Заключение. Список используемой литературы. Приложение.
Введение
Как прекрасна наша Россия своими полями, лесами, горами, большими реками, прозрачными озерами! Как богата наша Россия драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами и делами. В каком бы уголке нашей Родины ты ни оказался, везде встретишь чудо мастеров, прославляющих красоту нашей земли.
С искусством росписи по дереву, человек сталкивается очень часто. Любой, даже самый обычный предмет в доме, украшенный узором, создает хорошее настроение.
В России существует очень много видов росписей, которые отличаются друг от друга ярко выраженными художественными особенностями (цветом, характером письма и др.) Весь мир знает «золотую хохлому», Городецкую роспись, гжель. Эти росписи мы изучаем на уроках изобразительного искусства с детского сада.
Недавно, на занятии в школе, у нас была тема: «Творчество народов Прикамья».
Нам рассказывали о Пермском зверином стиле и об обвинской росписи – это древние промыслы нашего края. Как оказалось, никто из ребят нашей группы, никогда не слышали о таких промыслах. По сравнению с другими, они малоизвестны, хотя имеют свои давние традиции.
Эта тема меня очень заинтересовала, и я решил изучить ее. Начал с Обвинской росписи.
Актуальность темы: Обвинская роспись – это роспись нашего края, которой мы должны гордиться.
Проблема: Ребята моей группы не знакомы с обвинской росписью.
Гипотеза: Я думаю, что обвинская роспись не сложная, и ее легко могут освоить мои друзья из группы, класса.
Цель проекта: Выполнить изделие и расписать в стиле Обвинской росписи.
Задачи:
Изучить литературу (интернет ресурсы) по Обвинской росписи.
Подготовить изделие под роспись.
Расписать заготовку в технике Обвинской росписи.
История Обвинской росписи.
Река Обва - приток Камы, находится она к северу от Перми, здесь и зародился самобытный промысел. В конце XVIII века «местные крестьяне в свободное от полевых работ время, обычно осенью и зимой, занимались изготовлением разных деревянных изделий». В основном они делали бондарную посуду – бочки, кадушки, жбаны, затем прялки, сундуки и др.
Дерево со временем темнело, и крестьяне стали покрывать изделия рисунками – росписью. Длинными зимними вечерами расписывали мебель, предметы быта красивыми, яркими узорами.
Историю и значения этих узоров, в нашем крае раскрыли, благодаря кропотливой работе экспедиции художественных промыслов и исследованиям искусствоведов нашего края. Теперь изделия с обвинской росписью есть не только в музеях нашего края, но и в центральных музеях России.
Место появления росписи – Ильинский район, Пермского края. Период расцвета –
1870-1900 годы.
Обвинская роспись - своеобразная, яркая, праздничная и очень простая в исполнении. Ей украшали домашнюю утварь: жбаны, прялки, игрушки. Почти на всех предметах встречается 8-лепестковый цветок, похожий на звезду или два 4-лепестковых цветка, похожих друг на друга. Звезду от остальной росписи отделяли рядами точек или кружков, чтобы обратить на неё внимание.
В обвинской росписи главную роль играл яркий контраст цветного фона с растительным орнаментом. В центре композиции, располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство.
Ранняя роспись была более сдержана по цвету, холодные краски – синий, черно – зеленый в сочетании с более теплыми тонами растительных узоров. Но со временем, чтобы привлечь внимание на базаре, крестьяне стали использовать яркие цвета. На оранжевом фоне рисовали голубые листья, а разживку – желтой. На зеленом фоне, преобладал красный цвет.
Самый популярный предмет обвинской росписи – это прялка. Самая большая коллекция прялок находится в Ильинском краеведческом музее Пермского края.
Ильинский краеведческий музей Пермский край.
Обвинские прялки.
Мотивы обвинской росписи.
Цветы небольшого размера – они же серединки больших цветов:
Мотив «яблоко» с двумя расходящимися веточками:
Основные виды кистевого мазка при выполнении «капельки», «ягодки», «спиралек» и др.
Ягодки:
Мотив «Обвинская роза» Последовательность выполнения цветка:
Оформление листка:
Крупные цветы:
Обязательным элементом обвинской росписи является мотив 8-лепесткового цветка, похожего на звезду или на два четырёхлепестковых цветка, наложенных друг на друга, - «обвинская роза». Цветок – звезда – это фирменный знак Обвинских рисовальщиков. Цветок с круто закрученной спиралью в середине.
Часто цвет лепестков чередуется так: красный с белым, зелёный с жёлтым, синий с белым и т. Д. Оставшееся пространство заполняется травкой, веточками, гирляндами разноцветных капель. Есть и мелкие детали завитки, спирали. Получается сказочный волшебный сад. (см. Приложение 1)
Технология росписи.
Роспись, выполняется водяными красками (гуашь, акрил) по поверхности материала. Краску разбавляют водой.
Деревянные изделия, перед росписью, предварительно грунтуют клеевой водой. Можно покрывать двумя слоями клейстера из крахмала. Он отбеливает древесину и водяные краски не расплываются по ее волокнам.
Мы будем свое изделие грунтовать гуашью. Гуашь и другие красители закрепляют нитролаком, который наносят тампоном или кистью. Первый слой лака наносят точками, а не мазками, чтобы не размазать краску. Помещение, где выполняется роспись, должно иметь вентиляцию и хорошо проветриваться.
В последние годы на основе традиции появились новые приемы Обвинской росписи. Расписывать можно как гуашью и акрилом, так и масляными красками. Расписывают изделия из разных материалов - деревянные, из глины и др. В наше время Обвинской росписью украшают современные изделия – хлебницы, тарелки, игрушки и многое другое.
Банк идей и предложений
Я долго думал, что можно расписать? Самым распространенным предметом для Обвинской росписи, были прялки, далее различные сундуки, лавки. Но мне хотелось чего- то необычного, нового. Просматривая картинки деревенских изб, мне на глаза попалась белая русская печь. Печь, в давние времена, была не только предметом первой необходимости, но и «сердцем» избы. У моей бабушки тоже есть большая русская печь.
Эта идея меня очень заинтересовала, и я решил попросить помощи у моих друзей. Провел опрос - Какое изделие лучше использовать под роспись?
Включил четыре варианта (см. Приложение 2).
Составил таблицу, и внес в нее результаты опроса.
Вот, что у меня получилось:
№
Варианты
Оригинальность
1
Разделочная доска
1
2
Русская печь
7
3
Берестяной туесок
2
4.
Деревянная лопатка
0
Таким образом, результаты таблицы показали, что моя идея расписать модель русской печи была самой интересной.
Выбор материалов и инструментов.
Для того чтобы выполнить наш проект, нам потребуется:
Готовое изделие, заготовка. Заготовок очень много, это: доски, яйца, посуда (миски, тарелки, кружки, ложки, и т.д.), матрёшки, шкатулки, предметы мебели. Всё, что душе угодно. В моем случае, это заготовка русской печи.
Печь мы сделаем из картонной коробки, с помощью термопистолета.
Основной материал для росписи – краски. Мы возьмем гуашевые краски, самый доступный и не дорогой материал.
Инструменты:
Основной инструмент мастера росписи – кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров.
В нашей росписи нам, понадобятся такие кисти:
• круглая беличья № 1и № 3 для выполнения цветов, мелких элементов росписи;
• плоская синтетическая № 5 для нанесения грунтовки.
Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко. Покупая кисточки, нужно проверять их по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно лежащими волосками. Чтобы проверить, хорошая или нет кисть, нужно макнуть ее в воду и стряхнуть, чтобы проверить кончик кисти, у хорошей кисточки он должен быть острым.
Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кусок оргстекла, крышка, или просто лист бумаги.
Так же, нам понадобятся простой карандаш и ластик.
Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы – олифа, лак – придают изделию дополнительный декоративный эффект.
Мы свое изделие покрывать лаком не будем, т.к. лаковое покрытие очень дорогое.
Будем использовать гуашевые краски с добавлением клея ПВА, для того, чтобы краска не размазывалась. С помощью такого способа мы сэкономим и деньги и время.
Техника безопасности при выполнении работы.
При выполнении проекта предстоит работа с ручной обработкой картона.
В связи с этим перед выполнением работ следует знать и в последующем выполнять правила техники безопасности:
При работе с компьютером (в сети «интернет»)
расстояние от зкрана компьютера до глаз должно быть не менее 70-75 см.;
сидеть нужно прямо;
каждые 5 минут, отрывать взгляд от компьютера, работать не более 15-20 минут;
работать в сети «интернет» только в присутствии руководителя.
Ручная обработка картона:
при работе с ножницами применять правильные приемы работы;
пользоваться инструментом только по назначению;
не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.
после работы привести в порядок рабочее место: очистить его от отходов; убрать инструменты и приспособления, готовые детали и заготовки, положить их в установленные места.
Работа с термоклеем:
следить, чтобы горячий клей не попадал на участки кожи рук;
при работе используйте подставку для клеевого пистолета;
при выполнении работ сразу же выключить из розетки.
Работа с красками:
работу выполнять за столом;
подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы;
в процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте;
при работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь;
по окончании работы привести в порядок рабочее место;
тщательно вымыть руки с мылом;
не использовать для воды стеклянную посуду.
Роспись русской печи. Технологическая карта.
Этапы работы
Графическое изображение
Материалы, инструменты
1. Первый этап: Знакомимся с историей росписи, технологией выполнения
с помощью интернета и литературы.
Компьютер, литература.
2. Подготовительный этап. Для работы нам потребуются: картонная коробка, карандаш, линейка, термопистолет.
Картон, клей, карандаш, линейка
3.Выполняем модель печи и красим ее белой гуашью
Картон, клей пистолет, карандаш, линейка
Гуашь, клей ПВА, кисть, стаканчик с водой
4.Учимся выполнять злементы росписи по образцам.
Карандаш, бумага, краски, кисти, стаканчик с водой
5.Готовим эскиз росписи печи.
Карандаш, бумага, краски, кисти, стаканчик с водой
6.По готовому эскизу Выполняем роспись.
Дополняем ее мелкими элементами.
Заготовка, краски, клей ПВА, кисти, баночка с водой
Я подсчитал затраты на изготовление своего изделия, оказалось, что мы потратили всего 115 рублей, работа получилась не затратная, большая часть материалов и инструментов у нас были. Таким образом мы делаем вывод, что делать такую работу выгодно.
На самом деле, такое изделие трудно оценивать, ведь любая вещь, сделанная своими руками, очень дорога, никакие деньги не заменят того чувства, которое испытываешь, любуясь результатами своего труда.
Экологическое обоснование
Современное человечество, вооруженное техникой, использует огромное количество энергии, которая представляет большую силу и отрицательно воздействует на природу Земли. В следствии чего, возникают различные природные катастрофические явления.
Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникшей ситуации.
В работе учитывались экологические вопросы, т.е. выполнялись работы из экологически чистых (натуральных) материалов, не причинив никакого вреда природе. Свое изделие для проекта я создавал из картона, количество отходов - минимальное. Более того, картонные коробки – это бытовые отходы, получается, я из ненужного материала сделал такую красивую вещь. Поэтому, я не нанес никакого вреда природе.
Заключение.
Работать над проектом было интересно. Ребята моей группы наблюдали за моей работой, помогали мне, им было тоже очень интересно, что я делаю.
(см. Приложение 3).
Своей работой, я доказал, что роспись могут выполнять школьники, и даже малыши, потому, что она не сложная, красивая и яркая!
При создании своей работы, я старался сохранить характер и форму изображения Обвинской росписи, хочу, чтобы творчество и ремесло наших предков не забывали и передавали следующим поколениям.
Я доволен своим проектом, все поставленные задачи решены, все задуманное выполнил. Исправить в нем я ничего не хочу, работа получилась яркая, необычная! В наше время забытая роспись нашего края возрождается, ее изучают в школах, детских садах. Свою работу я хочу подарить детскому садику, хочу, чтобы малыши тоже знали роспись нашего края.
Расписные сундуки, прялки, лавки и жбаны
Посмотрите на узор, не отведешь порою взор.
Эта роспись не простая – наша местная, родная,
Обвинской назвали, чтобы Пермь все знали!
Библиографический список:
Арбат Ю.А. Русские народные росписи по дереву. М., 1970.
Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. – Свердловск: Средн. – Урал. Кн. Изд-во, 1982.