В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается, это совсем непросто. 1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины. 2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают. 3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают порошком олова. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. 4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. 5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и ставят в печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание "Золотая Хохлома". Слайд 2. Самый любимый у хохломских художников это "травный узор" или "травка", которая отдалённо напоминает осоку. Слайд 3. Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом. Слайд 4. Из таких элементов можно составить узор? - В начале урока я сказала, что на занятии мы не только побываем на экскурсии, но и вы сами попробуете себя в роли народных умельцев, вы распишите изделия. А в конце урока мы откроем ярмарочные ряды с вашими работами. И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним роспись тарелки. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Физкультминутка Вверх рука и вниз рука, Вверх рука и вниз рука, Потянули их слегка! Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки! Крутим –вертим головой, Разминаем шею. Стой! И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Потянулись, растянулись. Вверх и в сторону, вперед. И за парты все вернулись- Вновь урок у нас идёт. Начнем расписывать наши тарелочки: - Возьмите альбомный лист и нарисуйте круг и кайму по образцу (слайд 5) - Карандашом намечаем контуры будущих листьев и ягоды (Слад 6) - Светло коричневым цветом закрашиваем фон (Слайд 7); - Раскрашиваем ягоды и листики (слайд 8); - Оживляем листики и ягоды темной краской (слад 9); - В промежутках между листьями и ягодами рисуем завитки и травинки (слад 10); - Далее оформляем кайму тарелки орнаментом из завитков и травинок (слад 11). Задание с дифференцированным подходом. Задание написано отдельно на карточке. - Возьмите альбомный лист и нарисуйте с помощью шаблона круг; - С помощью трафарета нарисуй листья и ягоды; - Светло коричневым цветом закрашиваем фон; - Раскрашиваем ягоды и листики. - Оживляем листики и ягоды темной краской. - В промежутках между листьями и ягодами рисуем завитки и травинки. - Далее оформляем кайму тарелки орнаментом из завитков и травинок. | Л1 Осознает алгоритм своих действий Л2 Сохраняет мотивацию к учебной деятельности и творческой деятельности Л3 Выполняет требования учителя Пр1 Умеет изготавливать декоративную композицию (хохломская роспись) в предмете Пр2 Знает элементы хохломской росписи Р1 Выполняет действия в качестве слушателя Р2 Выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Р3 Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности Поз1 Выделяет основные этапы и приёмы рисования декоративной композиции Поз2 Умеет оформлять эстетически грамотно декоративную композицию К1 Умеет слушать (слышать) других К2 Оформляет свою мысль в устной форме |