kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы внеклассной работы по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Однако влияние искусства на формирование человека во многом зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы внеклассной работы по изобразительному искусству»


Формы и методы внеклассной работы по изобразительному искусству


Введение

Глава 1. Формы и методы внеклассной работы по изобразительному искусству

1.1. Значение внеклассной работы при формировании у школьников эстетических представлений и понятий.

1.2. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Глава 2. Виды внеклассной и внешкольной работы

2.1. Изокружок.

2.2. Экскурсия.

2.3. Беседа.

2.4. Домашнее рисование учащихся.

2.5 Школьный вечер-концерт.

Глава 3. Проведение факультативных курсов с учащимися старших классов

3.1. Факультативные курсы в средней школе.

Глава 4. Инновационные формы внеклассной работы по изобразительному искусству

4.1. Видеостудия.

Заключение

Литература

Введение.


С давних времен люди стремились строить жизнь по законам красоты. Примечательной в этом отношении является притча Плутарха. Три раба везут нагруженные камнями тачки. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же с восхищением произнес: «Строю прекрасный храм!»

Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность. Недаром Ф.М.Достоевский, размышляя о социальных катаклизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: «Красота спасет мир». Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Однако влияние искусства на формирование человека во многом зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования. Формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей надо начинать в начальных классах и активно осуществлять при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения. Обращая внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, побуждать высказывать у детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одновременно с этим у них развивается стремление к эстетическому восприятию различных жанров литературы, музыки, художественных картин.

Большое значение в эстетическом воспитании младших школьников имеет заучивание стихов, исполнение песен, демонстрация репродукций картин художников, проведение экскурсий в природу. К.Д. Ушинский писал: «…Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Развитие потребностно-мотивационной сферы в области художественно-эстетического формирования учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Учащиеся начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.

1.1. Значение внеклассной работы при формировании у школьников эстетических представлений и понятий.


Внеклассная работа, внеурочная работа, внешкольная работа, внеучебная работа – все это воспитательная работа. По изобразительному искусству эта работа проводится учителем-предметником. Основное значение внеклассной воспитательной работы – пробуждение или углубление у школьников интереса к урокам по изобразительному искусству. Внеклассная работа – это свободно избираемая форма жизни и деятельности школьника (творчество, познавательная деятельность, диспуты, КВН, коллективное творческое дело и т.п.) в педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. С одной стороны, формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного процесса. Но иногда в педагогической литературе дается понятие организационных форм воспитания, то есть форма еще может означать способ организации, способ выражения какого-то содержания. Например, соревнование как содержание деятельности включает формы организации соревнования: эстафета полезных дел, олимпиада, викторина и др. поэтому форма всегда связана с содержанием. Каждая форма организации воспитательной работы:

  • Решает конкретные воспитательные задачи;

  • Используется для стимулирования деятельности учащихся;

  • Удовлетворяет интересы школьников;

  • Выступает основой развития личностных качеств и умений.

Важное значение внеклассной работы на уроках по изобразительному искусству состоит в том, что художественное развитие личности выражается в овладении ею эстетическими представлениями, понятиями и в выработке эстетических взглядов и убеждений. Решение этой проблемы является весьма непростым.

Художественно-эстетические представления формируются в процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства. Отсюда возникает необходимость в организации и обогащении этих восприятий, в ознакомлении учащихся не только с разными видами и жанрами искусства, но и с их различными художественными достоинствами.

Воспринимая и сравнивая эти достоинства, учащиеся вырабатывают соответствующие оценочные мнения, дают качественную характеристику произведениям литературы и искусства.

Простейшие эстетические представления и мнения формируются в начальных классах. Основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах.

В старших классах следует обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в различных видах литературы, музыки и искусства, добиваться осмысления и усвоения учащимися таких понятий, как художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и т.д.

В развитии у учащихся художественных представлений, суждений и понятий большое значение имеет осмысление той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений.

Например, при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» учитель может использовать художественные иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести.

Полезным будет прослушивание романса А.Варламова «Белеет парус одинокий» при изучении лирики М.Ю.Лермонтова и, в частности, одноименного стихотворения поэта.

Хотя основные задачи эстетического воспитания решаются в процессе учебных занятий и внеклассной работы по литературе, музыке и изобразительному искусству, тем не менее, эстетика должна пронизывать учебную работу по всем предметам.

Аристотель, например, отмечал, что логика и симметрия характеризуют эстетическую сторону математики, которую необходимо использовать в воспитании.

Внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию.

1.2. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.


Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, — ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах целесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям — изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает прекрасные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе выразительность пластики формы головы, был вынужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрывала, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из серой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульптуры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".

Другой пример: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки".

Помимо занятий по изобразительному искусству в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещений к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Руководящая роль учителя по изобразительному искусству сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения. Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты. Рассмотрим виды внеклассной и внешкольной работы более подробно.

2.1. Изокружок.


Кружок – наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством, и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, то педагог должен детям давать лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, мозаики и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории и т.д., при организации различных оформительских работ в классе.

Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого – третьего классов, в другой – четвертого – шестого классов, не более 10-15 человек в каждую группу.

Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов кружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертами или на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы. Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы акварелью. При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью. Первая прокладка поверхностей основными (локальными) цветами должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на самых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставлены. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре. При работе акварелью кисть должна быть обильно «напоена» разведенной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе сухой кистью.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные цвета и тона. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки. Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков. Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокружке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию. Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

2.2. Экскурсия.


Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. Среди них – обратить внимание детей на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя – научить детей видеть и чувствовать в природе гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и методически увязать все это с конкретным видом учебных занятий – тематическим рисованием («Осень в лесу», «Лыжная прогулка» и т.п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе растительных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические переживания, а следовательно, содействуют развитию художественного восприятия.

В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т.п. например, на уроке декоративного рисования преподаватель решил познакомить учащихся с различными видами прикладного искусства и показать специфику изготовления предметов. Иллюстративного материала для этого мало, но в районе школы имеется несколько предприятий, выпускающих предметы декоративно-прикладного искусства: артель игрушек, ковроткацкая фабрика, мастерская косторезного промысла. В таком случае учитель имеет возможность не только рассказать о декоративно-прикладном искусстве, но и показать сам процесс создания вещей.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой.

Предварительно учитель согласовывает экскурсию с предприятием или музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанавливает удобные день и часы, договаривается с экскурсоводом, знакомит его с задачами экскурсии и с учебной программой.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

2.3. Беседа.


Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид организуется по инициативе школьников, второй – по инициативе педагога. Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания. Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возможность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться более подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разбираются. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

2.4. Домашнее рисование учащихся.


В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т.д.), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) — сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года — на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овладевают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов.

При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога — не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.

В рисунке отражение действительности осуществляется и выражается в виде изображения. Процесс создания реалистического рисунка не мыслится без познавательных (гносеологических) процессов. Ученик должен не автоматически переносить на бумагу увиденное, а изображать то представление и понятие о натуре, которое сложилось в его сознании. Созерцая, осматривая с различных точек зрения предмет, ученик не в состоянии в первый момент логически познать его. Первое впечатление от предмета неполное, а ощущения от него, подаваемые в сенсорный центр головного мозга, еще не находятся между собой в логической связи, на основе которой и вырабатывается окончательный вывод. Начинающий, неопытный рисовальщик обычно останавливается на своих первых ощущениях, на "первой эмоциональной ступени", и закрепляет в своем сознании это неполное представление о предмете. Понятие о предмете по-настоящему уясняется только в результате последовательного ряда зрительных впечатлений и логических суждений.

Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма. Просматривая самостоятельные работы учащихся, преподаватель в нужном случае подскажет новую тему, пути ее решения, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы известных картин – большие художники-реалисты – всегда использовали натуру. Надо убедить учащихся в том, что залог успеха в творческой работе – регулярное рисование с натуры. Параллельно с этим педагог указывает, какие постановки можно ставить, как их решать, какие задачи может на себя взять ученик в дальнейшем.

Серьезное внимание надо уделять работам по декоративно-прикладному искусству. Раскрывая особенности построения орнаментов, различных рисунков для вышивок, оформления альбомов, следует постоянно воспитывать эстетический вкус. Высокий эстетический вкус не сразу возникает, он формируется под воздействием многих факторов: и окружающей среды – природы, архитектуры зданий, интерьера, - и знакомства с произведениями живописи, музыки, литературы и т.д., и мастерства одаренного человека, в частности преподавателя. Словом, перед учителем рисования открываются богатые возможности выработки методических приемов эстетического воспитания, формирования художественного вкуса детей.

В книге «На вкус, на цвет…» А.С.Молчанова очень убедительно пишет о влиянии окружающей среды на ребенка: «…педагогика чувственного знания еще не создана. Стихийность формирования чувственной сферы личности создает видимость врожденности вкуса. На самом деле, складываясь стихийно, восприятие, тем не менее, формируется социальной средой. Его воспитателем является предметный мир, мир вещей и явлений, который окружает человека, особенно в детском возрасте. Отсюда первая задача в воспитании вкуса – создать среду, достойную человека, построить прекрасный мир. Это выходит за рамки собственно педагогики. Однако создание среды в более узком смысле, как непосредственного окружения ребенка, устранение из его мира всего уродливого, дисгармоничного, безобразного входит в педагогическую задачу воспитания вкуса. Педагогу не может быть безразлично, какими книжками, игрушками, предметами быта пользуется ребенок. Тот, кого в детстве приучили называть куклами разных уродов и страшилищ, вырастая, не отличит красивого костюма от безобразного, а при отсутствии исправляющих влияний и соответствующем выборе профессии он со временем становится производителем безвкусицы где-нибудь на посту директора артели игрушек, швейной фабрики или даже в качестве художника»1.

2.5 Школьный вечер-концерт.


В последние годы отечественная школа стала искать новые пути и методы эстетического воспитания. В эту работу включились не только учителя рисования, но и учителя истории, литературы, иностранных языков, музыки и пения, физкультуры и труда. В некоторых школах объединяются и совместными усилиями устраивают очень интересные мероприятия: диспуты, театрализованные лекции, спектакли о выдающихся деятелях науки и искусства, вечера-концерты. Для учителя рисования, если он желает быть организатором подобных мероприятий, больше всего подходят вечера-концерты, посвященные выдающимся художникам.

Главную роль в проведении вечеров-концертов играют дети: они и организаторы, и исполнители. Они сами, конечно под наблюдением взрослых, распределяют между собой обязанности: кому-то поручают быть ведущим, организуют музыкантов для участия в самодеятельном оркестре, подбирают чтецов-декламаторов, художников-оформителей, техников-осветителей. Эта работа вдохновляет их, обостряет интерес к тому художнику, которому посвящается вечер, заставляет глубоко изучить его биографию, его эпоху. Кроме того, такие вечера дают возможность приобщать детей к различным видам искусства в комплексе. Здесь привлекается одновременно и живопись, и литература, и музыка. Это оказывает особенно сильное воздействие на эмоциональный мир ребенка, дает яркое, образное представление об искусстве той или иной эпохи.

Вот как описывает фрагмент вечера-концерта, посвященного творчеству И.Е.Репина, С.И.Дембинский:

«Постепенно звуки мелодии Рубинштейна замолкают, и, словно на смену им, откуда-то издалека несется протяжное пение «Дубинушки». Это под аккомпанемент оркестра за сценой поет хор. Звуки «Дубинушки» усиливаются, уже отчетливо слышатся слова «Эй, ухнем», и в этот момент медленно открывается занавес. Взоры присутствующих переносятся на сцену, на освещенное яркими желтовато-золотистыми лучами света панно с изображением почти в полный рост репинских бурлаков. Раздаются аплодисменты. Их заглушает могучая русская песня, с глубоким чувством исполняемая хором и оркестром. Затем музыка так же медленно затихает, и на фоне ее отчетливо звучат слова из стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда». «Выдь на Волгу, чей стон раздается над великою русской рекой…» – выразительно читает мальчик, с которым немало потрудился Илья Николаевич в дни напряженной подготовки к вечеру» 2.

В дальнейшем устройство вечеров-концертов может привести к организации школьного театра.

3.1. Факультативные курсы в средней школе.


Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе. Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, начинаются с седьмого класса и организуются с учетом материальной базы и местных условий. Например, в районах, где развиты художественные промыслы и дети тянутся к декоративно-прикладному искусству, целесообразно организовать соответствующий факультативный курс. В этом случае учителю будет нетрудно обеспечить занятия необходимыми материалами и условиями работы. Учащимся следует давать индивидуальные задания, а также привлекать их к общественно полезной работе: праздничному убранству школы, оформлению стенгазеты и т.д.

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, однако доступном для относительно широкого круга учащихся. В преподавании факультативных курсов, естественно, потребуется и своя методика, и свои формы организации занятий. Здесь широкое применение получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм самостоятельной творческой работы школьников. Исходя из запросов учащихся, одну часть которых привлекает практическая деятельность, а другую – знания искусствоведческого характера, школьная программа по изобразительному искусству предусматривает по два варианта факультативных занятий в VII – VIII и IX – X классах:

VII – VIII

  1. живопись и графика

  2. скульптура и керамика

IX – X

  1. живопись и графика

  2. история изобразительного искусства

Специальные факультативные курсы по вариантам «Живопись и графика» и «Скульптура и керамика» предусматривают не только развитие способностей, - они содержат также учебный материал, имеющий большое общеобразовательное значение. Здесь намечены и знакомство с технологией материалов, и практическое овладение техникой, и беседы об искусстве. На практических занятиях учащиеся должны приобрести умение выражать свои мысли в художественно-образной форме, научиться самостоятельно работать. Наряду с практическими занятиями эти варианты программы предусматривают вводные и обобщающие лекции учителя, экскурсии, встречи и беседы с выдающимися мастерами искусства. Все это направлено на дальнейшее развитие интереса учащихся к искусству, к его истории. Особое внимание в практических курсах уделяется развитию творческих способностей учащихся. На факультативных занятиях не только углубляются знания учащихся и совершенствуются их практические навыки, но и развивается их мастерство. Содержание факультативных курсов расширяет и углубляет понимание школьниками вопросов теории изобразительного искусства, совершенствует их умение использовать теоретические знания на практике, в самостоятельной творческой работе.

Вариант факультативного курса «История изобразительного искусства» значительно отличается от практических курсов. На теоретических занятиях анализ произведений дается более глубокий и обстоятельный. Подготовка к факультативным занятиям по истории изобразительного искусства должна быть несколько иной, чем к классным занятиям и беседам об искусстве. На занятиях учителю следует создавать обстановку, близкую к вузовской: использовать форму лекционного сообщения материала, доклады учащихся с последующим обсуждением, назначение оппонентов и содокладчиков, более глубокое изучение некоторыми школьниками отдельных тем в виде подготовки рефератов и т.д. Ученики девятых-десятых классов с интересом воспринимают такие формы работы. Опыт школ, где хорошо поставлено преподавание факультативных курсов, показывает, что занятия этого типа повышают и общую успеваемость школьников. Кроме того, многие учащиеся старших классов уже посещают подготовительные курсы при институтах, где лекционная форма изложения учебного материала является основной. Традиционные репродукции и коллекции открыток, широко используемые в школах, на факультативных занятиях непригодны. Тем более непригодны для знакомства с картинами книжные иллюстрации, когда учитель с открытой книгой в руках обходит класс. Весь необходимый иллюстративный материал следует перевести на слайды. Преимущество такого методического наглядного оборудования доказывать не требуется. От педагога требуется умение захватить внимание слушателей, заставить их чувствовать и переживать вместе с ним. Многие недооценивают значения этого психологического настроя, а он имеет огромную силу, он во сто крат усиливает впечатление, организует внимание слушателей. Педагог вовлекает аудиторию в сотворчество. Он все время находится в психологическом контакте со своими учениками, чутко ощущает их реакцию на каждую свою фразу, интонацию, паузу. Объясняя материал и убеждая учеников, педагог учитывает отразившееся в их глазах любопытство или равнодушие, непонимание или сомнение. В зависимости от этих молчаливых реплик он инстинктивно или сознательно «подстраивает» свою лекцию. Там, где это необходимо, он повторит, выдвинет на первый план самое важное или, наоборот, что-то смягчит либо опустит совсем, как уже понятное. Такое творческое владение учебно-воспитательным процессом, умение заинтересовать аудиторию, убедить, повести за собой составляет одну из важнейших сторон искусства преподавания.

В программе факультативного курса, где педагог имеет дело со старшими учащимися, и особенно в программе третьего варианта факультатива, такое умение проводить лекции и беседы в постоянном контакте со слушателями находит самое широкое применение. Факультативный курс по истории изобразительного искусства построен на историко-искусствоведческой основе и имеет целью расширить представления учащихся о развитии изобразительного искусства, о тесной связи искусства с жизнью общества на всех этапах его истории.

4.1. Видеостудия.


Для создания видеостудии необходимо приобрести телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру и т.д., сформировать группу старшеклассников, которые будут работать с техникой. Учителя и ученики будут иметь возможность изучать, транслировать и просматривать фильмы, пользоваться видеокамерой для съемки хроники о жизни школы, о традиционных и нетрадиционных уроках и т.п.

Участие школьников в работе с видеотехникой развивает у них способности к общению, повышает эрудицию и самооценку, учит правильно представлять информацию. Не менее важное – это использование видео для создания «методической копилки» в помощь учителю изобразительного искусства, что дает возможность использовать видео во внеклассной и внешкольной работе. Это могут быть документальные фильмы о великих художниках, об искусстве, а также художественные фильмы. Младшие школьники с удовольствием относятся к просмотру фильмов. Со школьниками среднего звена можно обсудить просмотренные фильмы и решить многие учебно-воспитательные задачи, для учащихся старших классов актуальна проблема профориентации. Использование видеоматериалов трудно не оценить.

Учащиеся под руководством учителя могут записать на видеокамеру необходимые сюжеты о работе художественной видеостудии, фрагменты из жизни образовательного учреждения или создать учебные видеофильмы, по которым можно судить о буднях школы и увидеть детей за работой в художественной студии. Отснятые материалы, сюжеты, фрагменты, видеопередачи необходимо демонстрировать на родительских собраниях, что открывает более широкие возможности для сотрудничества с родителями в воспитательном процессе.

Возможности видео помогут учителю изобразительного искусства формировать разносторонне развитую личность и реализовать творческие интересы и способности учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.

Заключение.


Выбранная учителем форма воспитания соответствует, в первую очередь, цели воспитания, возрастным особенностям учащихся, системе воспитательной работы класса, классным традициям и т.д. при планировании воспитательной работы в классе важно следить за тем, чтобы различные формы работы сочетались, взаимосвязывались и были направлены на достижение общей цели воспитания. Учителю по изобразительному искусству необходимо выбирать соответствующие формы внеклассной работы и связывать с направлениями деятельности учащихся, что позволит избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти оригинальные формы работы в соответствии с интересами ребят.

Едва ли не самым важным отличительным моментом реализации личностно-созидающего подхода является возвышение в воспитательном процессе роли личности учителя, его способности к непрерывному профессиональному и общекультурному росту, развитию, своему разностороннему самосозиданию. Это – важнейшая предпосылка и условие реализации личностно-созидающего подхода. Уже потому, что только растущая личность, непрерывно развивающийся учитель способны работать продуктивно. Творчески-созидательно влиять на развитие ребенка. Учитель как субъект выстраивания воспитательных отношений может надеяться на качественный воспитывающий результат, только будучи сам творчески ориентированной личностью, способной к росту, развитию, творческому созиданию духовно-нравственных ценностей в условиях нашего сегодня крайне непростого бытия. Созидать растущую личность может только учитель, сознательно, целенаправленно формирующий себя как представителя гуманистической, культурной традиции, как профессионала-воспитателя, как мастера-педагога.


Литература.


1. Афонина Г.М. Педагогика. – Р-на-Дону, «Феникс», 2002


2.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., «Просвещение», 1989


3. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. – М., 1999. Гл.7


4. Газман С.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методические рекомендации. – М., 1992


5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., «Просвещение», 1989


6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М., «Агар», 2000


7. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. – Омск, 2002


8. Журнал «Начальная школа», №9, 2002, с.92-95













1 Молчанова А.С. На вкус, на цвет… М., 1966. С. 177-178

2 Дембинский С.И. Вечера-концерты в школе, посвященные искусству. М.,1969. С. 26-27.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы и методы внеклассной работы по изобразительному искусству

Автор: Рахимзянова Гульнара Шамильевна

Дата: 08.01.2019

Номер свидетельства: 494236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Разработка внеклассного мероприятия по биологии"
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_po_biologii"
    ["file_id"] => string(6) "528259"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574453749"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "План-конспект внеклассного мероприятия в 5 (коррекционном) классе по теме "СКУЛЬПТУРА" "
    ["seo_title"] => string(93) "plan-konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-v-5-korriektsionnom-klassie-po-tiemie-skul-ptura"
    ["file_id"] => string(6) "125253"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414941298"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) ""Организация проектной деятельности на уроках в рамках работы по ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-v-ramkakh-raboty-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "316346"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460057365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Роспись посуды в стиле Гжель" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-rospis-posudy-v-stilie-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "134179"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416678601"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "доклад "Юные дарования в школе""
    ["seo_title"] => string(34) "doklad-iunyie-darovaniia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "307379"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458319824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства