Организационный момент. Актуализация знаний, мотивация | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Организует просмотр презентации «ДПИ России». Какие виды народной росписи представлены в презентации? | Выполняют самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки Смотрят слайды, слушают учителя, отвечают на вопросы | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: умеют организовывать творческое пространство, знают о гигиене учебного труда |
Изучение нового материала | Словесно – иллюстративный рассказ с элементами беседы. Презентация «Живописное чудо обвинских мастеров» Роспись по дереву прочно бытовала в повседневной жизни русских крестьян в течение многих веков. Самым ярким явлением в народных росписях Прикамья стала обвинская роспись, украшающая деревянную утварь – прялки, бондарную посуду, игрушки. Наиболее вероятным временем появления расписных обвинских прялок можно считать середину 19 века. Самый ранний памятник, датированный обвинской росписью - прялка 1848 г. Почти во всех обвинских росписях особенно в прялках, встречается 8-лепестковый цветок, похожий на звезду, цвет лепестков чередуется — красный с белым, синий с белым и т. п. Звезду от остальной росписи отделяли рядами точек или кружков, чтобы обратить на нее внимание. Цветы («обвинские розы») располагались в центре композиции или на оси симметрии, свободное пространство заполнялось пушистыми стеблями, ветками, ягодами. - цветущее дерево. Главный композиционный мотив – «древо жизни»- цветущее дерево. Известны имена первых мастеров обвинских прялок - Павла Деменева и Андрея Теплоухова. Более 140 изделий с обвинской росписью хранятся в Ильинском краеведческом музее. Богатый материал о истории развития обвинской росписи собран в книге В.А. Барадулина «Народная роспись по дереву». Организует работу с раздаточным материалом «Элементы обвинской росписи». Какие элементы вам уже знакомы? Предлагает тренировочное задание «Дополни изображение», где нужно кистью без предварительного прорисовывания карандашом выполнить изученные элементы росписи | Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя, делятся впечатлениями, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Работают с раздаточным материалом «Элементы обвинской росписи», рассматривают, анализируют информацию. Выполняют тренировочные упражнения «Дополни изображение» | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие произведений декоративно – прикладного искусства Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы |
Творческая практическая деятельность | Предлагает выполнить макет предмета быта русских крестьян – лагуна. Выполняет педагогический рисунок, демонстрирует приемы выполнения элементов Обвинской росписи. Оказывает помощь учащимся по мере необходимости. | Выполняют макет предмета быта русских крестьян - лагуна: по шаблону выполняют контур рисунка, украшают мотивами Обвинской росписи, вырезают по контуру | Личностные: развивает способности к творческому самовыражению Регулятивные: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы; обдумывает замысел; планирует способы достижения поставленной учебной практической задачи Познавательные: умеют организовывать творческое пространство |
Итоги урока. рефлексия | Организует выставку творческих работ учащихся, обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Беседа по вопросам: - Для чего люди украшали своё жилище? - Какие элементы росписи использовали при украшении? | Комментируют качество выполненной работы по критериям: красочность, аккуратность, степень сложности композиции | Личностные: Обладают умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе Коммуникативные: Умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |