Ознакомление с окружающим миром. «Край наш Прикамский»
Ознакомление с окружающим миром. «Край наш Прикамский»
Конспект комплексного занятия в старшей группе по окружающему миру и изобразительной деятельности. Тема; "Край наш Прикамский" (2 занятия). Знакомить детей с Родным краем через знакомство с жудожественной росписью разных мастеров (городецкая роспись, хохломская роспись, обвинская роспись. Познакомить с такими терминами как утварь, стенопись, подмалевок, таратушки. Учить элементам народной росписи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с окружающим миром. «Край наш Прикамский»»
Конспект занятия.
Ознакомление с окружающим миром.
«Край наш Прикамский»
( 2 занятия)
Задачи: Продолжить знакомить детей с Родным краем. Показать на примерах обвинской росписи, кто такие народные мастера, когда они жили, что расписывали, как и зачем. Познакомить с одним из способов домовой росписи по непросохшему подмалевку. Учить рисовать семилепистковый цветок.
Наглядный материал: Альбом народной росписи по дереву, образцы хохломы, городца, дымки, карта географическая, мольберт.
Эмблемы хохломы, городца, дымки, гжели, Таблички с названием этих росписей.
Раздаточный материал: гуашь, плоские и круглые кисти, вода салфетки, ½ писчего листа бумаги.
Предварительная работа: 1. Посещение галереи.
2. Рассматривание альбома
«Народная роспись по дереву»
3. Книга «Живая Русь» Д.Н.Латышева
Ход занятия:
- Ребята, скажите в каком городе мы живем?
- А может быть кто-то знает у каких гор расположен наш город?.....
- Наш родной город Пермь расположен в предгорьях Урала. Уральские горы очень старые – есть еще одно название – «Седой Урал».
- На Урале живут славных дел мастера.
- Чем славится Уральский Край?
(моторы для самолетов, телефоны, химическая промышленность, Пермский балет, художественная картинная галерея, музей и др.)
- Наш Уральский край славен и своей художественной росписью по дереву.
- Где вы встречались уже с уральской росписью?
(в альбоме, краеведческом музее)
- Посмотрите (открываю репродукцию старой Перми в альбоме), подумайте и скажите, какой город напоминает вам эта репродукция?
- А почему вы так решили?
- Правильно. Это город Пермь в далекие годы. Художник изобразил ее такой, какой она была давным-давно. О том, что это наш город мы можем догадаться по зданию галереи, потому- что город стоит на холмах над широкой величавой рекой – Камой. Отсюда и название Прикамский край.
- Вот в те далекие времена, а может быть и еще раньше зародился очень своеобразный вид народного творчества – декоративная роспись по дереву в нашем Прикамье,
- Мы с вами уже знакомы с народными росписями.
- Кто может назвать их?
(хохлома, городец, дымка, гжель)
- У нас в группе есть предметы, украшенные этими узорами.
- Помогите мне их собрать.
(Дети называют изделия)
- На этих столах стоят таблички с названиями росписей,
- Давайте расположим все предметы согласно этим табличкам.
(Дети называют роспись, которой украшен принесенный ими предмет и располагают согласно надписи.)
- Все быстро справились с этим заданием, молодцы, потому-то уже хорошо научились определять и называть вид росписи.
- Правильно, это карта России. Карта России.
- А что на ней нарисовано – обозначено?
- Верно. На ней обозначены все большие города, городки, реки и некоторые речки, горы, леса и моря нашей родины – России.
- Посмотрите какая большая наша страна – Россия. Издавна, в разных ее уголках, люди занимались различными видами народного творчества.
- Как называются эти игрушки?
(дымковские)
- Где их родина?
- Правильно, село Дымково, около г. Кирова на реке Вятке.
(ставлю значок дымковской игрушки на карте)
- А кто помнит где родина хохломы?
(Горьковская область, село Семино – закрепляю значок)
- А куда мы прикрепим значок городецкой росписи?
- Правильно, тоже в Горьковской области, близко от села Семино, городок Городец.
- А кто помнит как называется эта роспись?
(гжель)
- А где родина гжели?
(недалеко от Москвы)
- Все эти красивые вещи делают у нас в России, но не очень близко от нас.
- А вот это пятнышко – это наша область. Как она называется?
- Пермская область.
- А оказывается и в нашей области тоже с давних пор работали мастера – которые украшали узорами деревянные изделия.
- Горьковские мастера дымки и городца и жили рядышком.
- А можно спутать работы мастера из хохломы и Городца?
- Конечно нельзя, ведь они такие непохожие.
Вот и у нас в Пермской области в разных селах и деревянных разные художники рисовали по-разному. Самым ярким явлением в народных росписях Прикамья стала Обвинская роспись. Повторим все вместе. Вот о ней мы и будем сегодня говорить.
- Вспомните! Из экскурсии и альбома. Что мы с вами рассматривали, что расписывали обвинские мастера?
- Внутреннюю часть избы, мебель, игрушки, деревянную утварь.
- А что такое утварь?
(посуда, прялки, дуги, сани и т.д.)
- Как называются деревянные игрушки?
(таратушки)
- Вы очень внимательно слушали, рассматривали книгу и перечислили очень подробно что украшали обвинские мастера и правильно ответили.
Расписывали и посуду, и игрушки, и мебель, и даже избу изнутри.
- Роспись по дому называется домовая роспись.
- А для чего люди украшали все это?
- В понимании крестьян они не только украшали жилища, но и желали добра и защищали от зла.
- Что есть общего у всех этих предметов? (обвожу рукой хохломские, дымковские, городецкие изделия)
- И городецкие, и дымковские, и хохломские, и обвинские – все эти предметы постоянно окружали людей. Они яркие, нарядные, на всех, кроме дымки растительный узор, птицы, животные, люди.
- Для чего нужны эти предметы?
- Для чего они нужны сейчас?
- Посмотрите на образцы. (открываю городецкие и обвинские)
- А что у них общего?
- Чем они отличаются?
- А что с дымковской есть общего у обвинских мастеров.
Вот смотрю, и думаю – почему мастера живя далеко друг от друга рисуют, хотя по-разному, но по-существу одно и то же: цветы, ягоды, листья, птиц, животных.
- Почему?
- Правильно. Потому что в своих узорах они передают красоту окружающих их природы, только каждый видит ее по своему. У каждого свои секреты способов рисования, расположения, которые они передают своим ученикам, детям, внукам. Так и сложились хохломская роспись и городецкая, обвинская и гжель и т.д.
- Я вам сегодня открою один секрет, которым пользовались обвинские мастера. Они рисовали некоторые цветы пользуясь сразу двумя красками. Кисть брали плоскую и вначале делали подмалевок.
Затем набирали на кисть сразу две краски: на одну сторону брали краску цвета подмалевка, а на другую – белила. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему контуру подмалевка, рисовали лепестки в виде волнистой линии, в середине цветка рисовали спираль белилами - серединка.
- В чем секрет рисования этого цветка?
- Как еще можно нарисовать этот цветок? (по-сырому подмалевку)
- Попробуйте повторить секрет обвинских мастеров.
Дети рисуют.
Анализ. Все детские работы раскладываются на сдвинутых столах.
- С какой росписью мы сегодня познакомились?
(обвинская роспись)
- Каким способом мы сегодня работали, как можно его назвать?
(рисование двумя красками одновременно, рисование по-сырому)
- У кого появился свой секрет при рисовании этого цветка?
(Если набрать слишком жидкую краску, то получится просто оттенок того цветка, которым мы рисовали подмалевок)
- Что я вам еще не сказала про этот цветок?
(название)
- Придумайте как его можно назвать?
Для родителей (в уголке)
Спросите, пожалуйста, у своих детей, что интересного они узнали на занятиях о своем рае. Что ему (ей) особенно понравилось, а что не понравилось.
Сможет ли он(она) научить способу рисования цветка по-сырому или двумя красками одновременно?