107159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403178379"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "конспект урока математики в 9 классе «Действия с дробями и целыми числами»   (урок-деловая игра) "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-9-klassie-dieistviia-s-drobiami-i-tsielymi-chislami-urok-dielovaia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "138053"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417461108"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства