Музыкальный ряд:Струве «Моя Россия» :П. И.Чайковский « Времена года». Осень.
Материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
Проверка готовности к уроку
II.Актуализация знаний.
Попробуйте определить тему урока, послушав музыку известного композитора Струве «Моя Родина» и рассмотрев представленный иллюстрационный ряд ( на доске)
(Дети слушают музыку и рассматривают иллюстрационный ряд)
-. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/
- Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/
-А кто мне скажет, что такое пейзаж?
III. Сообщение темы и цели урока.(слайд 2)
1.Жанр - пейзаж.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
У: Итак, пейзаж – это изображение природы .(слайд 3)
- Посмотрите на слайд и определите, какие репродукции художников здесь лишние и почему? (слайд 4)
У: Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени?
Д:Это художники, такие как Левитан, Шишкин!
У: Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
- Мы с вами живем в таком замечательном месте, кругом лес.
Видим, как она меняется с каждым временем года, замечаем, как меняется ее настроение.
Д:Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.
У: А как меняется? Что вы наблюдали?
Д: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.
У: Молодцы! А теперь давайте посмотрим, как художники передавали настроение природы в своих пейзажах.
2. Пейзажи 19 века.(слайды 4– 8)
Посмотрите, какие цвета выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени. (Смотрим репродукции с картин художников, обсуждает выбранные художниками цветов). Очень важно не только увидеть красоту природы, суметь ее изобразить, найти нужные цвета.
3.Знакомство с видами пейзажей. (слайды 9- 16)
Сельский пейзажрисуются поля, деревенские дома..
Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Парковый пейзажизображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей.
Морской пейзажрассказывает о своеобразной красоте моря, об изумрудных гребнях волн, или о разбушевавшейся морской стихии.
Пейзаж настроения показывает различные состояния природы,соответствующим человеческим переживаниям; чувствам тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости.
- Подумайте, что вы изобразите на своем рисунке:
природу, цветы и дом;
дворовые постройки;
свой двор.
IV Физкультминутка (интерактивная)
-Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной
.
V. Практическая работа.
-А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:
- Как правильно компоновать пейзаж?
Прочитаем в учебнике с. 34-35
(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).
Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы. Слайд-16
Законы перспективы.
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.
2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.
( музыкальное сопровождение :П. И.Чайковский « Времена года». Осень.)
VI Итог урока. Выставка работ учащихся. Слайд-17
Что такое «пейзаж» ?
Как называют художников, рисующих природу?
Как правильно строить композицию пейзажа?
Назовите известных вам художников-пейзажистов.
Демонстрация наиболее удачных композиций. Оценки за работу.