kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Гуманитарные дисциплины – фундамент личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство и юность – пора, когда закладываются и формируются основные личностные качества. И, экономя на часах, посвящённых гуманитарным дисциплинам, мы обкрадываем молодое поколение, обрекаем его на убогое, механическое существование, отнимаем ни с чем не сравнимую радость соприкосновения с красотой. Поверьте, расширение и углубление программ гуманитарного цикла ничуть не повредит остальным предметам, напротив – пойдёт на пользу. Ведь только по-настоящему культурный, высоконравственный человек способен стать настоящим профессионалом в любой отрасли и на любой ступени – от рабочего до академика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Гуманитарные дисциплины – фундамент личности"»

Гуманитарные дисциплины – фундамент личности


Шалунова С. И.

ГККП «Художественная школа имени

А. И. Никифорова отдела образования

акимата города Костаная»

преподаватель ИЗО


Сегодня повсюду звучат призывы к углублённому изучению технических дисциплин, точных наук в школах, к овладению рабочими профессиями, к более качественной подготовке специалистов этих профилей в колледжах и вузах. Кто же спорит, экономика, производство – материальный фундамент нашей жизни. Но на дворе 21 век, и не за горами (прогресс при любых условиях остановить нельзя) время, когда практически повсеместно рабочих, техников, инженеров заменят умные машины. Да, их создание, их работа не мыслимы без человека, но сотнями автоматов, компьютеров и других сложнейших устройств смогут управлять единицы специалистов высокого класса.

Будущее планеты – это не только технический прогресс и материальное благосостояние. Многовековая мечта человечества – Земля, населённая не роботами, а личностями, нравственно и духовно совершенными, всесторонне развитыми, живущими в гармонии с природой, искусством, культурой. Личностями, воплощающими в себе все лучшие человеческие качества. Реально ли это без глубокого и всестороннего гуманитарного образования?

Между тем, именно гуманитарным предметам в современной школе уделяется всё меньше внимания, на их изучение отводится всё меньше часов, особенно в старших классах. История, литература, музыка, ИЗО, скажем прямо, сегодня считаются как бы дисциплинами второстепенными по сравнению с математикой, физикой, химией. Такой дисбаланс ни к чему хорошему не приведёт, поверьте. Этот перекос требует устранения не когда-то, даже не завтра, а сегодня, сейчас. Увеличение количества часов по гуманитарным предметам, расширение и углубление программ по ним – безотлагательная потребность.

Учебной перегрузки вполне можно избежать, если по -умному пересмотреть школьные программы. И не забывать о том, что наша цель – растить человека, созидателя, творца, а не послушного исполнителя. При любой степени таланта невозможно стать выдающимся или просто хорошим физиком, математиком, политиком, если не иметь твёрдых нравственных устоев, духовного богатства, умения сопереживать, дружить, любить, стремиться к прекрасному, к познанию мира во всём его разнообразии. А именно этому учат предметы гуманитарного цикла. И, ограничивая их изучение, мы рискуем вырастить поколения бездуховных и, не побоюсь сказать, бесчеловечных технократов, то есть получить бомбу замедленного действия. Каким бы высококвалифицированным специалистом в своей области ни был человек, он останется ограниченным, духовно нищим, односторонне мыслящим существом без знания и понимания мировой культуры и истории.

Что касается литературы, программы по ней не мешало бы пересмотреть с учётом возраста учеников и знания ими той исторической эпохи, в которую создавалось произведение. Ну, не понятны детям проблемы героев, живших в период, скажем, Столетней войны, если они эту войну ещё не изучали на уроках истории. Не лучше ли включать в программу побольше доступных детскому уму и детской душе произведений, при этом развивая интерес к чтению? А будет этот интерес – «Слово о полку Игореве», «Преступление и наказание», «Житие протопопа Аввакума», «Что делать?» он сам со временем прочтёт и поймёт как надо.

К счастью, для музыки, театрального и изобразительного искусства эти проблемы не столь характерны. Однако это не значит, что с их преподаванием дело обстоит легче.

Оскудение, обезличивание предметов гуманитарного цикла особенно заметно сегодня на фоне резкого сокращения количества студий, клубов, кружков гуманитарного направления. Могут возразить: для этого есть музыкальные и художественные школы. Да, есть. И своё предназначение они выполняют. В художественной школе Костаная дети не просто учатся рисовать, лепить, осваивать прикладное искусство, но и изучают историю искусств, знакомятся с биографиями и творчеством знаменитых мастеров прошлого и наших современников, посещая выставки, да и сами принимают участие в таковых, получая заслуженные награды на уровне республики. Хорошей традицией стали разного рода конкурсы, в которые охотно включаются не только дети, но и родители.

Вот тут-то и работает программа нашей художественной школы, стараясь устранить этот гуманитарный перекос. Учащиеся на уроках истории искусств знакомятся с историей мировой культуры, начиная с палеолита и дальше до наших дней. Широко изучается архитектурное наследие и Древнего Египта, Греции, Рима, Возрождения, Древней Руси и.т.д. Всё духовно -нравственное наследие этих эпох - живопись, скульптура, графика - получают наши ученики в стенах школы. Дети самостоятельно готовят свои проекты, научные работы по истории искусств. На уроках композиции все темы работ направлены на развитие духовно -нравственного потенциала будущего поколения. Помимо совершенствования академического мастерства в рисунке, живописи, скульптуре - наши программы дают толчок для развития творческой мысли, развивают пытливость ума, настойчивость в применении этих достижений на практике. Посещение выставок в картинной галерее, знакомство с творчеством художников Костанайской области. Сами учащиеся участвуют в международных, республиканских, областных, городских и школьных выставках. Прекрасные результаты дают проекту творчества совместные работы с музыкальной школой. Охотно включаются в художественную работу и родители наших учеников. Проект «Папа, мама, я - дружная семья» - приносит свой результат. Укрепляются духовно -нравственные связи в семье.

Детство и юность – пора, когда закладываются и формируются основные личностные качества. И, экономя на часах, посвящённых гуманитарным дисциплинам, мы обкрадываем молодое поколение, обрекаем его на убогое, механическое существование, отнимаем ни с чем не сравнимую радость соприкосновения с красотой. Поверьте, расширение и углубление программ гуманитарного цикла ничуть не повредит остальным предметам, напротив – пойдёт на пользу. Ведь только по-настоящему культурный, высоконравственный человек способен стать настоящим профессионалом в любой отрасли и на любой ступени – от рабочего до академика.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Гуманитарные дисциплины – фундамент личности"

Автор: Шалунова Светлана Ивановна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Доклад на тему:Преподавание общественных дисциплин в свете Послания Президента РК Н.А Назарбаева  народу Казахстана "
    ["seo_title"] => string(131) "doklad-na-tiemu-priepodavaniie-obshchiestviennykh-distsiplin-v-svietie-poslaniia-priezidienta-rk-n-a-nazarbaieva-narodu-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "118693"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413215649"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа учебного курса Обществознание 5 класс к УМК А.И. Кравченко ФГОС "
    ["seo_title"] => string(83) "proghramma-uchiebnogho-kursa-obshchiestvoznaniie-5-klass-k-umk-a-i-kravchienko-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "133878"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592816"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по окруающему миру 1 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-okruaiushchiemu-miru-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131099"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416074535"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства