Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью.
Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, завитки, точки.
Учить изображать дугообразные и петельные линии при изображении цветка и завитков.
Упражнять в использовании приема примакивания при закрашивании листьев и середины цветка.
Закреплять умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи.
Продолжать совершенствование разнообразных приемов владения кистью: при рисовании листьев и дугообразных линий её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие точки и линии рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти, а также упражнять детей в работе с трафаретами.
Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей «нежно-голубого чуда».
Методические приёмы:
Показ, объяснение, вопросы и ответы, игровые действия, использование художественного слова и музыки.
Материал для занятия:
Наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А.Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г.Москва, 2007г.), предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т.д.), музыкальный диск с записями народных мелодий «Тройка», «Славянские гусли», заготовки подносов из картона, синяя гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом), трафареты.
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Звучит тихая музыка (народная мелодия «Тройка»).
Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо».По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.
Рассматривание предметов гжельской росписи.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели.
Вызвать 3-4 детей и предложить выбрать предмет, который им понравился и попросить объяснить почему.
Дети:
Воспитатель: Какие же гжельские узоры своеобразные по цвету! Белые, как снег, а узор голубовато-синий. Всего два цвета, а как красиво! Почти на всех из них присутствует сложный элемент росписи – «гжельская роза», завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий, интересный элемент – сеточка. А вы хотите попробовать тоже стать гжельскими мастерами?
Дети:
Рассматривание образца.
Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим с Вами поднос, который я сама украсила гжельской росписью. Что изображено в середине подноса?
Дети:
Воспитатель: А из чего нарисованы лепестки?
Дети:
Воспитатель: А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка?
Дети:
Воспитатель: А чем украшен поднос по краям?
Дети:
Воспитатель: А от этих листочков что отходит?
Дети:
Воспитатель: Вот такой получился поднос у меня. А вы свои подносы можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.
Показ воспитателя с объяснениями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.
Вызываю детей для показа у доски петельных и дугообразных линий.
Воспитатель: Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем сначала гжельский завиток (дети выполняют), а затем лепестки – дугообразными линиями.
А какой прием мы используем для рисования листьев?
Дети: Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно концом кисти сверху. А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы знакомимся сегодня?
Дети:
Воспитатель: А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?
Дети: Проводится с детьми физкультминутка.
Раз-два – спит цветок
Три – раскрыли лепесток
Раз – сомкнулись
Два – проснулись
Дружно к солнцу потянулись!
Воспитатель: А сейчас я хочу вам сделать сюрприз. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать подносы. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открываем глаза, садимся. Ребята, в помощь вам на столах лежат трафареты, можете воспользоваться ими, кто хочет. Только напоминаю, их нужно очень аккуратно положить на поднос, уголки с уголками, и тогда у вас уже получится середина цветка и листочки.
А теперь берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели!
Самостоятельная деятельность детей
Включаю народную мелодию «Славянские гусли».
В процессе работы помогаю осваивать специфику гжельской росписи, закрепляю и совершенствую приемы рисования.
Заканчиваем работу.
Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь, юные гжельские мастера, берем свои подносы и ставим их на стол (заранее ставлю стол, украшенный белой скатертью), в мою гжельскую мастерскую.
Коллективный анализ работы
Все дети встали вокруг столов с работами.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые подносы у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. А какой поднос понравился больше вам, и почему?
Вызываю 3-4 человека для анализа. Ребенок выбирает поднос и объясняет, почему он его выбрал.
Воспитатель (подводя итог): У многих из вас получились красивые подносы, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
Правда вот этот узор немного неудачен – завитки прерываются. И не у всех еще красиво получились эти замечательные гжельские узоры. Но вы ведь еще молодые гжельские мастера, и я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится.
А теперь закройте на секунду глаза: 1, 2, 3, открывайте! Вот вы и снова дети старшей группы.
Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
Дети:
Воспитатель. А как ласково называли эту роспись?
Дети:
Воспитатель: А какие элементы гжельского узора вы использовали в росписи подноса?
Дети:
Воспитатель: А если бы вы были гжельскими мастерами, что бы вы расписали на радость людям?
Дети:
Воспитатель: В заключение мне хочется сказать, что очень приятно пить чай из гжельского чайника, кушать из гжельской посуды, а как красиво смотрятся цветы в гжельской вазе!
Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Занятие окончено, всем спасибо, молодцы!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гжельские тарелки »
МБДОУ №4 «Солнышко»
Провела воспитатель
старшей группы
Трофимова Эрвика
Лазарьевна
Параньга
2012
Тема: «Гжельские тарелки»
Программное содержание:
Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью.
Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, завитки, точки.
Учить изображать дугообразные и петельные линии при изображении цветка и завитков.
Упражнять в использовании приема примакивания при закрашивании листьев и середины цветка.
Закреплять умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи.
Продолжать совершенствование разнообразных приемов владения кистью: при рисовании листьев и дугообразных линий её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие точки и линии рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти, а также упражнять детей в работе с трафаретами.
Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей «нежно-голубого чуда».
Методические приёмы:
Показ, объяснение, вопросы и ответы, игровые действия, использование художественного слова и музыки.
Материал для занятия:
Наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А.Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г.Москва, 2007г.), предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т.д.), музыкальный диск с записями народных мелодий «Тройка», «Славянские гусли», заготовки подносов из картона, синяя гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом), трафареты.
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Звучит тихая музыка (народная мелодия «Тройка»).
Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо».По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.
Рассматривание предметов гжельской росписи.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели.
Вызвать 3-4 детей и предложить выбрать предмет, который им понравился и попросить объяснить почему.
Дети:
Воспитатель: Какие же гжельские узоры своеобразные по цвету! Белые, как снег, а узор голубовато-синий. Всего два цвета, а как красиво! Почти на всех из них присутствует сложный элемент росписи – «гжельская роза», завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий, интересный элемент – сеточка. А вы хотите попробовать тоже стать гжельскими мастерами?
Дети:
Рассматривание образца.
Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим с Вами поднос, который я сама украсила гжельской росписью. Что изображено в середине подноса?
Дети:
Воспитатель: А из чего нарисованы лепестки?
Дети:
Воспитатель: А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка?
Дети:
Воспитатель: А чем украшен поднос по краям?
Дети:
Воспитатель: А от этих листочков что отходит?
Дети:
Воспитатель: Вот такой получился поднос у меня. А вы свои подносы можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.
Показ воспитателя с объяснениями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.
Вызываю детей для показа у доски петельных и дугообразных линий.
Воспитатель: Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем сначала гжельский завиток (дети выполняют), а затем лепестки – дугообразными линиями.
А какой прием мы используем для рисования листьев?
Дети: Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно концом кисти сверху. А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы знакомимся сегодня?
Дети:
Воспитатель: А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?
Дети: Проводится с детьми физкультминутка.
Раз-два – спит цветок
Три – раскрыли лепесток
Раз – сомкнулись
Два – проснулись
Дружно к солнцу потянулись!
Воспитатель: А сейчас я хочу вам сделать сюрприз. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать подносы. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открываем глаза, садимся. Ребята, в помощь вам на столах лежат трафареты, можете воспользоваться ими, кто хочет. Только напоминаю, их нужно очень аккуратно положить на поднос, уголки с уголками, и тогда у вас уже получится середина цветка и листочки.
А теперь берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели!
Самостоятельная деятельность детей
Включаю народную мелодию «Славянские гусли».
В процессе работы помогаю осваивать специфику гжельской росписи, закрепляю и совершенствую приемы рисования.
Заканчиваем работу.
Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь, юные гжельские мастера, берем свои подносы и ставим их на стол (заранее ставлю стол, украшенный белой скатертью), в мою гжельскую мастерскую.
Коллективный анализ работы
Все дети встали вокруг столов с работами.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые подносы у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. А какой поднос понравился больше вам, и почему?
Вызываю 3-4 человека для анализа. Ребенок выбирает поднос и объясняет, почему он его выбрал.
Воспитатель (подводя итог): У многих из вас получились красивые подносы, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
Правда вот этот узор немного неудачен – завитки прерываются. И не у всех еще красиво получились эти замечательные гжельские узоры. Но вы ведь еще молодые гжельские мастера, и я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится.
А теперь закройте на секунду глаза: 1, 2, 3, открывайте! Вот вы и снова дети старшей группы.
Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
Дети:
Воспитатель. А как ласково называли эту роспись?
Дети:
Воспитатель: А какие элементы гжельского узора вы использовали в росписи подноса?
Дети:
Воспитатель: А если бы вы были гжельскими мастерами, что бы вы расписали на радость людям?
Дети:
Воспитатель: В заключение мне хочется сказать, что очень приятно пить чай из гжельского чайника, кушать из гжельской посуды, а как красиво смотрятся цветы в гжельской вазе!
Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Занятие окончено, всем спасибо, молодцы!