Презентация содержит информацию об истории возникновения хохломской росписи, детально знакомит учеников с элементами росписи.
Из истории
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине. 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области. Для Хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.
Как создавали посуду
Выточенные деревянные изделия ("белье") грунтуют жидко разведенной глиной, по - местному вапой, чтобы закрыть все поры, сушат в печи, покрывают олифой. Так делают несколько раз. В последней же раз олифу не досушивают, доводят до «слабого отлипа
Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов, ягод, и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии
Два типа росписи: Верховым письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, сочными мазками наносится рисунок. И называют варианты такой росписи - "под листок", "под ягодку
Фоновое письмо «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Роспись "под фон", или фоновое письмо, - это уникальная техника росписи. На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Мастер, прочувствовал форму предмета, обдумал рисунок и уже безошибочно знает, в каком месте что разместить. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской. Происходит "заливка" фона.
После сушки и покрытия лаком, в результате чего "серебро" превращается в "золото", художник начинает расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, нарисует травку.
Откуда пришла эта роспись? Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок: ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении "трав" следует искать в древнерусской декоративной культуре XV-XVI веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг, обложки которых украшены узорами, похожими на хохломские.
В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.
CMD+V
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине. 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области. Для Хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота .
Как создавали посуду.
Выточенные деревянные изделия ("белье") грунтуют жидко разведенной глиной, по - местному вапой, чтобы закрыть все поры, сушат в печи, покрывают олифой. Так делают несколько раз. В последней же раз олифу не досушивают, доводят до «слабого отлипа».
Что такое Золотая хохлома?
Золотая хохлома– это огненные краски узоров, которыескладываются из разнообразных завитков трав, цветов, ягод, и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии.
Два типа росписи.
«верховая » - красным и черным цветом на золотом фоне;
Верховым письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, сочными мазками наносится рисунок. И называют варианты такой росписи - "под листок", "под ягодку".
Фоновое письмо.
« под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
Роспись "под фон", или фоновое письмо, - это уникальная техника росписи. На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Мастер, прочувствовал форму предмета, обдумал рисунок и уже безошибочно знает, в каком месте что разместить. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской. Происходит "заливка" фона.
После сушки и покрытия лаком, в результате чего "серебро" превращается в "золото", художник начинает расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, нарисует травку.
Азбука хохломской росписи.
Плавно вьющиеся стебли трав-травная роспись или травка.
Мелкие элементы-ягодки, листья,цветы.
Откуда пришла эта роспись?
Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок: ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении "трав" следует искать в древнерусской декоративной культуре XV-XVI веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг, обложки которых украшены узорами, похожими на хохломские.
Узор «травка».
"осочки"
"капельки"
"завитки"
"кустики"
ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ
ведущий стебель-"криуль"
УЗОР "ЛИСТОЧКИ"
УЗОР "ЯГОДКИ"
ОРНАМЕНТ С "ЯГОДКАМИ" И "ЛИСТОЧКАМИ"
Декоративные элементы для рисования сказочных птиц.
Малыши расписывают.
Проверь свои знания.
Назови способ появления названия этого народного промысла?
По названию местности. (село Хохлома)
Как называются заготовки для росписи?
«Белье».
Верховое и фоновое письмо
Назови типы росписи .
В наши дни.
В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П.Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.
.
Работы мастеров.
Художники шутят.
В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутренюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик.