УЗОРОЧЬЕ - богатое, разнообразное убранство орнаментами: фасадов архитектурных сооружений, полотенец, домотканых ковров и утвари на Руси. Для стиля "узорочье" характерны яркие краски, использование цветных элементов, сочетание белого, черного и красного цветов в вышивках, появилось в результате смешения тенденций в развитии русского искусства под влиянием народного прикладного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема : «УЗОРОЧЬЕ »»
МАУДО города Ялуторовска«Детская школа искусств имени С.И. Мамонтова »тема : «УЗОРОЧЬЕ »Выполнила преподаватель ИЗО: Богомазова А.Г.Ялуторовск 2023
УЗОРОЧЬЕ - богатое, разнообразное убранство орнаментами: фасадов архитектурных сооружений, полотенец, домотканых ковров и утвари на Руси. Для стиля "узорочье" характерны яркие краски, использование цветных элементов, сочетание белого , черного и красного цветов в вышивках, появилось в результате смешения тенденций в развитии русского искусства под влиянием народного прикладного искусства.
Орнамент-(лат. ornamentum) украшение, наряд. - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, образующих композицию для оформления различных предметов
Владимир Васильевич Стасов: Орнаменты всех … народов идут из глубокой древности… Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является символом, фразой, выражением известных понятий, представлений… Это связная речь, последовательная мелодия,… не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств»
Основной признак орнамента – это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется.
Орнамент связан с общими тенденциями в искусстве определенного периода времени.
Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, а зависит от объекта, на который он накладывается.
Немного истории
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью.
Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме.
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами.
Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.