kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка для учителей ИЗО. Русская прялка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой наглядный материал для уроков изобразительного искусства 5 класса по темам "Убранство русской избы", "Народного зодчества", "Солярные  знаки", "Русская прялка"  и подобные темы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для учителей ИЗО. Русская прялка.»

Учитель начальных классов Трошкина Татьяна Александровна МБОУ «Средняя школа №74» г. Ульяновск 2019

Учитель начальных классов

Трошкина Татьяна Александровна

МБОУ «Средняя школа №74»

г. Ульяновск 2019

Издавна на Руси жили люди в деревянных домах – избах. Избу «рубили» при помощи топора. Дом представлял собой один большой сруб - помещение, у входа которого была размещена печь. К избе примыкала клеть, которая была хорошо освещенной. В задней части находились узкие сени, отделяющие жилую часть от двухэтажного хозяйственного двора с хлевом в низу и сараем для хранения сена - наверху. Крыльца вместе с площадкой примыкали к сеням  .

Издавна на Руси жили люди в деревянных домах – избах.

Избу «рубили» при помощи топора. Дом представлял собой один большой сруб - помещение, у входа которого была размещена печь. К избе примыкала клеть, которая была хорошо освещенной. В задней части находились узкие сени, отделяющие жилую часть от двухэтажного хозяйственного двора с хлевом в низу и сараем для хранения сена - наверху. Крыльца вместе с площадкой примыкали к сеням

.

« Лицо дома» Наличники на окнах , вот что останавливало взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

« Лицо дома»

Наличники на окнах , вот что останавливало взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно.  Из дерева вырезали красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Деревянные ложки и в наши дни не стали музейными экспонатами. Мы охотно покупаем их для себя, дарим друзьям. Деревянные ложки необыкновенно удобны: и черенок по руке, и не обожжёшься.  Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.  Особенно почитались у русского крестьянина прялки.

Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно.

Из дерева вырезали красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Деревянные ложки и в наши дни не стали музейными экспонатами. Мы охотно покупаем их для себя, дарим друзьям. Деревянные ложки необыкновенно удобны: и черенок по руке, и не обожжёшься. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. Особенно почитались у русского крестьянина прялки.

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.  С появлением в 15 веке в Европе самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни, несмотря на широкое распространение с 18 века прядильных машин, ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособление. Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской,

к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. С появлением в 15 веке в Европе самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни, несмотря на широкое распространение с 18 века прядильных машин, ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособление.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

Из поколения в поколение передавались навыки ручного прядения и ткачества. К этим ремёслам приобщались сызмальства. Девочек усаживали за прядение с семи лет, приобщая их ко всем тонкостям искусства Плохую мастерицу народ высмеивал в известной всем с детства песне «Дуня – тонкопряха». Жила-была Дуня,  Дуня-тонкопряха.  Вали-вали, Дуня,  Дуня-тонкопряха!  Пряла наша Дуня  Ни толсто, ни тонко,  Ни толсто, ни тонко,  Потолще каната,  Потолще каната,  Потоньше оглобли   С глубокой древности с прялкой и нитью человечество связывало представление о жизни. Например у южных славян существовал миф о богине Срече – красивой девушке, прядущей золотую «нить жизни». Считалось что Среча заботится о нивах, о стадах, помогает человеку в борьбе со злом. Это удача, добрая судьба. Ей противостоит злая судьба-Несреча, о которой говорили, что она «тонко преде», то есть прядет нить, которая легко может оборваться.  Посмотри на эту девушку. Левой рукой она вытягивает прядево, а правой вращает веретено, куда наматывается прядево

Из поколения в поколение передавались навыки ручного прядения и ткачества. К этим ремёслам приобщались сызмальства. Девочек усаживали за прядение с семи лет, приобщая их ко всем тонкостям искусства Плохую мастерицу народ высмеивал в известной всем с детства песне «Дуня – тонкопряха».

Жила-была Дуня, Дуня-тонкопряха. Вали-вали, Дуня, Дуня-тонкопряха! Пряла наша Дуня Ни толсто, ни тонко, Ни толсто, ни тонко, Потолще каната, Потолще каната, Потоньше оглобли

С глубокой древности с прялкой и нитью человечество связывало представление о жизни. Например у южных славян существовал миф о богине Срече – красивой девушке, прядущей золотую «нить жизни». Считалось что Среча заботится о нивах, о стадах, помогает человеку в борьбе со злом. Это удача, добрая судьба. Ей противостоит злая судьба-Несреча, о которой говорили, что она «тонко преде», то есть прядет нить, которая легко может оборваться.

Посмотри на эту девушку. Левой рукой она вытягивает прядево, а правой вращает веретено, куда наматывается прядево

Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней. Наиболее интересными являются праздничные, подарочные прялки, декорированные резьбой, резьбой с подкраской и росписью. Связь прялок со свадебной обрядностью и обычаем дарить их девушке, достигшей возраста невесты, продлила развитие этого жанра до первых десятилетий XX века. Праздничные прялки создавались для участия девушек и женщин в трудовых обрядовых празднествах - зимних посиделках. Прядение относилось к числу важнейших женских работ, необходимых для обеспечения семьи. С начала зимы девушки и женщины собирались вечерами в просторной избе для совместной работы, которая называлась "посиделками", или "беседами". Приглашались и парни. Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами и играми, ухаживанием парней за девушками. Это приучало готовиться к посиделкам как к празднику. Вечер первых зимних посиделок назывался "смотром невест". К этому моменту отец дарил дочери, впервые идущей на посиделки, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста. Дарение прялки сопровождалось выражением девушке-невесте добрых пожеланий, содержание которых вкладывалось в украшение прялки и раскрывалось средствами наглядного образного языка народного декоративного искусства. На вопрос о том, что означают изображения на прялках, северные старожилы отвечали: "Добрые пожелания", "Родительское благословение", "Пожелание, чтобы жизнь была подобна цветущему саду", "Напутствие", "Мир божий". Эти ответы, близкие по смыслу, дополняют друг друга, помогая понять, что смысловое толкование получали и форма прялки и рисунок орнаментального декора.

Тип резных вологодских прялок-копыл можно считать хорошо выраженным со стороны конструкции и декорации. Вологодская резная прялка прежде всего выделяется своими размерами; она значительно выше прялок всех других типов Лопаска этого типа по своей высоте занимает большую половину общей высоты прялки и довольно широка . Она занимает центральное место в художественной обработке северной прялки. Вся художественная конструкция прялки этого типа построена на преобладающем значении высокой и широкой «лопаты», Верхняя горизонталь лопаски украшена рядом зубцов или «городков» стреловидной, ромбической или круглой формы. По краям лопаски —вырезы для привязывания льна. Ножка вологодской прялки имеет два основных варианта: прямой и узкой конструктивной поддержки (в форме простого или фигурного столба) или дощатой, иногда прорезной, представляющей по своим очертаниям постепенный переход от нижней горизонтали лопаски к корню вертикальной части прялки, Лицевая поверхность лопаски покрывается резьбой обильно и богато . Обычно большая доска вологодской лопаски делится на несколько частей, причем каждая часть имеет свой узор, выгодно отличающийся от соседнего или большей широтой своих линий или неодинаковой глубиной выреза. В вологодских лопасках орнаментированный круг играет главную роль; вся геометрическая декорация развертывается и строится вокруг этого центрального и основного мотива и заключается в различных сопоставлениях и сочетаниях этого элемента. Круги розетки украшают прялку поодиночке, группами различной численности и, наконец, однообразным или разнородным множеством. В зависимости от характера узора круги бывают различных размеров, разделяются на половины, разъединяются на секторы, расчленяются на сегменты, украшая в таком усеченно-детальном раздробленном виде углы и части декорируемой плоскости.

Архангельско-вологодская расписная прялка принадлежит к группе прялок-копыл и по своей общей конструкции весьма сходна с вологодскими резными прялками. В этом типе, как и в предшествующем, художественно доминирует лопаска; последняя представляет из себя прямоугольник (вернее сказать— трапецию, так как прямоугольник в нижней своей части обычно несколькорасширен), имеющий высоту, равную приблизительно половине (часто и больше) всей высоты прялки. Верхний горизонтальный край этой лопаски имеет обыкновенно ряд зубцов различной (чаще — круглой) формы, а боковые края снабжены вырезами для привязывания кудели. В нижней части лопаски по бокам имеются небольшие круглые ушки, от которых по выгнутым дугообразным линиям лопаска переходит в ножку. Невысокая ножка обработана фигурными вырезами и напоминает по виду фигурные вертикали перил. Иногда ножка делается широкая (дощатая), как и в вологодских копылах. Книзу она несколько расширяется и переходит в небольшое узкое листообразное донце. Прялки эти довольно неустойчивы . Техника живописи архангельско-вологодских прялок принадлежит к тому виду, который выше обозначен термином «роспись с контуром». Элементы росписи: Растительная орнаментика не особенно развита, хотя и встречается в довольно большом количестве; самостоятельного значения в декорации почти не имеет и употребляется, главным образом, для заполнения мелких участков лопаски и ножки. Это несложные условно-трактованные цветы, часто напоминающие по строению узорчатые цветы рукописных заставок, в которых узнаешь родную флору, и довольно однообразная малохарактерная листва. Часто растительный орнамент развивается волнообразным побегом с круглыми завитками, особенно на обратных сторонах лопаски, где из него составлена рама, окаймляющая то нераскрашенное место, куда привязывается лен. В большинстве случаев листики и веточки нарисованы отдельными пучками, без всякой взаимной связи, лишь для заполнения фона.

Северные окраины Архангельской губернии (так называемое Поморье) служат местом распространения еще одного типа прялок, значительно отличающегося от уже описанных резных вологодских и расписных архангельско-вологодских копыл. По своей конструкции прялки поморского типа отличительны тем, что в противоположность вышеупомянутым копылам, имеют три составные, отдельно вырезанные части: донце, ножку и лопаску.  Небольшое и узкое донце поморской прялки имеет плоскую листовидную форму с небольшим возвышением и отверстием в нем на передней стороне, куда вставляется ножка. В большинстве случаев, донце не имеет никакой декоративной обработки. Ножка поморской прялки представляет из себя точеную колонку брусообразного строения. В своей верхней части ножка имеет расщеп или отверстие для вставления лопаски. Лопаска этого типа прялок довольно узка и занимает по своей высоте приблизительно половину (чаще — большую часть) общей высоты прялки .

Северные окраины Архангельской губернии (так называемое Поморье) служат местом распространения еще одного типа прялок, значительно отличающегося от уже описанных резных вологодских и расписных архангельско-вологодских копыл. По своей конструкции прялки поморского типа отличительны тем, что в противоположность вышеупомянутым копылам, имеют три составные, отдельно вырезанные части: донце, ножку и лопаску. Небольшое и узкое донце поморской прялки имеет плоскую листовидную форму с небольшим возвышением и отверстием в нем на передней стороне, куда вставляется ножка. В большинстве случаев, донце не имеет никакой декоративной обработки. Ножка поморской прялки представляет из себя точеную колонку брусообразного строения. В своей верхней части ножка имеет расщеп или отверстие для вставления лопаски. Лопаска этого типа прялок довольно узка и занимает по своей высоте приблизительно половину (чаще — большую часть) общей высоты прялки .

Прялка мезенского типа не имеет особо отличительных черт в своей конструкции; ее форма близко схожа с формой прялок архангельско-вологодского типа. Она имеет довольно большую лопаску, очень заметно суживающуюся вверху, и уменьшающиеся от центра к краям зубцы по верхней горизонтали лопаски, очень напоминающие зубчатый фронтон поморских прялок. Боковые ребра лопаски вырезаны зубчиками. Переход от лопаски к ножке совершается по простейшей кривой линии, подобно тому как это делается у рабочих деревянных лопат. Ножка имеет вид четырехгранного столбика без всяких фигурных вырезок. Лопасть мезенской прялки разбита на горизонтальные фризы, в центре композиции — две полосы с ритмично бегущими оленями и конями. Обратную сторону лопасти занимают пароходы, сцены охоты, рыбной ловли, верховой езды и т. д. «Все в этих прялках преисполнено зОсновными элементами мезенской росписи являлись олени и кони. Образ оленя часто встречается в северной вышивке, в сюжетах русских народных сказок, в песнях, преданиях и поверьях. В упоминавшихся выше северорусских братчинах существовал обычай приносить в жертву быка. Но в местных преданиях четко зафиксирован образ жертвенного оленя.

Северодвинская расписная прялка-копыл по своей конструкции очень близка к вологодскому типу, хотя и несколько уступает ему в размерах. Главной отличительной особенностью прялок этого типа является графическая белофонная роспись или «роспись с контуром», при которой мастер не производил самостоятельных мазков, а только заполнял предварительно оконтуренные части плоскости. Исследователи разделили северодвинскую роспись на три самостоятельных типа: пермогорскую, ракульскую и борецкую. На основе последней на рубеже XIX—XX веков развились еще две разновидности местной росписи — пучужская и нижнетоемская. Самой значительной среди них является ПЕРМОГОРСКАЯ роспись, которая включает в себя изделия мастеров из деревень гнезда Мокрая Едома. Основу ее составляет мелкий растительный орнамент, среди которого размешены различные сцены крестьянского быта. Фасадная сторона лопасти пермогорской прялки разделялась либо на два, либо на три «става». В двухставной схеме вверху обычно размешалась райская птица Сирин, обрамленная зубчатой розеткой, внизу — сцены чаепития либо катания. Обрат- Северодвинские копылы. Начало XX в. Великоустюгский районная сторона лопасти оформлялась всегда одинаково: внизу — растительный узор, вверху — пустая орнаментальная рамка, которая закрывалась куделью. На трехставной лопасти вверху чаще всего изображались лев и единорог, в центре — супрядки, внизу — катание на конях. На обратной стороне — застолье. В колористической гамме пермогорской росписи преобладают красный и желтый цвета на белом (иногда желтоватом) фоне.

 

Вторым по значению видом северодвинской росписи являлись росписи БОРЕЦКИЕ, НИЖНЕТОЕМСКИЕ и ПУЧУЖСКИЕ, названные так по районам их изготовления Если в пермогорской росписи растительный узор размещался на лопасти произвольно, несимметрично, то в борецких прялках он компановался по строго обозначенной схеме. В трехставной лопасти вверху обычно изображались окна («став с оконцами»), в центре — полукруглая арка и внизу — сцена катания («став с конем»). На обратной стороне внизу помешались различные жанровые сцены, вверху — пустая, пышно орнаментированная рамка из гибких стеблей. Растительный узор на борецких прялках так же, как и в Пермогорье, доминировал, но здесь он вырисовывался более мелко, утонченно и почти всегда делался красным цветом. Кроме того, в декоре прялок этого типа широко применялось золото. Оформление борецких и пучужских прялок практически идентично, отличить их друг от друга можно только по узору на ножке: на борецких стебель прямой, на пучужских — извивающийся. В свою очередь, отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко ракрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи. И, наконец, третьим центром северодвинской росписи являлась деревня Ульяновская Черевковского района, расположенная на реке Ракулке (отсюда название росписи — «ракульская»).

Ракульские прялки по своей высоте значительно превосходили борецкие и пермогорские. По внешнему виду их невозможно спутать ни с какими другими: невысокая ножка, расширяясь почти от самого основания овальными уступами, переходит в длинную и узкую лопасть с четырьмя городками. В нижней части лопасти всегда изображалась птица, вписанная в орнаментированный квадрат, в верхней — ветка S-образной формы с крупными листьями и пучками черных усиков. Ракульские прялки, в отличие от борецких и пермогорских, имели характерный желто-охристый цвет. К началу XX века колорит ракульских прялок потерял былую гармонию: фон из-за использования анилина стал ядовито-желтым, в росписи крупной ветки по той же причине появились слишком контрастные цвета— фиолетовый, ярко-голубой и ярко-зеленый .

РУССКИЕ ПРЯЛКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КРУГОВОРОТА СОЛНЦА ВОКРУГ ЗЕМЛИ Земля показана или схематично (штриховкой) или красочными жизненными сценами. Над схемой земли изображался небосвод в виде огромного круга с шестилучевыми фигурами внутр

Первое, что обращает внимание на прялке - это обилие солярных (солнечных) знаков. Простейшая схема узора такова: в верхней половине лопасти изображается огромное солнце. Под ним в нижней части – прямоугольник земли, пашни,(разделённый на квадратики). А ещё ниже на шейке прялки – опять солнце, но уже подземное. Иными словами этот узор можно прочитать так: Земля неподвижно покоится в центре мира, а небесные светила движутся вокруг неё.

Почему же именно земля и солнце?

-Русская деревня исстари жила землёй. Земледельческий уклад породил идею о сельскохозяйственной обрядности. Основой этих обрядов был аграрный цикл: земля – семена - новые колосья. Существование землепашца неотделимо от годичного круга солнца: весна и лето были связаны с представлением о жизни природы, зима же олицетворяла её смерть. И засеянная хлебом нива, колосящаяся под лучами летнего солнца, была в сознании народа понятием счастья. Этим и жила на протяжении многих веков наша Россия.

«ПОДЗЕМНОЕ СОЛНЦЕ» НА ПРЯЛКАХ

Около ночного солнца иногда рельефно изображался ящер, хозяин подземно-подводного мира. Боковые «серьги» прялок символизируют восходящее и заходящее солнце

  • Этнографические данные позволяют расширить круг предметов, на которые наносился этот узор в древности. Известно, что орнаментация народной одежды и тканей изобилует солярными символами. «Розетки, крестообразные фигуры, круги, иногда со вписанной в них розеткой в шестиугольнике, ромбы и части их явились основой геометрического восточнославянского узора, одинаково выполняемого от Белого моря до Карпат разнообразными техническими приемами» . В орнаменте восточнославянской женской рубахи преобладают мотивы ромба, розетки, восьмиконечной звезды . Солярные мотивы обычны в орнаментации полотенец, с языческих времен являвшихся ритуальной принадлежностью, в вышитых поясах и т. д. Иногда отдельные элементы орнамента называются «солнышки» Солнечный культ нашел отражение и в резьбе на различных частях крестьянских домов. В современной домовой резьбе русского Севера, Среднего и Верхнего Поволжья, Сибири солярная розетка или полурозетка — необходимый элемент орнаментации, вокруг которого зачастую сосредоточиваются все остальные. Традиционная связь этих солярных эмблем со строго определенными частями зданий указывает на их первоначальный характер. Основная часть резных украшений (на юге — росписей хат) сосредоточивается на внешних стенах домов, особенно на фронтальной. По месту солярные знаки совпадают с крестами, которые с магической целью чертились мелом или выжигались на различных частях здания в определенные праздничные дни. Они украшают крыльцо, двери, углы дома, обрамляют окна («и в мое оконце засветит солнце» — пословица) ставятся на калитках, воротах двора или усадьбы .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка для учителей ИЗО. Русская прялка.

Автор: Трошкина Татьяна Александровна

Дата: 21.02.2019

Номер свидетельства: 500789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства