kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД у младших школьников

   Современное образование можно охарактеризовать гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием его качеств, формированием разносторонней и полноценно развитой личности. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения [3].
   В настоящее время работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [7]. Одно из требований ФГОС НОО – это достижение обучающимися коммуникативных универсальных учебных действий [6].
   Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, игровые упражнения, так как именно игровые упражнения развивают коммуникативные навыки [3].
   Проблему применения игровых упражнений на уроках изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Запорожец А.В., Коломенский Я.И., Крутецкий В.А., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
   Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
   Универсальные способы и структурные элементы учебной деятельности формируются различными средствами и отличаются с точки зрения этапов своего формирования. Это очень важная для педагога информация, так как она позволяет понять, разработать и реализовать программу формирования универсальных учебных действий.
   В рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания [1].
   Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников младшего школьного возраста [6].
   Осуществлять развитие коммуникативных УУД необходимо в процессе использования активных методов обучения, которые будут успешными при многократном повторении. Таковыми являются игровые упражнения.
   В большой психологической энциклопедии, понятие упражнение трактуется как повторное выполнение действия с целью его усвоения [2].
   Когда мы говорим «упражнение», мы, прежде всего, имеем в виду содержательную работу с конкретным материалом, который нужно освоить, действуя с ним. Именно упражнения являются основным средством поведенческого обучения, т.е. основным способом развития навыков [5].
   Игра в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей, следовательно, в игре развиваются коммуникативные универсальные учебные действия [6].
   Т. Извозникова трактует понятие игровые упражнения следующим образом – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию [4].
   Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей школьного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные [4].
   Участвуя в игровых упражнениях, дети учатся преодолевать застенчивости и робость, у них формируются адекватные межличностные отношения, умение доносить информацию до собеседника, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью, следовательно, развиваются коммуникативных УУД.
   Таким образом, можем сделать вывод о том, что занятия, пронизанные элементами игры, значительно способствуют развитию познавательных интересов и развитию коммуникативных УУД младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

Список использованной литературы:


   1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли : учеб. пособие. М. : Просвещение, 2010.
   2. Дубенюк М. Большая психологическая энциклопедия : учеб. пособие. Москва : Эксмо, 2011. – 544 С.
   3. Жилина С. Н., Сергеева Б. В. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников : автореф. Москва, 2014
   4. Извозникова Т. Игровые упражнения как основа развития музыкально-ритмического чувства детей школьного возраста // Международный образовательный портал. URL: www.maam.ru/detskijsad/-h3-igrovye-uprazhnenija (дата обращения 12.01.2015).
   5. Невеев А. Игры или упражнения? // Личный сайт кандидата психологических наук. URL: www.neveev.ru/content/igry-ili-uprazhneniya (дата обращения 12.01.2015).
   6. Роль игры в развитии коммуникативных умений // Сайт реферативных разработок. URL: www.coolreferat.com (дата обращения 19.10.2014).
   7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. №373 // Министерство образования и науки. URL: минобрнауки.рф/документы/922/ (дата обращения 23.10.2015)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД у младших школьников»

Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД у младших школьников

   Современное образование можно охарактеризовать гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием его качеств, формированием разносторонней и полноценно развитой личности. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения [3].

В настоящее время работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [7]. Одно из требований ФГОС НОО – это достижение обучающимися коммуникативных универсальных учебных действий [6].

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, игровые упражнения, так как именно игровые упражнения развивают коммуникативные навыки [3].

Проблему применения игровых упражнений на уроках изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Запорожец А.В., Коломенский Я.И., Крутецкий В.А., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Универсальные способы и структурные элементы учебной деятельности формируются различными средствами и отличаются с точки зрения этапов своего формирования. Это очень важная для педагога информация, так как она позволяет понять, разработать и реализовать программу формирования универсальных учебных действий.

В рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания [1].

Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников младшего школьного возраста [6].

Осуществлять развитие коммуникативных УУД необходимо в процессе использования активных методов обучения, которые будут успешными при многократном повторении. Таковыми являются игровые упражнения.

В большой психологической энциклопедии, понятие упражнение трактуется как повторное выполнение действия с целью его усвоения [2].
   Когда мы говорим «упражнение», мы, прежде всего, имеем в виду содержательную работу с конкретным материалом, который нужно освоить, действуя с ним. Именно упражнения являются основным средством поведенческого обучения, т.е. основным способом развития навыков [5].

Игра в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей, следовательно, в игре развиваются коммуникативные универсальные учебные действия [6].

Т. Извозникова трактует понятие игровые упражнения следующим образом – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию [4].

Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей школьного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные [4].

Участвуя в игровых упражнениях, дети учатся преодолевать застенчивости и робость, у них формируются адекватные межличностные отношения, умение доносить информацию до собеседника, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью, следовательно, развиваются коммуникативных УУД.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что занятия, пронизанные элементами игры, значительно способствуют развитию познавательных интересов и развитию коммуникативных УУД младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.


Список использованной литературы:

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли : учеб. пособие. М. : Просвещение, 2010.

2. Дубенюк М. Большая психологическая энциклопедия : учеб. пособие. Москва : Эксмо, 2011. – 544 С.

3. Жилина С. Н., Сергеева Б. В. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников : автореф. Москва, 2014

4. Извозникова Т. Игровые упражнения как основа развития музыкально-ритмического чувства детей школьного возраста // Международный образовательный портал. URL: www.maam.ru/detskijsad/-h3-igrovye-uprazhnenija (дата обращения 12.01.2015).

5. Невеев А. Игры или упражнения? // Личный сайт кандидата психологических наук. URL: www.neveev.ru/content/igry-ili-uprazhneniya (дата обращения 12.01.2015).

6. Роль игры в развитии коммуникативных умений // Сайт реферативных разработок. URL: www.coolreferat.com (дата обращения 19.10.2014).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. №373 // Министерство образования и науки. URL: минобрнауки.рф/документы/922/ (дата обращения 23.10.2015)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД у младших школьников

Автор: Вострикова Анастасия Юрьевна

Дата: 02.09.2025

Номер свидетельства: 673797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Курс внеурочной деятельности "Секреты внимания" "
    ["seo_title"] => string(53) "kurs-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siekriety-vnimaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128325"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415470493"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "занятие по нравственности "
    ["seo_title"] => string(28) "zaniatiie-po-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "191316"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427292876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства