kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая деятельность на уроках изо как условия эстетического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В настоящее время, когда ученые все больше направляют внимание на изучение личности в, ее целостности, особенно актуальной становится проблема развития ребенка в единстве его эстетических черт. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая деятельность на уроках изо как условия эстетического воспитания»

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗО КАК УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

( информационно методическое представление опыта)


Дельбозоглова Г .В.

учитель ИЗО и технологии

МОУ «Лицей №12»

г.Железногорск Курская обл.


Введение.

В настоящее время, когда ученые все больше направляют внимание на изучение личности в, ее целостности, особенно актуальной становится проблема развития ребенка в единстве его эстетических черт. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, лабильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим, развитие творческих способностей школьников становится очень актуальным. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Предмет «Изобразительное искусство» преследует цель эстетического, художественного, эмоционального развития детей, учит видеть красоту окружающего мира. Красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Поэтому проблема эстетического образования и воспитания детей является актуальной и значимой для современного учителя.

Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Искусство развивает в ребёнке способности, которые в равной мере необходимы для художественного и научного познания.

В научной литературе творчество истолковывается по-разному. У одних - творчество определяется как «процесс создания существенно нового» (П.К. Энгельмейер); у других: как «процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности» (В.П. Полонский). «Своеобразным творчеством является, – по утверждению Н.Н. Нечаева, – каждый шаг субъекта, что бы ни делал человек, объективно – это творчество, ибо в результате появляется то, чего раньше не было» Творческий процесс подразумевает своей целью создание не только того, чего раньше не было. В конечном итоге это новое должно нести в себе зерно рациональности и пробуждать чувства прекрасного (эстетического чувства). При этом условии творчество будет направлено на актуальное развитие личности.

Творческие способности детей развиваются в ходе разнообразной художественной деятельности - рисования (графического, живописного, декоративного), работы с бумагой (аппликация, конструирование), лепки (из пластилина), создания коллективных работ.

Творческая деятельность – форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами.

Непрерывный процесс творческой деятельности личности ребёнка включает в себя несколько ступеней (по Н.П. Капустину):

1 ступень - Вхождение в «творчество». (1–4 классы)

Создание у школьников представлений о творческой деятельности. Задача руководителя: обучение учащихся умениям самостоятельной деятельности ( целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу). Критерии результативности: сформированность этих умений на начальном этапе обеспечит проявление их возможностей на последующих этапах обучения.

2 ступень - Начало «творчества». (5–9 классы)

Накопление учащимися умений самостоятельно получать знания и организовывать свою деятельность на основе развития их познавательных интересов.

3 ступень - «Творчество». (10–11 классы)

Ориентирует образовательный процесс на развитие готовности к личностному, профессиональному и мировоззренческому самоопределению, настойчивости и волевых усилий в поисках истины и её осмысления.

Начальная школа – самый первый этап по развитию творческой деятельности учащихся. Поэтому, можно сказать, самый ответственный.

Работая по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1–8 классы, предполагается знакомство обучающихся с целостным интегрированным курсом, включающим в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусства и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам:

- диалог в сотворчестве;

- свобода выбора, действий;

- равенство всех участников;

- «благоустройство» пространства;

- право на ошибку.

Все занятия построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка.

Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.

Для развития творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства используются следующие методы обучения:

  • метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею – открытие)

  • метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности (поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных).

  • метод свободы в системе ограничений (с одной стороны, постоянно активизирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучаю четко придерживаться ограничения).

  • метод диалогичности (учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства).

  • метод сравнений ( путь активизации творческого мышления, на уроках я демонстрируются многовариантные возможности решения одной и той же задачи)

  • метод «Учимся вместе» (чаще используется обучения в сотрудничестве).

  • метод проектов (интересная технология, потому что включает в себя совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути).

На каждом уроке сначала обучаем всех, а затем работаем индивидуально. При этом учащиеся могут работать в двух режимах: вместе с учителем и самостоятельно, в режиме «консультант».

Творческие мастерские. Мастерская выступает, как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. Здесь ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру и развивает эстетический вкус.

Воспитание эстетических чувств

Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого и означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.

Истоком воспитания эстетических чувств, ощущения прекрасного является сама природа . П.И Чайковский находил, что восторги от созерцания природы сильнее , чем от искусства. И это понятно, природа действует сразу на все органы чувств: зрение, слух, осязание. Человек ощущает гамму воздействий при этом благоприятствующих его физическому и психическому состоянию.

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – литературе, музыке, изобразительному искусству. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развития творческих задатков и дарований в области искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном искусстве и литературе. Л. Н. Толстой высказывал убеждения в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания [Харламов, 2002, с. 436].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве.

В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности школьников применяется комплекс художественно-эстетических средств. Б.Т. Лихачев выделил следующие средства: природа, труд, общение, искусство, в частности, литература, живопись, музыка, игра и т.д. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания . Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. В данном случае речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь.

Итак, важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки в классе, квартире, в школе. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.

РИСОВАНИЕ – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.


Система художественно-эстетического воспитания

Совокупность образовательно-педагогических технологий и методического обеспечения по реализации творческого потенциала участников образовательного процесса это есть система художественно-эстетического воспитания

Цель – создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков учащихся

Задачи.

  1. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.

  2. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу школьников, вызывать у них эстетические чувства и переживания.

  3. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и художественных навыков.


Реализуя систему художественно-эстетического воспитания применяют три формы организации этой работы:

  • массовая (общешкольные выставки, праздники, творческие отчеты, игры и т.п.);

  • групповая (занятия кружков, студий, групп по интересу и т.п.);

  • индивидуальная (обучение отдельных учащихся рисованию, плетению, вышивке и т.д.)


Средства художественно-эстетического воспитания:

  • предметно-развивающая среда;

  • эстетическая направленность учебно-воспитательного процесса;

дополнительное образование

Предметно-развивающая среда

В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С.Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П.П. Блонский), “окружающая среда” (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует. Внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком контексте предметно-развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в учебном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Так как в школах дети не только учатся, отдыхают, проводят большую часть времени, поэтому надо тщательно продумывать оформление рекреаций, коридоров, классных комнат, мастерских. Особые требования предъявляются к обустройству столовой, виду школьного двора, спортивной площадки, т.е. всего того, куда ступает нога школьника.

Главное условие эстетического воздействия – чистота, простор, свет.

Эстетическое воздействие на детей оказывает вся предметно - развивающая среда.


На уроках изобразительного искусства творческую деятельность можно развернуть на уроках: ---Дизайн-проект учебного кабинета (декоративно-прикладного творчества, изобразительной деятельности, музыки). Оформление в определенном стиле: цветовая отделка, декоративное оформление, освещение. Уют и красоту школьным помещениям придают картины, комнатные цветы и шторы на окнах; специальные комплекты мебели.

---Разработка формы лицеистов внешнего вида учащихся, внедрение обязательной формы для ребят. Право разработать дизайн формы для каждой ступени обучения или каждому классу. В своем большинстве это белый верх, темный низ, трикотажные жилеты разных цветов. Форма является фактором, организующим поведение детей, формирующим чувство гордости за свой лицей и, одновременно, является средством отличия от учащихся других образовательных учреждений.

---Тема имиджа педагога также является актуальной в коллективе.

Эстетическая направленность учебно-воспитательного процесса

Единство учебной, воспитательной и развивающей работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала, пути и способы преподнесения его детям, красочная образная речь учителя, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства, четкость, ритмичность урока.

Очень важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Учебная программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» отвечает идеям преемственности в художественном образовании и развитии детей. Она построена на основании приобретенных в дошкольном возрасте впечатлениях и полученных навыков.

Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.

Основная цель занятий ИЗО – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

  • развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства;

  • обогащение эмоционального мира ребёнка;

  • развитие творческого восприятия произведений искусства.

В изобразительном искусстве учащиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой. Работа по эстетическому воспитанию должна пронизывать каждый элемент урока особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Это достигается с помощью живого слова учителя, интересных диалогов с учениками, ярких зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Знания, полученные на уроках ИЗО отражаются в учебной и внеклассной деятельности воспитанников. Они с удовольствием оформляют вестибюли, демонстрируют свои работы, анализируют художественные произведения и смело аргументируют собственное мнение. Эффективно используются рекреация и коридоры для размещаются фотографий, выставок рисунков и творческих работ.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. Особенно учащиеся бывают увлечены в процессе выполнения коллективных композиций («Мой город», «Осенняя фантазия», «Аквариум»). В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.

Основным принципом изобразительной деятельности является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учитель стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.


Увлечённые юные художники занимаются в изостудии «Палитра» в специально оборудованном кабинете ИЗО. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, традиционные творческие конкурсы. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.

Эффективность работы по эстетическому воспитанию в образовательных учреждениях зависит от следующих условий:

  • методического обеспечения;

  • педагогического мастерства;

  • взаимодействия с семьей;

  • координацией с внешкольными учреждениями.

  • обеспечение материально технической базой.


Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию в лицее создана методическая база:

  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

  • тематическое планирование работы кружков, клубов, секций;

  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

  • дидактические музыкальные игры;

  • библиотека познавательной литературы по искусству для педагогов.

(Весь материал систематизирован и представлен в картотеке).



Заключение

Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, заставляет детей присматриваться к краскам, линиям и формам.

Уроки творчества, уроки-конкурсы, школьные вернисажи – вот итог совместной творческой деятельности, результат от создания атмосферы творческого развития и самосовершенствования.

Полученные результаты.

1. Работы учащихся, отражающие знания и умения изобразительной грамоты и индивидуальные художественно-творческие способности, и особенности видения окружающего мира.

2. Высокий процент учащихся, участвующих в конкурсах рисунков.

3. Результаты творчества: учащиеся являются дипломантами, лауреатами, победителями, призерами творческих конкурсов декоративно – прикладного и художественного творчества на различном уровне.

Таким образом, формирование творческой деятельности на уроках изобразительного искусства – важный компонент в системе художественно-эстетического воспитания.. Становясь субъектом, ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, т.е. оказывается способным к творчеству и взаимодействию с другими образовательными учреждениями.

Урок изобразительного искусства направлен на творческую деятельность обучающихся.Это приносит свои результаты. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.



Список литературы

  1. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.// М. Просвещение -2006

  2. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6.

  3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М., 1976.

  4. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству:учебное исследование школь. // Методист. – 2007. - №7.

  5. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.

  6. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой        активности учащихся // Школа. – 1997. - №2.

  7. Астахов И.Б. эстетика сегодня.// М. Искусство-1986

  8. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. // Мн. Народная асвета - 1974


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческая деятельность на уроках изо как условия эстетического воспитания

Автор: Дельбозоглова Галина Васильевна

Дата: 27.04.2017

Номер свидетельства: 412018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Выступление на тему: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗО КАК УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplieniie_na_tiemu_tvorchieskaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_izo_kak_usloviia_"
    ["file_id"] => string(6) "412017"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1493290308"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "РЕФЕРАТ на  тему:  «Коллективная творческая деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время» "
    ["seo_title"] => string(115) "riefierat-na-tiemu-kolliektivnaia-tvorchieskaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "199563"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428593964"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебная палитра" "
    ["seo_title"] => string(97) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchiekul-turnomu-napravlieniiu-volshiebnaia-palitra"
    ["file_id"] => string(6) "125647"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415025847"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства