kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Гжельская роза".

Нажмите, чтобы узнать подробности

История развития промысла. "Гжельская роза" Азбука мазков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Гжельская роза".»

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть её “нежно-голубое чудо”. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. А бывает и так: что самой розы нет, есть только её лепестки. Все росписи между собой похожи. В гжельской, так же, используются завитки, дуги, сеточки, травинки, точки, круги.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т.е. все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу». Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины». Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - «ширёвка»; далее «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка», которая используется для изготовления фарфора и фаянса.

Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. Далее завертел мастер гончарный круг, положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит: молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.

Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков», «писарих», а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «ф-а-абрику» открывали.

Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы изображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками, а - «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой». Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали.





Гжельская роза. «Азбука мазков».


Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола: каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера, не стесняясь новой синей моды, для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!

К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику – это зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца). Синяя понятно – соли кобальта. Основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка».

У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой.

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.

* Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

*** «Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Представим, что мы гжельские художники. Давайте нарисуем розу. Нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются – учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку; в школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна: стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

* Н.И.Бессарабова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Гжельская роза".

Автор: Выходцева Оксана Николаевна

Дата: 26.02.2019

Номер свидетельства: 501461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по изобразительному искусству "Гжельская роспись""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-gzhiel-skaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "250605"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447092260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Гжельские тарелки "
    ["seo_title"] => string(21) "gzhiel-skiie-tarielki"
    ["file_id"] => string(6) "236493"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444072040"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект образовательной деятельности (рисование) в подготовительной группе. «В гостях у гжельских мастеров» (чайный сервиз)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_risovaniie_v_podghotovitiel_noi_ghrup"
    ["file_id"] => string(6) "401742"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489992525"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Волшебные узоры Гжели" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-volshiebnyie-uzory-gzhieli"
    ["file_id"] => string(6) "140499"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417962278"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока на тему: русский народный промысел - Гжель "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-russkii-narodnyi-promysiel-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "121473"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства