Презентация к уроку в 5 классе "Народные промыслы"
Презентация к уроку в 5 классе "Народные промыслы"
Презентация рассказывает об истории возникновения Палехской лаковой миниатюры, технологии изготовления палехских шкатулок,художественных образах Палеха. Презентацию можно использовать на уроках в 5 классе по теме "Народные промыслы"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 5 классе "Народные промыслы" »
ПАЛЕХ
В искусстве Палеха есть радость и удивление красотой мира, та сердечность, которая роднит палехское искусство с народной песней, сказкой, с древней иконой, с живописью Венецианова и Нестерова, с музыкой Чайковского и Рахманинова, с голубыми просторами полей и лесов, среди которых раскинулся Палех.
История Палеха уходит в глубокую древность .Уже в начале Х III века, после смерти великого князя Владимирского эти земли достались в удел младшему сыну Ивану. С 1572 года по духовному завещанию Ивана Грозного село Палех было в поместном владении его сына Иоанна.
Оторванный от больших городов бездорожьем и лесами, Палех тем не менее был известен столице. Сюда, в Москву, по царскому приказу привозили для работы лучших иконописцев. Среди них были палехские мастера.
Крепкая народная основа палехского искусства в значительной мере формировалась и поддерживалась самим укладом жизни в Палехе. Связь с землей помогала палешанам надолго сохранить черты и строй крестьянской жизни, фольклорные начала в творчестве.
Палех раскинулся в одном из живописных уголков Ивановской области, где на протяжении столетий сформировался один из старинных иконописных промыслов.
Палехские мастера выработали свой стиль, который отличался особой тонкостью письма темперными красками с применением золота. Их работы ценили за глубину и психологичность образов, за сказочно-орнаментальное начало живописи.
Произведения Палехской иконописи хранятся в Крестовоздвиженском храме в Палехе. Стройный белый шатер его колокольни виден за несколько километров.
В начале Х I Х века палешанами был расписан весь храм. Композиции на библейские сюжеты объединены в стройную систему. Нежные краски придают особый строй , вызывая ощущение воздушности.
Иконописание, став предметом ремесла, тесно переплеталось с бытом народа. Икона была не только предметом религиозного почитания , но и «красой» дома.
Это способствовало развитию орнаментального декоративного начала живописи с тонкой , ювелирной разделкой золотом.
Канонические образы церковной живописи отличает орнаментальность.
Линейный ритм складок тоже подчинен узору, и в то же время
Создает ощущение движения.
Вершиной Палехского иконописного наследия считаются два произведения- «Акафист Спасителю», «Акафист Богоматери». Палех ни до, ни после не поднимался до таких вершин. Они являются камертоном для определения палехских писем и их художественного качества.
Одним из главных достоинств этих произведений является поразительная слитность живописного и музыкально-словесного образа.
В 40-60 годы иконы выполнялись на золотых фонах, с фактурной чеканкой, что создавало иллюзию дорогостоя-щих эмалей.
«Богоматерь на престоле»
«Спас на престоле»
« Иоанн Богослов в молчании»
Золото-чеканное оформление фона применялось в сочетании с привычными для палешан приемами письма, а не академической живописью.
Творчество мастеров-иконописцев нашло воплощение в совершенно неожиданном направлении-искусстве лаковой миниатюры.
Перед палешанами встает проблема - как спасти потомственное мастерство, тончайшие навыки, ремесло, составляющее материальную основу жизни целого села? Сначала мастера пробовали расписывать деревянные изделия: посуду, ларцы, солонки.
Но сам характер изделий не соответствовал характеру палехского искусства. В результате долгих поисков палешане обратились к черному лаку с основой из папье-маше. Первые опыты в росписи по лаку были большим событием в Палехе.
В изготовлении предмета из папье-маше палешане усвоили традицию подмосковного села Федоскино. Листы картона проклеиваются, навертываются на форму, затем пресуются. После просушки полуфабрикаты пропитываются льняным маслом .
После такой обработки изделия приобретают прочность и твердость дерева и подвергаются токарной обработке. Поверхность выравнивается и зачищается шкуркой.
Теперь необходимо изготовить миниатюрные навески и замки. После чего на изделия наносится шпатлевка.
Внешняя сторона изделий покрывается черным лаком.
Внешняя сторона изделий покрывается черным лаком.
Внешняя сторона изделий покрывается черным лаком.
На внутреннюю сторону наносится красный лак.
На внутреннюю сторону наносится красный лак.
Затем заготовки просушивают в специальных печах.
Краски готовят традиционным способом на яичном желтке, так как делали их в старину иконописцы.
В сухой пигмент добавляется яичная эмульсия, и все это художник тщательно растирает пальцем.
Труд художника требует огромной точности. Поэтому палехским художникам приходится прибегать к помощи лупы.
Закончив работу красками,художник берется за золото. Твореным золотом прописываются все детали.
Чтобы золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка.
После того как художник поставил свою подпись на изделии оно полируется на обтянутом плюшем , механическом круге.
Но окончательная «доводка» при полировке может быть выполнена только рукой.
Небольшие коробочки разных форм и разного назначения – шкатулки, бисерницы, марочницы, очечники, предметы письменного прибора, туалетные коробочки превращались в подлинные драгоценности.
«Весна» пудреница
«В лесу» шкатулка
«Снегурочка» пластина
Уже первые палехские произведения обратили на себя внимание и получили высокие награды. В 1924 году организуется «Палехская артель древней живописи».В 1925 году Палех завоевывает Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Миниатюра открывалась зрителю как Удивительный сказочный мир, полный фантастики. Каждое произведение было уникально, неповторимо, каждый мастер имел свою художественную манеру.
Традиционное мастерство древней живописи соединилось с искусством бытового предмета, образовав новый вид декоративного творчества - палехские лаки. Небольшие черно-блестящие коробочки пламенеют чистыми красками, нежными золотыми оттенками на черном фоне.
Весь опыт древнерусских живописцев, все их высокое техническое мастерство были поставлены на службу новому искусству.
Миниатюрное письмо требует большой тщательности и точности. Иногда миниатюра создается на поверхности в 2-3 квадратных сантиметра. Роспись золотом полируется, вновь покрывается лаком.
Миниатюрное письмо требует большой тщательности и точности. Иногда миниатюра создается на поверхности в 2-3 квадратных сантиметра. Роспись золотом полируется, вновь покрывается лаком.
Излюбленными сюжетами в палехской миниатюре с самого начала были мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, охоты, хороводов, плясок.
На шкатулках мотив удалой, разукрашенной, звонкой тройки развертывается то величаво, торжественно, то стремительно и порывисто. Чаще всего это зимнее катание в серебре мороза, тройка летит , словно птица.
Плавные линии и звонкие краски, ясность образов рождаются из ощущения просторов ржаных полей, неоглядных далей лугов и холмов.
Художники-палешане выбирали и песенные сюжеты для своих произведений. Здесь был важен не просто сюжет, но и творческое проникновение в музыкальный образ русской песни.
«Коробейники.»
«Подмосковные вечера.»
«
«Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края,…»
«Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.»
Героико-эпические песни запечатлели немало событий истории . Народ пел о своей судьбе, о борьбе, воспевал героев.
«Дороги»
«Ермак» пластина
«Ревела буря, дождь шумел…»
« Слово о полку Игореве» ларец
Высочайшим художественным достижением явились миниатюры на темы « Слова…»
Внимание палехских мастеров лаковой миниатюры не случайно привлек и сказочный мир. Он соответствовал сказочно-условному характеру их искусства. Чаще всего палешане обращались к сказкам Пушкина. Они то и сыграли большую роль в развитии палехской миниатюры.
Первое обращение к Пушкину – миниатюра «Сказка о рыбаке и рыбке». Она открыла серию работ, включающих одну-две сцены из сказки очень выразительные и легко узнаваемые.
Пушкинская поэма «Руслан и Людмила»
нашла свое отражение в творчестве
многих палехских художников. Мастеров
привлекает образность и сказочность
поэмы, богатство сюжетов.
Значительное место в искусстве Палеха заняла «Сказка о золотом петушке» , которая варьируется в творчестве мастеров последующих поколений.
Ритмичность стихотворной формы пушкинской сказки претворяется в сценах на поверхности шкатулок.
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница такая.»
«Сказка о царе Салтане»
Миниатюрное письмо поражает своей точностью и тщательностью. Твореным золотом пишется весь орнамент .
«Сказка о мертвой царевне»
Письменный набор.
Искусство палехской миниатюры перешагнуло восьмидесятилетний рубеж. Мир палеха с его культурой традиций таков, что все разрозненное и повседневное преображается в эпическое, приобретая выражение вечного.
Искусство палехской миниатюры перешагнуло восьмидесятилетний рубеж. Мир палеха с его культурой традиций таков, что все разрозненное и повседневное преображается в эпическое, приобретая выражение вечного.
Каждое произведение палехского искусства уникально, но прежде всего уникальны его художественная природа, материал и техника и наконец неповторимая поэзия образа, связанная с жизнью, с историей народа.
Каждое произведение палехского искусства уникально, но прежде всего уникальны его художественная природа, материал и техника и наконец неповторимая поэзия образа, связанная с жизнью, с историей народа.
Используемая литература:
«Искусство древней росписи»
М.А.Некрасова 1984г.
«Палех» Л.П.Князева 1994г.
«Песни России» В.Миронов 1987г.
«Изделия мастеров Палеха».
А.С.Баранов 1930г.
«Сказочный мир Пушкина» Н.В.Емельянова 1996г
«Государственный музей палехского искусства» А.Страхова 1982г.