Конспект урока ИЗО в 5-м классе
«Декор и внутренний мир русской избы»
Тема урока: «Декор и внутренний мир русской избы»
Класс – 5
Цель: сформировать у обучающихся новых знаний и образного представления об устройстве декора русской избы и ее внутреннего мира; воспитать уважительное отношение к сохранению русских традиций;
Личностные результаты: развитие эмоциональной сферы, логического мышления и творческих познавательных умений.
Оборудование для учителя: фотоснимки русской избы и отдельных декоративных элементов на доске, загадки, иллюстрации из мультфильмов, сказок, былин. Заготовка кроссворда. Русские народные мелодии, песни. Карточки – плакаты для проведения физминутки.
Художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварельные краски.
Для обучающихся: гуашь, цветные карандаши, акварельные краски., кисточки №2,4,6, альбом, карандаш, ластик, баночка для воды.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мой дом – моя крепость! – сказал мудрец и был абсолютно прав.
Не важно избушка или дворец
Кров дарит, теплом объяв,
Сил набирались наши деды,
Когда шли в бой на врага!
Великая, славная, матушка Русь,
Я Родиной милой с детства горжусь
И кланяюсь низко тебе.
Изба – колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и ее пирогов
Представить Россию нельзя!
Всегда приютит, успокоит, поймет
Накормит, согреет теплом,
И где бы мы ни были, стойко нас ждет
Отеческий преданный дом.
Изба, ты проста, самобытна, щедра
Загадочно словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог родной уголок!
Учитель:
- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети:
- О русском доме, о русской избе.
Учитель:
- Правильно, о русской избе. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской избы, где вам предстоит быть в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.
Учитель:
- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, каждый шаг просчитывал ни один раз. Не зря русская пословица гласит «Семь раз отмерь – один отрежь». Это все было сделано для того, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Вот мы с Вами вошли в калитку и оказались перед домом.
Ребята, вам, наверное, интересно узнать, кто живет в этом доме, кто его хозяин? Но окошко в доме закрыто. На окошке висит замок, а ключиком к разгадке будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Пусть они помогут открыть вам окно.
КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»
- Как назывался русский традиционный дом?
Дети:
- ИЗБА
- Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:
- ДЕРЕВО
Учитель:
- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
Все украшено оно.
Учитель:
- Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Дети:
-НАЛИЧНИКИ
Учитель:
- Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?
Дети:
- ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
А причелины свисают
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо -…?
- Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети:
- ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель:
- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?
Дети:
- КОНЕК КРЫШИ
Учитель:
- Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Узорные доски не только придавали дому праздничный вид, но и оберегали и защищали его.
- Молодцы, ребята, справились с заданием, правильно разгадали кроссворд.
(учитель снимает замок и открывает окно)
В теремочке-терему
Дочка мастера живет,
Мастерицею слывет
Василиса-краса
Ниже пояса коса,
Сарафанчик может сшить,
Гордо павою ходить.
- Посмотрите, какой нарядный дом у Василисы. А все ли в ее доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома?
Дети:
- Окно не украшено наличником.
Учитель:
- Правильно, на окне нет наличника.
- А сейчас вы распишите наличники для дома Василисы. У вас на партах лежат памятки, на которых изображены разные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?
Дети отвечают:
- СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ
Учитель:
- В древние времена окна украшали солярными знаками – восходящим солнцем и его лучами. Самыми любимыми символами для украшения окон стали цветы, стебли, листочки. Таким образом, человек не терял связь с природой даже внутри дома. Менее украшенными были дома Русского Севера.
Но для каждой местности все равно существовали свои неповторимые узоры. На севере Руси и в средней полосе нашей страны можно было увидеть женский образ Матери, связанный с плодородием земли. В украшениях дома использовали и образы львов, драконов, различных птиц.
Окно являлось символом веры, традиций, уклада жизни. Именно оно отражало внутреннее состояние человека.
Если окна в доме закрыты – все спят. Если же они весело светятся, значит, в доме мир и добро. Украшенные цветами окна указывали на то, что в этом доме живут добрые, приветливые люди.
Самостоятельная работа детей
Учитель:
- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята!
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, расписывая наличники для дома Василисы. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
Учитель вывешивает детские работы на доску.
Учитель:
- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют русского дома.
- А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?
Дети:
- Мы также любим свой дом и украшаем его, стараемся создать уют.
Учитель:
- Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ»
Заключение
Дом – это жилая постройка, но дом – это и Родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные традиции и обряды. С дома начиналась жизнь человека, он рос, взрослел, домом жизнь и заканчивалась, тогда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «Декор русской избы и ее внутренний мир», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках и конечно же в песнях.
В заключение я предлагаю Вам прослушать песню «Родной дом» (в исполнении А.Гомана).