ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА для 5 класса по учебнику Декоративно-прикладное искусство в жизни человека по ред. Б.М. Неменского
Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
Тема четверти «Связь времен в народном искусстве».
Тема урока «Мезенская роспись».
Цель: ознакомление с произведениями народных промыслов, с особенностями мезенской росписи, с знаково-символическим языком декоративно-прикладного народного искусства.
Образовательный результат:
- уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны, проявление интереса к народному творчеству, тонкостям данного вида росписи;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений по выполнению мезенской росписи;
- получение знаний о виде народного творчества – мезенской росписи, о её возникновении, материалах которые в ней применяются.
Этап урока
Цель этапа
Учебный материал для учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный этап.
1. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.
1. Контролирует учащихся.
1.Подготовка рабочего места.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по народным промыслам.
2. Фотографии с предметами, расписанными мезенским орнаментом. Предметы с мезенской росписью.
2.Беседа, вопросы.
А) Что вы видите на слайде презентации?
Б) В чем особенность росписи на этих предметах?
В) Что в орнаменте тебе знакомо?
2. Слушают объяснение и отвечают на вопросы.
А) Предметы с росписью.
Б) Расписаны они красками двух цветов, красной и черной.
В) Знаки-символы, расположенные рядами.
3. Этап изучения нового материала.
3. Научить выполнять орнамент мезенской росписи.
3. Листы с орнаментом мезенской росписи, на которых показано поэтапное рисование определённых элементов (геометрического орнамента, птиц, оленей, коней).
3. Учебная беседа.
А) Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты (Слайд 1).
Б) В древности мезень писалась сажей и глиной, поэтому цвет черный и красный. (Слайд 3).
В) Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. (Слайд 3).
Г) Декоративное изображение птиц (уточки и лебеди) и животных (олени и кони) в традиционной мезенской росписи. (Слайд 4,5)
3. Слушают объяснение и запоминают.
4. Этап закрепления новых знаний.
4. Выполнение творческого задания. Роспись доски мезенским орнаментом (на листе бумаги) гуашью.
4. Листы для рисования, гуашь красного и черного цвета, кисти № 1, 3, 6, тряпочка, баночка с водой. Музыкальный ряд: народные мелодии в инструментальном изложении (как фон).
4.Задание (слайд 6) Поэтапная «Роспись доски».
4. Выполняют задание, обращаются за помощью.
.
5. Итог урока.
5. Выставление отметок и оценивание работ учеников.
5. Лучшие работы вывешиваются на доске.
5. А) Вам понравилась роспись народа Севера?
Б) Что характерного в этой росписи, чем она отличается от других?
В) Выскажите своё мнение о мезенской росписи.
Хвалит, поощряет.
5. А) Да.
Б) Рисунок выполнен красной и чёрной краской, несколько ярусов.
В) Роспись простая, но очень красивая и немного загадочная. Требует аккуратности.