kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные промыслы Нижегородской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация используется на уроках географии в 8 классе при изучении темы "Народные промыслы Нижегородской области". В последние годы полным ходом идёт возрождение промыслов и на уроке необходимо подчеркнуть связь между прошлым и будущим в развитии народных промыслов. Для школьников важно донести историю развития народных промыслов своего края, показать на конкретных примерах чем и как занимались наши предки, что они могли мастерить своими руками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы Нижегородской области»

Влияние географического положения на особенности культуры и развития народных промыслов Выполнила: Учитель географии МБОУ «Средняя школа №18» Лукашина Е.Е.

Влияние географического положения на особенности культуры и развития народных промыслов

Выполнила:

Учитель географии

МБОУ «Средняя школа №18»

Лукашина Е.Е.

Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи по дереву – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.
  • Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи по дереву – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.
Выявление воздействия  географического положения отдельных районов  Нижегородского края на развитие народных промыслов, жизнь, быт и культуру людей.
  • Выявление воздействия географического положения отдельных районов Нижегородского края на развитие народных промыслов, жизнь, быт и культуру людей.
Изучение народных промыслов Нижегородского края;  Установление зависимости между географическим положением и развитием народных промыслов;  Определение воздействия народных промыслов на жизнь, быт, культуру людей в разных районах Нижегородской области .
  • Изучение народных промыслов Нижегородского края;

  • Установление зависимости между географическим положением и развитием народных промыслов;

  • Определение воздействия народных промыслов на жизнь, быт, культуру людей в разных районах Нижегородской области .
Считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна , так  как во многих районах нашей страны и Нижегородской области возрождаются народные промыслы, открываются целые города мастеров и умельцев, чтобы показать современным людям быт предшествующих поколений, отразить нравы, обычаи и традиции старинных мастеров и умельцев.

Считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна , так как во многих районах нашей страны и Нижегородской области возрождаются народные промыслы, открываются целые города мастеров и умельцев, чтобы показать современным людям быт предшествующих поколений, отразить нравы, обычаи и традиции старинных мастеров и умельцев.

В районе Балахны никогда не было своей глины, её привозили с левобережья Волги, долго перерабатывали и изготавливали изразцы, которые нашли своё применение в облицовке печей, отделке местных церквей, а также отделке Грановитой палаты в Москве.
  • В районе Балахны никогда не было своей глины, её привозили с левобережья Волги, долго перерабатывали и изготавливали изразцы, которые нашли своё применение в облицовке печей, отделке местных церквей, а также отделке Грановитой палаты в Москве.

Гончарный промысел развивался преимущественно там, где была своя глина. Гончарные изделия были неотъемлемым атрибутом крестьянской семьи, так как в старину существовала исключительно глиняная посуда. Такой посуды было всегда много: плошки, миски, кувшины, крынки, кружки, так как посуда была хрупкая, часто трескалась от небольшого удара.
  • Гончарный промысел развивался преимущественно там, где была своя глина.
  • Гончарные изделия были неотъемлемым атрибутом крестьянской семьи, так как в старину существовала исключительно глиняная посуда. Такой посуды было всегда много: плошки, миски, кувшины, крынки, кружки, так как посуда была хрупкая, часто трескалась от небольшого удара.
Кружевами украшалась одежда, от чего она выглядела изысканнее и наряднее. Применяли кружево в отделке предметов домашнего обихода: изготавливали подзоры для кроватей, накидушки, отчего в доме создавался уют и красота.

Кружевами украшалась одежда, от чего она выглядела изысканнее и наряднее. Применяли кружево в отделке предметов домашнего обихода: изготавливали подзоры для кроватей, накидушки, отчего в доме создавался уют и красота.

В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна была одним из самых известных центров кружевоплетения в России. В XIX веке половина всего женского населения Балахны, а также жительницы соседних селений занимались плетением кружев.

В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна была одним из самых известных центров кружевоплетения в России. В XIX веке половина всего женского населения Балахны, а также жительницы соседних селений занимались плетением кружев.

Вышивка для русской женщины была с незапамятных времен душевной потребностью и бытовой необходимостью.  По древним обычаям, вышивать умели в каждой семье.  От других районов страны она отличалась большим разнообразием способов украшения костюма и предметов домашнего обихода из тканей, где ведущее место отводилось узору, выполненному с помощью иглы и ниток.
  • Вышивка для русской женщины была с незапамятных времен душевной потребностью и бытовой необходимостью.
  • По древним обычаям, вышивать умели в каждой семье.
  • От других районов страны она отличалась большим разнообразием способов украшения костюма и предметов домашнего обихода из тканей, где ведущее место отводилось узору, выполненному с помощью иглы и ниток.
Вышивка золотыми нитями развивалась в Городце, Макарьеве, Лыскове. Яркость мотива – вот что прежде всего привлекало покупателей. Таким шитьём украшали одежду, от чего она становилась праздничной и торжественной. Стоила такая одежда дорого, поэтому такую красоту могли себе позволить только богатые и состоятельные люди.
  • Вышивка золотыми нитями развивалась в Городце, Макарьеве, Лыскове. Яркость мотива – вот что прежде всего привлекало покупателей. Таким шитьём украшали одежду, от чего она становилась праздничной и торжественной. Стоила такая одежда дорого, поэтому такую красоту могли себе позволить только богатые и состоятельные люди.
Этим швом вышивали белые и цветные узоры, как геометрические, так и изобразительные, включая птиц, зверей и человека. Необычайной красотой и совершенством отличались кисейные, шелковые и коленкоровые платки с многоцветным тамбурным узором.
  • Этим швом вышивали белые и цветные узоры, как геометрические, так и изобразительные, включая птиц, зверей и человека.
  • Необычайной красотой и совершенством отличались кисейные, шелковые и коленкоровые платки с многоцветным тамбурным узором.
Много создали мастерицы удивительных по декоративной выразительности и красочности произведений с вышивкой цветными шелками, шерстью, синелью. В мастерских многочисленных женских монастырей, в скитах или отдельными мастерицами выполнялись целые части женского праздничного костюма со сверкающей вышивкой.
  • Много создали мастерицы удивительных по декоративной выразительности и красочности произведений с вышивкой цветными шелками, шерстью, синелью.
  • В мастерских многочисленных женских монастырей, в скитах или отдельными мастерицами выполнялись целые части женского праздничного костюма со сверкающей вышивкой.
В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «чкаловского гипюра», являются ромбы «цветками».
  • В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «чкаловского гипюра», являются ромбы «цветками».
Нижегородская национальная культура тесно связана с деревом. Из него возводили целые города, крепости, храмы, жилища, строили речные и морские суда, вырезали посуду и бытовые предметы.  Дерево - прекрасный поделочный материал.  Оно обладает достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легко обрабатывается самым несложным инструментом. Из него легко изготавливать разнообразные предметы утилитарного и декоративного назначения.

Нижегородская национальная культура тесно связана с деревом. Из него возводили целые города, крепости, храмы, жилища, строили речные и морские суда, вырезали посуду и бытовые предметы.

Дерево - прекрасный поделочный материал.

Оно обладает достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легко обрабатывается самым несложным инструментом. Из него легко изготавливать разнообразные предметы утилитарного и декоративного назначения.

В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Неизвестные резчики работали наугад, полагаясь только на своё художественное дарование, а инструментами в их руках были всего-навсего — стамеска и долото.
  • В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Неизвестные резчики работали наугад, полагаясь только на своё художественное дарование, а инструментами в их руках были всего-навсего — стамеска и долото.
«Ложкарной столицей» России называют в народе город Семенов. Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали». Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.
  • «Ложкарной столицей» России называют в народе город Семенов. Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали». Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.
О семеновской матрешке, русской красавице в ее обобщенном народном образном представлении, говорят как о русском сувенире, который олицетворяет народное искусство России. Она чарует лаконичностью форм, яркостью росписи, оригинальностью декоративного образа. Прелесть русской расписной матрешки не только в ее красочности, но и в занимательности. Вложенные одна в другую куклы восхищают мастерством исполнения.
  • О семеновской матрешке, русской красавице в ее обобщенном народном образном представлении, говорят как о русском сувенире, который олицетворяет народное искусство России.
  • Она чарует лаконичностью форм, яркостью росписи, оригинальностью декоративного образа. Прелесть русской расписной матрешки не только в ее красочности, но и в занимательности. Вложенные одна в другую куклы восхищают мастерством исполнения.
В 30-х годах ХХ века стали заниматься и мастера села Полховский Майдан в Вознесенском районе. Матрешка у них более стройная, чем семеновская, ярче выражены плечи, а образ символизирует местную красавицу, лицо которой обрамляют локоны черных волос. Раскрашивают матрешку анилиновыми красками, цветы крупные и обязательно в сочетании со сказочными яблоками.
  • В 30-х годах ХХ века стали заниматься и мастера села Полховский Майдан в Вознесенском районе.
  • Матрешка у них более стройная, чем семеновская, ярче выражены плечи, а образ символизирует местную красавицу, лицо которой обрамляют локоны черных волос. Раскрашивают матрешку анилиновыми красками, цветы крупные и обязательно в сочетании со сказочными яблоками.
Произведения городецких мастеров привлекают зрителей, прежде всего яркой праздничностью.  Роспись по дереву развивалась у жителей северных районов области, так как с одной стороны было что расписывать, а с другой стороны – расписные изделия создавали уют и непревзойдённую красоту крестьянского быта.
  • Произведения городецких мастеров привлекают зрителей, прежде всего яркой праздничностью.
  • Роспись по дереву развивалась у жителей северных районов области, так как с одной стороны было что расписывать, а с другой стороны – расписные изделия создавали уют и непревзойдённую красоту крестьянского быта.
Лён выращивали везде и из его волокон пряли нити, из которых ткали ткань, половики, скатерти, салфетки и многое другое, что было необходимо в крестьянском быту.
  • Лён выращивали везде и из его волокон пряли нити, из которых ткали ткань, половики, скатерти, салфетки и многое другое, что было необходимо в крестьянском быту.
Причиной развития кузнечного и ножевого промыслов стали небольшие залежи болотной железной руды в окрестностях современного Павлова, которые нашли свои применения в крестьянском быту.
  • Причиной развития кузнечного и ножевого промыслов стали небольшие залежи болотной железной руды в окрестностях современного Павлова, которые нашли свои применения в крестьянском быту.
В 50-е годы 20-ого столетия в область был специально приглашён мастер по костяной резьбе для того, что бы в Горьковской, области создать косторезный промысел. Резьба по кости получила развитие у жителей северных районов нашего края, которые умело изготавливали подставки, сувениры, подсвечники для украшения домашнего быта.

В 50-е годы 20-ого столетия в область был специально приглашён мастер по костяной резьбе для того, что бы в Горьковской, области создать косторезный промысел. Резьба по кости получила развитие у жителей северных районов нашего края, которые умело изготавливали подставки, сувениры, подсвечники для украшения домашнего быта.

Искусство камнерезного дела связано с залежами ангидрида.  История камнерезного  промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого,  серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами.

Искусство камнерезного дела связано с залежами ангидрида.

История камнерезного

промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами.

Возникновению промысла способствовало наличие местных материалов: дубового сырья, извести и поташа. Кожевенный промысел в Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам.   Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из них - изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок.
  • Возникновению промысла способствовало наличие местных материалов: дубового сырья, извести и поташа. Кожевенный промысел в Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам.
  • Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из них - изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок.
Огромное влияние на культуру людей, их быт, нравы, обычаи, традиции и развитие народных промыслов оказало географическое положение Нижегородской области. Если сопоставить карты природных зон , полезных ископаемых и развития народных промыслов нашего края , то мы увидим, что в зоне тайги, смешанных и широколиственных лесов развивалась обработка древесины, а там, где имеются залежи гипса и ангидрита развивалась резьба по камню. Во все времена люди использовали то природное сырье, которое находилось в окрестностях их обитания.
  • Огромное влияние на культуру людей, их быт, нравы, обычаи, традиции и развитие народных промыслов оказало географическое положение Нижегородской области.
  • Если сопоставить карты природных зон , полезных ископаемых и развития народных промыслов нашего края , то мы увидим, что в зоне тайги, смешанных и широколиственных лесов развивалась обработка древесины, а там, где имеются залежи гипса и ангидрита развивалась резьба по камню. Во все времена люди использовали то природное сырье, которое находилось в окрестностях их обитания.
  • В старину на территории Нижегородского края избы строили из древесины, так как и на севере, и на юге произрастали дремучие труднопроходимые леса. Именно древесина стала сырьём для обработки. Из неё изготавливали предметы домашнего обихода – бочки, бочата, ушата, подносы, сахарницы, солонки, женские украшения и многое другое. А ещё из древесины строили дворовые постройки и бани, без которых невозможно было обойтись. Какой же крестьянин без бани! В старину после рабочей недели топили баню, парились, а потом ставили самовар и пили чай.
  • Интерьер русской избы был очень прост: деревянные лавки, стол, подставки под иконы, полати – вот чем были богаты простые крестьяне. А чтобы было уютно, на стол стелили самотканую скатерть, на пол – самотканые половики, на полки – вышитые уголки, а полати закрывали вышитой занавеской. Занавески для окон делали вручную: их крестьянки вышивали крестиком или гладью.
  • Одежда простых крестьян была достаточно простой: льняные балахоны подпоясывались поясом. А по большим православным праздникам крестьяне одевали вышитую одежду – рубахи, блузоны, сарафаны, юбки. Заканчивался праздник и красивую одежду убирали в сундуки до следующих праздников.
  • Не было крупных промышленных предприятий и всё производилось вручную.
В начале работы я поставила цель:  - Выявление воздействия  географического положения отдельных районов  Нижегородского края на развитие народных промыслов, жизнь, быт и культуру людей. Считаю, что поставленной цели в своей работе я достигла.

В начале работы я поставила цель:

- Выявление воздействия географического положения отдельных районов Нижегородского края на развитие народных промыслов, жизнь, быт и культуру людей. Считаю, что поставленной цели в своей работе я достигла.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Народные промыслы Нижегородской области

Автор: Лукашина Елена Евгеньевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Народные промыслы Нижегородской области. Резьба по кости."
    ["seo_title"] => string(55) "narodnye_promysly_nizhegorodskoi_oblasti_rezba_po_kosti"
    ["file_id"] => string(6) "620945"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1671472855"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Народные промыслы. Золотая хохлома. "
    ["seo_title"] => string(37) "narodnyie-promysly-zolotaia-khokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "111298"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407331938"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Паспорт проекта по изобразительному искусству  "Город мастеров""
    ["seo_title"] => string(56) "pasportproiektapoizobrazitielnomuiskusstvugorodmastierov"
    ["file_id"] => string(6) "335489"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1466437963"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства