"Философия цвета" научно- исследовательская работа
"Философия цвета" научно- исследовательская работа
Что такое цвет? Какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Вас никогда не интересовали эти вопросы?
Почему каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля…)? Каким образом цвет воздействует на наши эмоции и чувства? Необходимо ли учитывать это воздействие при выборе одежды, оформлении помещений или достаточно нашего отношения «нравится / не нравится»?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.2. Значения цветов в геральдике …………………………………………..9
2.3. Цвет, музыка, слово……….………………………………………………10
Глава III Что цвет может сказать о нас, или выразительные возможности цвета
3.1. Цвет и характер…………………………………………………………...13
3.2. О лечебном воздействии цвета…………………...…………………….19
Глава IV Использование цвета в дизайне интерьера
4.1. Цвет в интерьере детской комнаты……………….……………….…...24
4.2. Цветовая гамма в общественных помещениях ……………………....25
Заключение………………………………………………………………….....27
Литература ……………………………………………………………………29
Введение
Цвета есть раздражающие и успокаивающие,
кричащие, спорящие друг с другом
и живущие ласково один возле другого.
В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета
на человека через чувство зрения.
К. Петров – Водкин
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!
Что такое цвет? Какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Вас никогда не интересовали эти вопросы?
Почему каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля…)? Каким образом цвет воздействует на наши эмоции и чувства? Необходимо ли учитывать это воздействие при выборе одежды, оформлении помещений или достаточно нашего отношения «нравится / не нравится»?
Если вам интересно во всем этом разобраться, то мы приглашаем вас вместе с нами в исследование - путешествие в «мир цвета».
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что цвет оказывает непосредственное влияние на организм человека.
Цель нашего исследования – раскрыть воздействие цвета на эмоциональное состояние человека.
Задачи:
Изучить основы цветоведения;
Рассмотреть влияние цвета на психику людей;
Выявить возможности применения цвета в одежде, интерьерах с учетом научных открытий.
Глава I Восприятие цвета
О природе цвета
Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря ему. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем «превратить» их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета.
Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели.
Оказывается, всему причиной является солнце, вернее его световые солнечные лучи обладают удивительными свойствами. В солнечном свете содержатся все цветовые волны, и при попадении их в глаза у нас возникает ощущение цвета. А в темноте мы не видим никаких цветов!
Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.
Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.
В науке о цвете – цветоведении - белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (в переводе на русский язык — бесцветными), все же остальные цвета — хроматическими (цветными).
Ахроматическими цветами называются лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета.Цвет, имеющий хотя бы малюсенький, еле уловимый красноватый, зеленоватый, синеватый или какой-либо иной оттенок, уже будет хроматическим.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, то есть только тем, что одни из них светлее, а другие темнее.
Хроматические цвета отличаются друг от друга не только по светлоте, но и по цветовому тону, и насыщенности.
Цветовой тон – признак цвета, который имеют в виду, называя цвет красным, либо зеленым, либо синим и т. п.
Естественной шкалой цветовых тонов является спектр. Известно из физики, что в спектре (радуге) нет белых и серых цветов. Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон – ему удалось разложить белый цвет на цвета спектра.
КАЖДЫЙОХОТНИК ЖЕЛАЕТЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТФАЗАН
Добавив пурпурные цвета к спектральным, можно спектр замкнуть в кольцо — цветовой круг, то есть расположить все спектральные и пурпурные цвета по окружности.
В наше время принято считать, что глаз человека различает 270 оттенков цветов (один только черный цвет имеет около 200 различных оттенков); но некоторые люди (художники, например) и дети способны различать от 340 до 400 цветов и оттенков. Какие широкие границы: 270-340!
Мир удивительно красочен, многое в восприятии цвета глазом зависит от «восприятия» самого глаза, от ежедневной культуры общения с цветом.
Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую — голубо-зеленые, голубые, синие и сине-фиолетовые. Цвета красно-желтой половины круга называют теплыми, они напоминают цвет накаленных тел, огня, солнечного света. Цвета голубо-синей половины круга называют холодными, они напоминают цвет дали, воды, льда, металла, то есть чего-то холодного.
Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называется насыщенностью цвета.
Всякий цвет (как ахроматический, так и хроматический) в окружении более темных цветов светлеет, а в окружении более светлых темнеет. В окружении хроматических цветов цвета, кроме того, изменяются по цветовому тону и по насыщенности.
При изменении одной, только светлоты контраст называют светлотным , а при изменении цветового тона либо насыщенности (или того и другого одновременно) — хроматическим.
От затененного белого предмета отражается света меньше, чем от ярко освещенного такого же белого предмета. Когда непосредственно сравниваешь цвет одного с цветом другого, то освещенный предмет кажется белым, а затененный — сероватым или даже серым. Но когда смотришь на затененный белый предмет и сам при этом находишься в тени, то его цвет кажется чисто-белым. При вечернем искусственном освещении, когда все освещается желто-оранжевым светом, белые предметы мы продолжаем видеть белыми, они не кажутся оранжевыми. Более того, при свете красного фотографического фонаря в фотолаборатории трудно, даже невозможно найти красную бумажку, — все бумажки кажутся белыми. Указанные факты относятся к очень сложному явлению, названному трансформацией цветов.
1.2. Палитра красок в природе
Развитию цветового восприятия у людей помогала сама природа. Сочетание цветов в природе, где все так едино и гармонично, помогает художнику искать пути воспроизведения цвета. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и сочных летних, ярких осенних и приглушенных зимних тонах.
Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени, маково-красный и приглушенный коричневатый.
Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков.
Осеннюю палитру составляют краски теплым основным тоном, словно излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.
Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.
Глава II Символическое значение цвета
2.1. Ассоциативное воздействие цвета
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.
И. Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.
Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека.
С давних пор люди придавали цвету особое значение. В средние века пурпурный цвет означал силу, могущество и достоинство; лазоревый цвет - красоту, величие, мягкость; черный цвет в сочетании с красным - смерть. Красный цвет означает торжественность, величие; черный - горе, печаль, смерть; белый - чистоту, невинность; зеленый - надежду и т.д.
2.2. Значения цветов в геральдике
Рассмотрим это на примере флага Республики Казахстан
Где: голубой цвет символизирует- величие, красоту ,ясность неба, возвышенность устремлений. Золотой орнамент, солнце и орел это символы чистоты и благородства побуждений.
Значение цветов в геральдике появилось в средние века, когда феодалы создавали гербы для своих владений. Это актуально и в наше время. У каждого государства, области, района есть свой герб.
Рассмотрим герб Шемонаихинского района.
Желтый- богатство края;
Зелеый-изобилие, надежда и радость;
Красный-храбрость,мужество и любовь к родине;
Голубой-возвышенность устремлений.
2.3. Цвет, музыка, слово.
Идеи синтеза музыки, цвета и света, гармонию между цветом и звуком пытались найти многие выдающиеся художники, композиторы, поэты.
Для современного исследователя в литературе и в исскусстве существенный интерес представляет наследие К.Бальмонта (1872 - 1943). Основной чертой его стихов была наполнявшая их музыка.
Любопытно проследить бальмонтовские ассоциации между звучаниями различных музыкальных инструментов и цветом (светом). Они настолько привлекательны для поэта, что удостоены им специальных программных стихотворений ("Зовы звуков", "В дымке").
Звук арфы - серебристо-голубой. Всклик скрипки - блеск алмаза хрусталистый. Виолончели - мед густой и мглистый. Рой красных струй, исторгнутых трубой. Свирель - лазурь, разъятая борьбой, Кристалл разбитый, утра ход росистый. Колоколец ужалы - сон сквозистый. Рояль - волна с волною вперебой. Флейты звук лазоревый, голубой, Так по-детскому ласково-малый, Барабана глухой перебой, Звук литавр торжествующе-алый.
Интересно составить таблицу соответствий цвета и звучаний музыкальных инструментов.
инструмент
цвет(свет)
цвет(свет)
труба
-
"рой красных струй"
-
желтый, киноварь
скрипка
-
"блеск алмаза"
-
зеленый
виолончель
-
"мёд густой и мглистый"
-
темно-синий
флейта
-
зорево-голубой
-
светло-синий
литавры
-
торжествующе-алый
-
оранжевый
арфа
-
серебристо-голубой
-
светло-красный
Глава III Что цвет может сказать о нас?
3.1. Цвет и характер
Цвет воздействует на нас по-разному. Есть цвета, которых мы инстинктивно избегаем, они нас раздражают, вызывают чувство дискомфорта. А другие – радуют. Вот их-то мы и предпочитаем – видеть (глазу есть на чем остановиться) и носить – в одежде, украшениях, в цвете интерьера дома.
Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Для каждого возраста существует свое восприятие цвета. Дети любят яркие и чистые цвета. Новый, незнакомый цвет у младенца, например, вызывает любопытство, сразу привлечет его внимание. С возрастом выбираемые цвета как бы темнеют, загрязняются – покрываются «пылью». Голубой может поменяться – на серый или синий, желтый – на коричневый. Если дети обычно выбирают красный, желтый, голубой, то взрослые предпочитают «холодные» цвета спектра.
Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Это «цветовое предпочтение» формируется из сложившихся ассоциаций и зависит от национальных традиций, связей и пола. Наука утверждает, что цветовые предпочтения являются биологически врожденными особенностями конкретной личности. Каждый цвет обладает своей энергетикой, своим характером. И если цвета одежды, волос вступают в диссонанс с вашим стилем поведения и темперамента, то вы рискуете выглядеть нелепо – на подсознательном уровне окружающие «считывают» несоответствие. Дело в том, что люди неосознанно выбирают для себя такой цвет одежды, который бы максимально соответствовал их социальной роли.
В тесте Люшера, а его применяют психологи, для того, чтобы выявить характер человека, характер человека базируется на четырех цветах: синем, зеленом, красном, желтом – этих четырех цветов вполне достаточно. Как и темпераментов – все суть их комбинации. Определение психологического состояния человека производится по предпочтению им того или другого цвета – как правило, достаточно одного – того, который очень нравится. Если один из цветов доминирует над остальными, значит, в человеке преобладает что-то одно. «Облегченный» же вариант люшеровского теста может легко проверить на себе каждый желающий, используя при этом обычную настройку современного цветного телевизора.
Психологи утверждают: если при этом преобладает красный цвет, значит владелец телевизора доверчив, но излишне эмоционален и агрессивен. Если явно выделяется желтый, то такой человек внушает окружающим доверие, является оптимистом и высказывает дружелюбие. Но постоянная улыбка на его лице чаще всего — маска, за которой скрывается сильное внутреннее напряжение. Преобладающий сине-зеленый цвет свидетельствует о том, что человек робок и слаб, но опасен, если кто-то станет на его пути. И, наконец, предпочитающие светло-синий — сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и питье.
Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых психологических особенностях его владельца. Так, собственники красных и желтых автомобилей — оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. Обладатели белых автомобилей придерживаются консервативных взглядов, а в черных ездят деловые люди. Серые и серебристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы больших семейств.
Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.
белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;
черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;
серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации;
красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;
коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета, в качестве наиболее предпочитаемого, указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;
желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа или Будды);
синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;
зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.
О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.
Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.
3.2. О лечебном воздействии цвета
Цвет нас радует и тревожит, успокаивает и возбуждает. Иными словами – оказывает на нас эмоциональное воздействие.
Сейчас мы легко употребляем слово «нетрадиционное лечение» или строго научные термины, такие как, например, хромотерапия (цветотерапия). А ведь были времена, когда такие слова и такое лечение было просто лечением и, заметьте, традиционным. Различные источники указывают разное время появления первых упоминаний о нем, но все упоминания начинаются с Древнего Египта. Сохранились свидетельства о лечебном использовании цветов радуги в Древнем Египте. Уже тогда считалось, что посвященные жрецы умеют лечить болезни человека энергией бога Ра, бога Солнца, то есть цветом и светом. В Египте существовали «цветовые» храмы, где под присмотром служителей храма исцеляли больных. Древние греки оставили нам в наследство записи о разработанной ими теории и практике солнечной терапии. Город Гелиополис (город Солнца) в древней Греции славился своими храмами, где лечили светом. Солнечный свет представляет электромагнитное волновое колебательное движение, а у каждого цвета своя длина волны излучения.
Современной наукой давно подтвержден тот факт, что разные цвета спектра оказывают различное воздействие не только на мозг, но и на состояние здоровья, и прежде всего на настроение. Ученые заметили, что каждый из отделов головного мозга человека по-разному реагирует на тот или иной цвет.
Кора головного мозга несет биологически-охранную функцию и особенно чувствительна к зеленому цвету.
Промежуточный мозг отвечает за импульсивные, эмоциональные действия. Его цвет – красный цвет.
Полушария головного мозга отвечают за все рациональное и в первую очередь реагирует на все оттенки синего.
Цвет «управляет» нами через подсознание, глубинные уровни. Он воздействует на нас, но не конкретно и жестко, делая бесконтрольными поведение, а ведет неведомыми тропинками чувств и желаний, включая и усиливая то, чего быть может, нам не достает, о чем либо не знаем, либо это в нас «дремлет». Цвет же открывает, а возможно, и направляет, заставляя нас видеть, а точнее, чувствовать по-новому. Обозначая цвет конкретным чувством, а чувство – цветом, мы воспринимаем цвета в зависимости от самих цветов, их яркости, чистоты, насыщенности или от особенностей нашего восприятия. Короче говоря, каждый человек будет реагировать на цвета индивидуально. Специалисту сразу станет понятно, какой у вас темперамент и что у вас со здоровьем. А художник? Разве он не первый подсказчик?
Цвета спектра представляют собой свет разной длины волны. Радуга с одного края имеет теплые цвета: красный, желтый, оранжевый до оливково-зеленого, - они возбуждают, тонизируют организм, повышают работоспособность. С другого – тона холодные от бирюзового, зеленого до голубого и фиолетового, - такие цвета считаются пассивными: они, как правило, вызывают успокаивающие ассоциации, способствуют отдыху.
Допустим, что у вас высокое артериальное давление, а вы надели одежду красных оттенков, следовательно, давление еще больше поднимется. Или перед вами картина, на которой изображены гроздья красной рябины. Человек невольно станет более возбудимым. Ситуация наоборот: человек страдает от пониженного давления, гипотонии. Чем лечить? Обычно – кофейку. Покрепче. Можно, конечно, пить чашка за чашкой, а можно не носить синее или голубое, а также отказаться от синего цвета в интерьере. И таким образом давление не будет дополнительно снижаться. Любите синий? Пожалуйста! Но давление вообще-то может упасть до…депрессивного состояния. Поэтому гипотоникам полезны не синие, а другие цвета: оранжево-красная гамма, например.
Но с другой стороны голубой цвет воздействует как болеутоляющее, уменьшает мускульное напряжение, уменьшает нагноения, эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Онкологические заболевания связаны с недостатком в организме синего, голубого, зеленого и фиолетового цветов, которые есть только в солнечном свете.
В лечебном плане белый цвет дает силу и энергию, выравнивает настроение. Создает праздничность и торжественность, оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему. Восстанавливает структуру тканей мозга, очищает организм от шлаков. Снимает напряжение. Предпочтение белого – это желание начать новую жизнь, поэтому людям, нуждающимся в освобождении от неприятных обстоятельств, рекомендуется надевать белые одежды. Но не приемлем в больницах или в детской.
Фиолетовый – действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды; увеличивает выносливость тканей. Замедляется дыхание, уменьшается его глубина и увеличивается длительность выдоха. Замедляется и слабеет пульс. При кратковременном воздействии фиолетовый цвет понижает работоспособность сильнее, чем полная темнота. Фиолетовый цвет обладает большой силой внушаемости, его любят люди, которые имеют непреодолимое желание очаровывать и оказывать влияние на других людей. Эти люди обладают врожденным интеллектом, у них тяга к общению с равными себе.
Болезнь изменяет чистоту цвета органа, и чем серьезнее и длительнее заболевание, тем значительнее изменения цветового спектра. Возвращая цвет больному органу, мы тем самым восстанавливаем его функционирование.
Замечено, что одни цвета человек воспринимает хорошо, а другие могут сопровождаться болью и эмоциональным расстройством; часто определенный цвет вызывает неприятие. Практически всегда неприятные ощущения возникают от того цвета, которого человеку не хватает. При излечении неприятный цвет начинает доставлять удовольствие. Для лечения конкретных заболеваний используются фильтры, через которые врач воздействует на глаза определенным цветом, и наступает улучшение. Определить нужный цвет можно зная, как из них связан с той или иной болезнью.
Красный – стимулирует высокую физическую активность.
Оранжевый – стимулирует работу почек, помогает при диабете.
Желтый – нормализует работу желудочно-кишечного тракта, кровяное давление.
Зеленый – излечивает заболевания сердечно-сосудистой и кроветворной систем.
Голубой – помогает при болезнях, связанных с нарушением обмена веществ, центральной нервной и костно-мышечной систем, заболеваниях горла и органов дыхания.
Синий – стимулирует зрение, помогает при ушных заболеваниях.
Фиолетовый – способствует улучшению работы мозга, а также выработке гормона омолаживающего организм, снимающего депрессию.
Но от слишком долгого облучения голубым цветом возникает некоторая усталость или угнетенность, а у людей от природы пугливых и робких – чувство страха и коллапс. Голубой цвет для тех, кто хочет похудеть. Голубой снижает аппетит, поэтому приобретайте посуду голубого цвета, скатерть. Голубой оказывает огромное воздействие на вкусовые ощущения: пища под лучами света с голубым фильтром приобретает горький вкус.
В хромотерапии есть много полезных разработок. В частности, имеются обобщенные таблицы, имеющие рекомендации, как правильно подобрать цвета для лечения. Рецепт вам могут выписать такой, например: «сине-зеленое» лечение дает сильный успокаивающий эффект, предполагающий профилактику эпилептических приступов, истерий, реактивных состояний. Самые неожиданные сочетания, которые иногда хочется «опробовать» на себе, порою лучше применять с известной долей осторожности. Следует знать, что передозировка красного цвета может спровоцировать конъюнктивит. Разделяйте: лечебные цвета лучше знает специалист, их назначают строго по показаниям недуга и строго дозируют.
Глава IV Использование цвета в дизайне интерьера
У каждого цвета, как говорят специалисты, своя психологическая (а также лечебная, медицинская) полезность. Правильно подбирая цветовую гамму в одежде или обстановке помещения, то есть со знанием, можно помочь самому себе же преодолеть плохое настроение, болезни, стрессы, улучшить настроение.
4.1. Цвет в интерьере детской комнаты
Стиль одежды и цвет комнаты ребенка выбирают родители, но уже относительно рано дети сами начинают подавать нам знаки о предпочтении того или иного цвета. Часто выбор происходит в зависимости от темперамента ребенка — энергичный ребенок предпочитает смелые и жизнерадостные цвета, скромный и спокойный ребенок отдает предпочтение пастельным, некрикливым тонам. Психологи и дизайнеры предлагают цветовые решения, соответствующие возрасту и периоду развития ребенка.
Комната малыша
Комната малыша должна быть мягкой и уютной, в спокойных, сдержанных тонах, внушающих тепло и защищенность. Для малышей подойдет комбинация светло-желтых и светло-синих цветов. Эти тона придают ощущение защищенности и уюта.
Комната для детей от 4 до 12 лет
Начиная с четвертого года жизни, наступает время контрастных и жизнерадостных цветов, развивающих фантазию и любопытство ребенка. Чистые желтые, красные и синие основные тона создают солнечную и подвижную атмосферу в детской спальне и комнате для игр. Однако избегайте использования слишком многих цветов сразу, учитывайте, что игрушки также вносят в комнату множество ярких тонов и могут сделать ее аляповатой. Следует быть осмотрительными с обильным использованием интенсивных красных и оранжевых тонов — это может раздражать ребенка. Не стоит навязывать ребенку вкус родителей, пусть он сам выберет цвета в свою комнату.
Молодежная комната
Молодые люди любят окружающий их мир. Если они увлечены своими любимыми животными, то это можно успешно использовать как источник вдохновения при выборе цвета. Например, в комнате девушки веселую атмосферу создаст комбинированный с желтым салатово-зеленый цвет.
Молодые люди обычно используют комнату весьма активно — для обучения, прослушивания музыки, встреч с друзьями, здесь подходят более жизнерадостные цвета.
4.2. Цветовая гамма в общественных помещениях (офисах)
В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду.
Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.
Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать... шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».
Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление.
Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность (не случайно символом «новых русских» стал именно красный пиджак).
Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Так что если вам захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в отпуск.
Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.
Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда, розовый — в сварочном цехе, синий — в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.
Заключение
Наука о цвете возникла очень давно. Еще в IV веке до нашей эры в Древней Греции Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. На протяжении многих веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Но смело можно утверждать, что развитию цветового восприятия у людей помогала сама природа.
Мы выяснили, что восприятие цвета очень индивидуально. Лучше понять особенности цвета, использовать его как в живописи, так и в повседневной жизни помогает наука о цвете. Современные исследования позволяют использовать эти знания не только для эстетического удовлетворения (живописные полотна, цвет в оформлении помещений, выбор цветовой гаммы одежды), но и для улучшения своего физического состояния (психического и физиологического здоровья). Исследуя реакцию на цвет, которая у всех индивидуальная, специалист определит, какой у вас темперамент и что у вас со здоровьем Мы рассмотрели нежелательные соотношения цветового окружения и некоторых болезней. Придерживаясь некоторых рекомендаций можно несколько улучшить свое самочувствие.
Цвет может оказать влияние на подсознание человека, что необходимо учитывать при выборе цветовой гаммы жилых и рабочих помещений, чтобы она соответствовала функциональному предназначению комнаты.
Таким образом, мы доказали состоятельность предположения о том, что цвет оказывает непосредственное влияние на организм человека, на его эмоциональное состояние.
Литература:
Беда Г. «Цветовые отношения», М., 1990
Сокольникова Н.М. “Краткий словарь художественных терминов” Обнинск “Титул” 1996 год.
Сокольникова Н.М. “Основы живописи» Обнинск “Титул” 1996 год
Козловский А. А. Есенин С. А. в воспоминаниях современников. – М.: Худ. лит., 1986.-446 с.
КопыловаА.В. «Технология урока искусства», Москва, 2004
Розинер Ф. Искусство Чюрлениса.- М., 1993.- С. 214.
Источники информации
http://www.artprojekt.ru/Menu.html Энциклопедия искусства