kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гжельские тарелки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью.
  2. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, завитки, точки.
  3. Учить изображать дугообразные и петельные линии при изображении цветка и завитков.
  4. Упражнять в использовании приема примакивания при закрашивании листьев и середины цветка.
  5. Закреплять умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи.
  6. Продолжать совершенствование разнообразных приемов владения кистью: при рисовании листьев и дугообразных линий её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие точки и линии рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти, а также упражнять детей в работе с трафаретами.
  7. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей «нежно-голубого чуда».

Методические приёмы:

Показ, объяснение, вопросы и ответы, игровые действия, использование художественного слова и музыки.

Материал для занятия:

Наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А.Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г.Москва, 2007г.), предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т.д.), музыкальный диск с записями народных мелодий «Тройка», «Славянские гусли», заготовки подносов из картона, синяя гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом), трафареты.

                                 Ход занятия:

Вступительная беседа.

Звучит тихая музыка (народная мелодия «Тройка»).

Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо».По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.

Рассматривание предметов гжельской росписи.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели.

Вызвать 3-4 детей и предложить выбрать предмет, который им понравился и попросить объяснить почему.

Дети:

Воспитатель: Какие же гжельские узоры своеобразные по цвету! Белые, как снег, а узор голубовато-синий. Всего два цвета, а как красиво! Почти на всех из них присутствует сложный элемент росписи – «гжельская роза», завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий, интересный элемент – сеточка. А вы хотите попробовать тоже стать гжельскими мастерами?

Дети:

Рассматривание образца.

Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим с Вами поднос, который я сама украсила гжельской росписью. Что изображено в середине подноса?

Дети:

Воспитатель: А из чего нарисованы лепестки?

Дети:

Воспитатель: А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка?

Дети:

Воспитатель: А чем украшен поднос по краям?

Дети:

Воспитатель: А от этих листочков что отходит?

Дети:

Воспитатель: Вот такой получился поднос у меня. А вы свои подносы можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.

Показ воспитателя с объяснениями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.

Вызываю детей для показа у доски петельных и дугообразных линий.

Воспитатель: Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем сначала гжельский завиток (дети выполняют), а затем лепестки – дугообразными линиями.

А какой прием мы используем для рисования листьев?

Дети: Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно концом кисти сверху. А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы знакомимся сегодня?

Дети:

Воспитатель: А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

Дети: Проводится с детьми физкультминутка.

          Раз-два – спит цветок

          Три – раскрыли лепесток

          Раз – сомкнулись

          Два – проснулись

          Дружно к солнцу потянулись!

Воспитатель: А сейчас я хочу вам сделать сюрприз. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать подносы. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открываем глаза, садимся. Ребята, в помощь вам на столах лежат трафареты, можете воспользоваться ими, кто хочет. Только напоминаю, их нужно очень аккуратно положить на поднос, уголки с уголками, и тогда у вас уже получится середина цветка и листочки.

А теперь берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели!

Самостоятельная деятельность детей

Включаю народную мелодию «Славянские гусли».

В процессе работы помогаю осваивать специфику гжельской росписи, закрепляю и совершенствую приемы рисования.

Заканчиваем работу.

Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь, юные гжельские мастера, берем свои подносы и ставим их на стол (заранее ставлю стол, украшенный белой скатертью), в мою гжельскую мастерскую.

Коллективный анализ работы

Все дети встали вокруг столов с работами.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые подносы у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. А какой поднос понравился больше вам, и почему?

Вызываю 3-4 человека для анализа. Ребенок выбирает поднос и объясняет, почему он его выбрал.

Воспитатель (подводя итог): У многих из вас получились красивые подносы, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

Правда вот этот узор немного неудачен – завитки прерываются. И не у всех еще красиво получились эти замечательные гжельские узоры. Но вы ведь еще молодые гжельские мастера, и я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится.

А теперь закройте на секунду глаза: 1, 2, 3, открывайте! Вот вы и снова дети старшей группы.

Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Дети:

Воспитатель. А как ласково называли эту роспись?

Дети:

Воспитатель:  А какие элементы гжельского узора вы использовали в росписи подноса?

Дети:

Воспитатель: А если бы вы были гжельскими мастерами, что бы вы расписали на радость людям?

Дети:

Воспитатель: В заключение мне хочется сказать, что очень приятно пить чай из гжельского чайника, кушать из гжельской посуды, а как красиво смотрятся цветы в гжельской вазе!

Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Занятие окончено, всем спасибо, молодцы!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гжельские тарелки »

МБДОУ №4 «Солнышко»



















Провела воспитатель

старшей группы

Трофимова Эрвика

Лазарьевна









Параньга

2012

Тема: «Гжельские тарелки»


Программное содержание:


  1. Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью.

  2. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, завитки, точки.

  3. Учить изображать дугообразные и петельные линии при изображении цветка и завитков.

  4. Упражнять в использовании приема примакивания при закрашивании листьев и середины цветка.

  5. Закреплять умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи.

  6. Продолжать совершенствование разнообразных приемов владения кистью: при рисовании листьев и дугообразных линий её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие точки и линии рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти, а также упражнять детей в работе с трафаретами.

  7. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей «нежно-голубого чуда».


Методические приёмы:

Показ, объяснение, вопросы и ответы, игровые действия, использование художественного слова и музыки.

Материал для занятия:

Наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А.Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г.Москва, 2007г.), предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т.д.), музыкальный диск с записями народных мелодий «Тройка», «Славянские гусли», заготовки подносов из картона, синяя гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом), трафареты.














Ход занятия:


Вступительная беседа.


Звучит тихая музыка (народная мелодия «Тройка»).


Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо».По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.


Рассматривание предметов гжельской росписи.


Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели.


Вызвать 3-4 детей и предложить выбрать предмет, который им понравился и попросить объяснить почему.


Дети:

Воспитатель: Какие же гжельские узоры своеобразные по цвету! Белые, как снег, а узор голубовато-синий. Всего два цвета, а как красиво! Почти на всех из них присутствует сложный элемент росписи – «гжельская роза», завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий, интересный элемент – сеточка. А вы хотите попробовать тоже стать гжельскими мастерами?

Дети:


Рассматривание образца.


Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим с Вами поднос, который я сама украсила гжельской росписью. Что изображено в середине подноса?

Дети:

Воспитатель: А из чего нарисованы лепестки?

Дети:

Воспитатель: А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка?

Дети:

Воспитатель: А чем украшен поднос по краям?

Дети:

Воспитатель: А от этих листочков что отходит?

Дети:

Воспитатель: Вот такой получился поднос у меня. А вы свои подносы можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.


Показ воспитателя с объяснениями.


Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.


Вызываю детей для показа у доски петельных и дугообразных линий.


Воспитатель: Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем сначала гжельский завиток (дети выполняют), а затем лепестки – дугообразными линиями.


А какой прием мы используем для рисования листьев?


Дети: Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно концом кисти сверху. А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы знакомимся сегодня?

Дети:

Воспитатель: А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?


Дети: Проводится с детьми физкультминутка.

Раз-два – спит цветок

Три – раскрыли лепесток

Раз – сомкнулись

Два – проснулись

Дружно к солнцу потянулись!


Воспитатель: А сейчас я хочу вам сделать сюрприз. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать подносы. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открываем глаза, садимся. Ребята, в помощь вам на столах лежат трафареты, можете воспользоваться ими, кто хочет. Только напоминаю, их нужно очень аккуратно положить на поднос, уголки с уголками, и тогда у вас уже получится середина цветка и листочки.


А теперь берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели!


Самостоятельная деятельность детей

Включаю народную мелодию «Славянские гусли».

В процессе работы помогаю осваивать специфику гжельской росписи, закрепляю и совершенствую приемы рисования.

Заканчиваем работу.


Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь, юные гжельские мастера, берем свои подносы и ставим их на стол (заранее ставлю стол, украшенный белой скатертью), в мою гжельскую мастерскую.


Коллективный анализ работы


Все дети встали вокруг столов с работами.


Воспитатель: Посмотрите, какие красивые подносы у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. А какой поднос понравился больше вам, и почему?


Вызываю 3-4 человека для анализа. Ребенок выбирает поднос и объясняет, почему он его выбрал.


Воспитатель (подводя итог): У многих из вас получились красивые подносы, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.


Правда вот этот узор немного неудачен – завитки прерываются. И не у всех еще красиво получились эти замечательные гжельские узоры. Но вы ведь еще молодые гжельские мастера, и я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится.


А теперь закройте на секунду глаза: 1, 2, 3, открывайте! Вот вы и снова дети старшей группы.

Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Дети:

Воспитатель. А как ласково называли эту роспись?

Дети:

Воспитатель: А какие элементы гжельского узора вы использовали в росписи подноса?

Дети:

Воспитатель: А если бы вы были гжельскими мастерами, что бы вы расписали на радость людям?

Дети:

Воспитатель: В заключение мне хочется сказать, что очень приятно пить чай из гжельского чайника, кушать из гжельской посуды, а как красиво смотрятся цветы в гжельской вазе!


Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Занятие окончено, всем спасибо, молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гжельские тарелки

Автор: Трофимова Эрвика Лазарьевна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Волшебные узоры Гжели" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-volshiebnyie-uzory-gzhieli"
    ["file_id"] => string(6) "140499"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417962278"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока на тему: русский народный промысел - Гжель "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-russkii-narodnyi-promysiel-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "121473"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981901"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Консультации по инновационной деятельности Старинный русский промысел - Гжель."
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsii_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_starinnyi_russkii_promysiel_gzhi"
    ["file_id"] => string(6) "386519"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485954865"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок изобразительного искусства на тему "Сказочная Гжель" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-skazochnaia-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "164435"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422635785"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация: "Народные художественные промыслы" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-narodnyie-khudozhiestviennyie-promysly"
    ["file_id"] => string(6) "133433"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416505049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства