Развитие индивидуальных творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Развитие индивидуальных творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Современное общество ставит перед преподавателем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
Цель моей работы:
Создание условий для развития обучающихся, мотивированных к активной познавательной учебной деятельности; развитие их индивидуальных и познавательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности в конкурентном, информационном мире.
2. Использование полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
3. Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.
4. Развитие пространственного воображения и образного мышления.
5. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей и раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
6. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.
7. Формирование навыков работы с информацией.
8. Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.
9. Воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие индивидуальных творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Самообразование
Развитие индивидуальных творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Современное общество ставит перед преподавателем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Концепция модернизации образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Социально-педагогическая миссия учителя состоит в удовлетворении образовательных запросов учащихся и их родителей, создании условий для социальной адаптации подрастающего поколения.
Цель моей работы:
Создание условий для развития обучающихся, мотивированных к активной познавательной учебной деятельности; развитие их индивидуальных и познавательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности в конкурентном, информационном мире.
2. Использование полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
3. Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.
4. Развитие пространственного воображения и образного мышления.
5. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей и раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
6. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.
7. Формирование навыков работы с информацией.
8. Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.
9. Воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.
В своей работе я стараюсь формировать креативные способности обучающихся для достижения ими новых образовательных результатов освоения изобразительного искусства (личностных, метапредметных и предметных).
Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало от меня внедрение в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.
Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности:
1) Иформационно - коммуникационные технологии
Информационная культура, которая является одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.
Для меня ИКТ на уроках ИЗО, это возможность:
- рационально организовать и активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
- вовлечь в процесс активного обучения категории детей с низкой мотивацией;
-использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
Игровые технологии
игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках ИЗО, в начальной школе, в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность решить следующие задачи:
1. дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
2. развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
3. воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
4. социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества)
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства:
- дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебную деятельность подчиняю правилам игры;
- учебный материал использую в качестве ее средства;
- успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом
Уроки изобразительного искусства для многих младших школьников являются самыми любимыми в школе. Я стремлюсь сделать свои уроки для каждого ребёнка яркими, интересными и побуждающим к самостоятельному творчеству. Каждый урок искусства должен быть не похожим на предыдущий.
Приобщая ребенка к искусству я показываю ему красоту окружающего мира, приобщаю его к культурному наследию нашей Родины, воспитываю в нем уважение к традициям и культуре других народов, развиваю способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне выразительного художественного образа в различных видах искусства.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. В 1 классе происходит первичный опыт работы с художественными материалами, пятно, объем, линия, цвет – основные средства изображения. Во 2 классе ребята узнают выразительные возможности красок – акварели и гуаши, аппликации, графических материалов: цветных карандашей, мелков, пастели, фломастеров, цветных ручек; бумаги. Обучающиеся учатся различать основные (красный, синий, желтый) и составные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый), теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета. Для детей целым открытием является то волшебство, когда при смешении двух цветов появляется третий цвет (составной). А использование белой и черной гуаши, при котором все яркие цвете становятся светлыми воздушными или темными мрачными.
Технологии творческого проектирования
формирут активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формирует не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; развивает познавательный интерес учащихся; реализует принцип связи обучения с жизнью
- самостоятельно и охотно обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Многообразие видов деятельности (рисование по памяти, по памяти и представлению, с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и окружающем мире и т.д.) и форм работы с учениками (индивидуальная, групповая, фронтальная) стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.
Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, а также развитие и активизация речи, передача на бумаге мысленного образа.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися я веду так, чтобы все учащиеся, в особенности те ребята у которых не все получается, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от учеников наиболее успешно выполняющих творческую работу. Научить ребенка работать самостоятельно, с полной отдачей сил и создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Развивая индивидуальные способности, склонности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность, которую обучающиеся демонстрируют на выставках и конкурсах детских работ.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от учителя особого внимания. Общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с одноклассниками творчества.
Используемая литература:
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.
3. Павлова О.В. Изобразительное искусство: обучение приемам художественно – творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008
4. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. - Волгоград: Учитель, 2011.
5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.