kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ознакомление с окружающим миром. «Край наш Прикамский»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект комплексного занятия в старшей группе по окружающему миру и изобразительной деятельности. Тема; "Край наш Прикамский" (2 занятия). Знакомить детей с Родным краем через знакомство с жудожественной росписью разных мастеров (городецкая роспись, хохломская роспись, обвинская роспись. Познакомить с такими терминами как утварь, стенопись, подмалевок, таратушки. Учить элементам народной росписи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с окружающим миром. «Край наш Прикамский»»

Конспект занятия.

Ознакомление с окружающим миром.

«Край наш Прикамский»

( 2 занятия)

Задачи: Продолжить знакомить детей с Родным краем. Показать на примерах обвинской росписи, кто такие народные мастера, когда они жили, что расписывали, как и зачем. Познакомить с одним из способов домовой росписи по непросохшему подмалевку. Учить рисовать семилепистковый цветок.

Словарная работа: Утварь, стенопись, подмалевок, таратушки, Прикамский край.

Наглядный материал: Альбом народной росписи по дереву, образцы хохломы, городца, дымки, карта географическая, мольберт.

Эмблемы хохломы, городца, дымки, гжели, Таблички с названием этих росписей.

Раздаточный материал: гуашь, плоские и круглые кисти, вода салфетки, ½ писчего листа бумаги.

Предварительная работа: 1. Посещение галереи.

2. Рассматривание альбома

«Народная роспись по дереву»

3. Книга «Живая Русь» Д.Н.Латышева

Ход занятия:

- Ребята, скажите в каком городе мы живем?

- А может быть кто-то знает у каких гор расположен наш город?.....

- Наш родной город Пермь расположен в предгорьях Урала. Уральские горы очень старые – есть еще одно название – «Седой Урал».

- На Урале живут славных дел мастера.

- Чем славится Уральский Край?

(моторы для самолетов, телефоны, химическая промышленность, Пермский балет, художественная картинная галерея, музей и др.)

- Наш Уральский край славен и своей художественной росписью по дереву.

- Где вы встречались уже с уральской росписью?

(в альбоме, краеведческом музее)

- Посмотрите (открываю репродукцию старой Перми в альбоме), подумайте и скажите, какой город напоминает вам эта репродукция?

- А почему вы так решили?

- Правильно. Это город Пермь в далекие годы. Художник изобразил ее такой, какой она была давным-давно. О том, что это наш город мы можем догадаться по зданию галереи, потому- что город стоит на холмах над широкой величавой рекой – Камой. Отсюда и название Прикамский край.

- Вот в те далекие времена, а может быть и еще раньше зародился очень своеобразный вид народного творчества – декоративная роспись по дереву в нашем Прикамье,

- Мы с вами уже знакомы с народными росписями.

- Кто может назвать их?

(хохлома, городец, дымка, гжель)

- У нас в группе есть предметы, украшенные этими узорами.

- Помогите мне их собрать.

(Дети называют изделия)

- На этих столах стоят таблички с названиями росписей,

- Давайте расположим все предметы согласно этим табличкам.

(Дети называют роспись, которой украшен принесенный ими предмет и располагают согласно надписи.)

- Все быстро справились с этим заданием, молодцы, потому-то уже хорошо научились определять и называть вид росписи.

- Правильно, это карта России. Карта России.

- А что на ней нарисовано – обозначено?

- Верно. На ней обозначены все большие города, городки, реки и некоторые речки, горы, леса и моря нашей родины – России.

- Посмотрите какая большая наша страна – Россия. Издавна, в разных ее уголках, люди занимались различными видами народного творчества.

- Как называются эти игрушки?

(дымковские)

- Где их родина?

- Правильно, село Дымково, около г. Кирова на реке Вятке.

(ставлю значок дымковской игрушки на карте)

- А кто помнит где родина хохломы?

(Горьковская область, село Семино – закрепляю значок)

- А куда мы прикрепим значок городецкой росписи?

- Правильно, тоже в Горьковской области, близко от села Семино, городок Городец.

- А кто помнит как называется эта роспись?

(гжель)

- А где родина гжели?

(недалеко от Москвы)

- Все эти красивые вещи делают у нас в России, но не очень близко от нас.

- А вот это пятнышко – это наша область. Как она называется?

- Пермская область.

- А оказывается и в нашей области тоже с давних пор работали мастера – которые украшали узорами деревянные изделия.

- Горьковские мастера дымки и городца и жили рядышком.

- А можно спутать работы мастера из хохломы и Городца?

- Конечно нельзя, ведь они такие непохожие.

Вот и у нас в Пермской области в разных селах и деревянных разные художники рисовали по-разному. Самым ярким явлением в народных росписях Прикамья стала Обвинская роспись. Повторим все вместе. Вот о ней мы и будем сегодня говорить.

- Вспомните! Из экскурсии и альбома. Что мы с вами рассматривали, что расписывали обвинские мастера?

- Внутреннюю часть избы, мебель, игрушки, деревянную утварь.

- А что такое утварь?

(посуда, прялки, дуги, сани и т.д.)

- Как называются деревянные игрушки?

(таратушки)

- Вы очень внимательно слушали, рассматривали книгу и перечислили очень подробно что украшали обвинские мастера и правильно ответили.

Расписывали и посуду, и игрушки, и мебель, и даже избу изнутри.

- Роспись по дому называется домовая роспись.

- А для чего люди украшали все это?

- В понимании крестьян они не только украшали жилища, но и желали добра и защищали от зла.

- Что есть общего у всех этих предметов? (обвожу рукой хохломские, дымковские, городецкие изделия)

- И городецкие, и дымковские, и хохломские, и обвинские – все эти предметы постоянно окружали людей. Они яркие, нарядные, на всех, кроме дымки растительный узор, птицы, животные, люди.

- Для чего нужны эти предметы?

- Для чего они нужны сейчас?

- Посмотрите на образцы. (открываю городецкие и обвинские)

- А что у них общего?

- Чем они отличаются?

- А что с дымковской есть общего у обвинских мастеров.

Вот смотрю, и думаю – почему мастера живя далеко друг от друга рисуют, хотя по-разному, но по-существу одно и то же: цветы, ягоды, листья, птиц, животных.

- Почему?

- Правильно. Потому что в своих узорах они передают красоту окружающих их природы, только каждый видит ее по своему. У каждого свои секреты способов рисования, расположения, которые они передают своим ученикам, детям, внукам. Так и сложились хохломская роспись и городецкая, обвинская и гжель и т.д.

- Я вам сегодня открою один секрет, которым пользовались обвинские мастера. Они рисовали некоторые цветы пользуясь сразу двумя красками. Кисть брали плоскую и вначале делали подмалевок.

Затем набирали на кисть сразу две краски: на одну сторону брали краску цвета подмалевка, а на другую – белила. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему контуру подмалевка, рисовали лепестки в виде волнистой линии, в середине цветка рисовали спираль белилами - серединка.

- В чем секрет рисования этого цветка?

- Как еще можно нарисовать этот цветок? (по-сырому подмалевку)

- Попробуйте повторить секрет обвинских мастеров.



Дети рисуют.

Анализ. Все детские работы раскладываются на сдвинутых столах.

- С какой росписью мы сегодня познакомились?

(обвинская роспись)

- Каким способом мы сегодня работали, как можно его назвать?

(рисование двумя красками одновременно, рисование по-сырому)

- У кого появился свой секрет при рисовании этого цветка?

(Если набрать слишком жидкую краску, то получится просто оттенок того цветка, которым мы рисовали подмалевок)

- Что я вам еще не сказала про этот цветок?

(название)

- Придумайте как его можно назвать?

Для родителей (в уголке)

Спросите, пожалуйста, у своих детей, что интересного они узнали на занятиях о своем рае. Что ему (ей) особенно понравилось, а что не понравилось.

Сможет ли он(она) научить способу рисования цветка по-сырому или двумя красками одновременно?




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ознакомление с окружающим миром. «Край наш Прикамский»

Автор: Пашина Надежда Александровна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257070


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства