Формирование творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Формирование творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства »
Тема доклада: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
Автор: учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала Яковлева Т.А.
В любой профессии, в любом труде творческая способность является основойдвижения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.
В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков.
Моя задача как педагога - способствовать развитию и воспитанию высоко - нравственной творческой личности, готовой к проектированию собственной образовательной деятельности. Я должна быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям красоту, возбуждающим желание быть красивым и менять, украшать мир вокруг нас.
Достижение поставленной цели возможно через реализацию проблемы над которой я работаю в последние годы: «Формирование творческой способности учащихся на уроках изобразительного искусства». Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведений искусств. Оно не дает готовых рецептов, а требует прочувствовать, самостоятельных творческих решений в практическом освоении различных техник пластических видов искусства. Учитель при этом проявляет себя как советчик, помощник, консультант, координатор, старший товарищ, т.е. партнёр в образовательном процессе.
Можно ли учить творчеству? Способность к творчеству - отнюдь не врожденное качество, присущее немногим счастливчикам. Все мы можем стать творческими людьми.
Ситуация нового времени стремительно меняющегося мира требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в разных обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – творчески.
Поддержка творческих, талантливых детей – важнейшая задача современной школы. Поэтому развитие и формирование творческих способностей сегодня приобретает особенную актуальность. Эту способность призвано формировать искусство, а оно как мы знаем, является одним из важнейших инструментов в руках учителя – мастера.
В детстве рисуют все, и если именно в этот момент не будут разбужены творческие задатки, то позже, когда человек сложится, искусство и гармония окажутся ему чужды. Как поддержать, развить художественное чувство? Что сделать для того, чтобы не угасли искры творчества?
Основа творческой деятельности – развитие воображения. Умение ставить цель, овладение умениями и навыками, необычными для достижения цели также способствует развитию творческого потенциала учащихся.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, интернет ресурсов); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Систематизируются и фотографируются все интересные работы и устраиваются интерактивные выставки. Учащиеся своими творческими работами участвуют в оформлении школы. Выполненные коллективно декоративные панно украшают интерьер кабинетов учебного заведения.
В основе моей педагогической деятельности – традиционная система обучения, но для активизации учебного процесса использую элементы проблемного обучения, элементы развивающего обучения. Стараюсь при этом организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были активными субъектами образовательного процесса. В своей работе использую современные методы и информационные технологии: уроки презентации, уроки с использованием электронных средств обучения, интернет ресурсы, здоровьесберегающие технологии, творческие мастерские, метод проектов.
В своей работе стараюсь использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает меня искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. В работе я всегда предлагала только те свои находки, в каких бываю совершенно уверенной, только то, что может быть интересно и полезно детям. Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, мы работаем в технике «граттаж», «набрызги», «кляксография», «монотипия» и т.д. В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, пером; рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами, работы соленым тестом, крупами, природным материалом, оригами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый ученик мог выявить и развивать свои способности, мы расписываем доски, принимаем участие в наглядном оформлении школы.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам.
диалог в сотворчестве;
свобода выбора, действий;
равенство всех участников;
«благоустройство» пространства;
право на ошибку.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности.
Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства использую следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Чаще всего я использую метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». На каждом уроке сначала обучаю всех, а затем работаю индивидуально. При этом учащиеся могут работать в двух режимах: вместе с учителем и самостоятельно, в режиме «консультант».
Метод проектов. Мне интересна эта технология, потому что она включает в себя совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности.
Многим школьникам не хватает творческого потенциала и навыка для изображения на бумаге, общение с компьютером же у современного школьника вызывает интерес. Во время проектной деятельности у обучающихся возникает явный интерес к творчеству на уроках изо.
Активно использую готовые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения. В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания. Фильм – презентация – может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать пояснения, коллективно
рассматривать и обсуждать произведения искусств.
К результативности моей деятельности я отношу: положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших); обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе; умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе; возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
Широко использую уроки-презентации. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
Для того чтобы отследить результативность работы я использую различные формы диагностики: наблюдение, анкетирование, исследование, рефлексию.
Кроме организации основной учебной деятельности учащихся на уроках провожу различные внеклассные мероприятия. Под моим руководством учащиеся принимают участие в различных школьных, районных и областных конкурсах рисунков.
Я занимаю активную жизненную позицию, творческий человек. Кажется, проходят времена, когда считали, что в школе учится и развивается только ученик. Учитель тоже может учиться, развиваться и расти. И не только может, но, пожалуй, и должен. Во всяком случае, творчески развить детей может только такой взрослый человек, который и сам находится в процессе творческого развития. Уже замечено: если учебная деятельность развивает ребенка – она развивает и педагога.