Актуальностьданной исследовательской работы заключается в противоречивости отношения к граффити. Некоторые рассматривает граффити как хулиганство, другие считают что, граффити являются прекрасным средством украсить неяркую городскую среду обитания человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Граффити. За и против»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61» города Магнитогорска
Тема проекта:
Граффити: за и против
Тип проекта:
исследовательский
Автор проекта: Сажиенко Никита Дмитриевич,
обучающийся 7 «а» класса
Наставник проекта: Кочубеева Аделия Григорьевна,
учитель изобразительного искусства и черчения
Магнитогорск, 2019
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. История возникновения и развития граффити………………4
История граффити……………………………………….5
История российского граффити.………………………..5
Виды и стили традиционного граффити……………….5
Глава 2. Граффити – искусство или вандализм……………………….8
2.1. Граффити в Магнитогорске……………………………...8
2.2. Анкетирование…………………………………………9
2.3. Результаты анкетирования…………………………….9
Заключение………………………………………………………………10
Список использованных источников и литературы…………………..11
Приложение……………………………………………………………...12
Введение
В последнее время в городе часто можно увидеть разрисованные стены заборов, домов и остановочных комплексов. На некоторых рисунках сразу вырисовывается картина, а некоторые надо рассматривать, чтоб понять, что изображено. Это – граффити.
Актуальностьданной исследовательской работы заключается в противоречивости отношения к граффити. Некоторые рассматривает граффити как хулиганство, другие считают что, граффити являются прекрасным средством украсить неяркую городскую среду обитания человека.
Проблема заключается в том, что относятся к данному проявлению по-разному. Но, испытывая либо восхищение, либо неприязнь, вряд ли кто-то задумывался о том, что перед ним - образец искусства. Искусство, знакомое ещё с древнейших времён и продолжающее динамично развиваться.
Цель данной работы - выяснить отношение людей к граффити, является граффити искусством или вандализмом.
Для проведения работы были поставлены следующие задачи:
1) узнать, что такое граффити;
2) изучить историю развития граффити;
3) ознакомиться со стилями граффити;
4) доказать, что граффити – это искусство;
5) узнать мнение учащихся нашей школы о граффити.
В процессе исследования быдут использованы следующие методы:
1) теоретический анализ и синтез информации о граффити;
2) анкетирование.
Гипотеза – граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.
Глава 1. История возникновения и развития граффити
История граффити.
История граффити началась много тысячелетий назад. Первобытные люди разрисовывали пещеры, египтяне украшали стены пирамид, фрески остались в храмах и посейчас. Древние наскальные рисунки и пиктограммы в большом количестве находили археологи на стенах пещер. В основном – это были сцены охоты, животные и окружающая природа.
Рисунок. Буйвол Рисунок. Охота.
Древние римляне тоже наносили буквенные рисунки на статуи и стены. Однако в то время значение данного вида изобразительного искусства было совсем иное. В основном это были политические изречения и признания о любви. Кстати, созданные много веков назад граффити позволяет современным ученым узнать многое о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди. На протяжении всей истории человечества граффити продолжало существовать. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.
Однако совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь возникла хип-хоп культура. А граффити стало ее частью. Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров уголь, простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы. Направлений со временем в граффити стало довольно много. Кто-то стал заниматься художественным граффити. Но чаще всего граффитисты создают шедевры, которые содержат определенные символы – тэги. Это набор буквенных символов, изображающихся каждым художником по-своему. Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитист становится узнаваемым по такому письму. Все больше молодых американцев со временем стало заниматься граффити. Это искусство стало мобильным. Так как не только стены зданий использовались в качестве места для подобных шедевров. Можно было встретить рисунки на разных поверхностях, в том числе и даже на движущихся объектах. 1975 год ознаменовался созданием граффити размером с вагон.
А через год уличные художники смогли разрисовать целый состав. Однако такое положение дел уже не стало устраивать
власти города. Ведь среди граффитистов было мало профессионалов своего дела. В основном молодежь больше хулиганила и разрисовывала все подряд. Намного позже граффити стали считать направлением в изобразительном искусстве. Так, в 1979 известный Клаудио Бруни организовал выставку работ гаффитистов Ли Киньонеса и Fab 5 Freddy в Риме. В начале 80-х годов ХХ века начинают снимать даже фильмы о творчестве уличных художников. Именно в это время появляется новое направление – трафаретные граффити. В Париже Blek le Rat создал подобное изображение, дав толчок к развитию граффити именно в этом направлении. Мир признал граффити не сразу. Граффити стали стихией, изменившей внешний вид улиц в конце XX века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов.
1.2 История российского граффити.
Граффити в нашей стране появилось сравнительно недавно. Датой рождения можно считать 1985 год. Именно в это время молодежь заинтересовалась брейк-дансом, который является частью культуры хип-хопа.
Изначально граффити можно было увидеть на декорациях фестивалей, посвященных брейк-дансу. Однако в Москве долгое время граффити не появлялось и, соответственно, не развивалось. И только совсем недавно и в столице России появились мастера такого вида изобразительного искусства. Сейчас этот вид искусства дошел до самых маленьких провинциальных населенных пунктов, в том числе и до улиц нашего города.
1.3. Виды и стили традиционного граффити.
Принято выделять пять видов граффити в зависимости от места и способа, которым они наносились, в свою очередь они могут быть исполнены в разных стилях.
Writing – это привычные для всех основной вид граффити, который чаще всего встречается, сочетающий в себе все возможные стили. Тех, кто рисует граффити, называют writer'ами, а эскизы работ скетчи. Скетч можно рисовать на простой бумаге или использовать специальную программу Graffiti Studio.
Bombing – экстремальный вид граффити, рисуется на транспорте, преимущественно на поездах. Отличительная черта, это скорость с которой появляется рисунок, при этом зачастую страдает детализация мелких деталей, по причине недостатка времени на рисования
Tagging – это по-простому подпись граффитиста, его ник. Важно отметить, тэги должны ставиться на своем граффити, когда его рисуют лишь бы где – это вандализм. Существует специальная программа для рисования тэгов Tag It Up. Scratching, или scrabbing – это царапины которые вы видите в метро или в другом транспорте. Clean advertising (чистая реклама) – это направление появилось относительно недавно, но быстро распространяется на западе благодаря поддержке рекламных агентств, которые заказывают и оплачивают райтерам их работу. Весь смысл заключается в том, что место рисования, здесь смывается грязь в нужных местах благодаря чему, появляется рисунок.
Познакомимся с несколькими стилями граффити.
Bubble letter - это один из самых первых стилей в граффити, для него характерно написание дутых больших букв и объемность форм, с английского переводится как «пузырь». В основном используются всего пару цветов краски, которые контрастируют друг с другом. Создание граффити в этом стиле занимает мало время, поэтому чаще всего этот стиль применяют для нелегального и быстрого рисования в оживлённых местах.
Рисунок. Стиль графифити
Blockbusters - простой стиль рисуется иногда даже одним цветом, отличающийся большими, широкими, часто трехмерными буквами, с английского переводится как «бомба» или «лидер продаж». Blockbusters зародился в Лос-Анджелесе, где его использовали уличные группировки для обозначения своей территории.
Рисунок. Стиль граффити
Charaсter – в нем используются образы мультипликационных персонажей, часто с какой либо репликой, исполненные в стиле комиксов. Работать в этом стиле могут только профессиональные райтеры с художественными навыками. Чаще в этом стиле работает команда из нескольких человек.
Рисунок. Стиль граффити
Wild Style или «Дикий стиль» - это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных деталей и переплетений, которые сильно затрудняют прочтения текста. Зачастую только сами авторы работ способны прочитать, что они нарисовали. В этом стиле рисуют уже опытные уличные художники, которые продумали всё до мельчайших деталей на скетче, но даже после всех приготовлений рисование граффити в этом стиле занимает довольно много времени. Дикий стиль придумали для привлечения внимания прохожих, главное заставить их обратить внимание на граффити и вызвать у них интерес к расшифровке написанного. Существует и много подвидов Wild Style.
Рисунок. Стиль граффити
FX или 3D style, «объемный стиль» - отличительные особенности этого стиля понятны по названию, стиль отличается абсолютным объемом создаваемых образов. Большинство таких граффити легальные и рисуются за деньги заказчиков. По этой причине этим занимаются профессионалы с художественными навыками, которые могут гарантировать результат и хорошо понимают предъявляемые к ним требования.
Рисунок. Стиль граффити
Глава 2. Граффити – искусство или вандализм
Граффити - это художественная композиция, рисунок, либо просто надпись, нанесённая на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности. Эстетика и приёмы граффити используются в рекламе, дизайне, видео и т. п. Выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры. Однако во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма и преследуется законом. В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой Российской энциклопедии «вандализм – это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей»[2]. Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых, граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. Граффити – самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй, о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. В крупных городах есть несколько таких мест. В Санкт-Петербурге - это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, в Москве стена Мира, стена Цоя на Арбате и другие. В нашем городе отведены места для граффити. Но только почему-то возникают надписи и рисунки не только в специально отведенных местах, а где попало: на домах, общественных зданиях, на детских площадках… Можно ли это назвать искусством самовыражения или это скорее хулиганство, чем творчество.
По закону любой граффитчик, чьи действия будут признаны вандализмом, может полгода в принудительном порядке заниматься общественно полезным трудом. А еще заплатить штраф до 40 тыс. рублей или лишение свободы на три месяца. Статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации "вандализм" предусматривает наказание за осквернение городских зданий и общественного транспорта непристойными надписями и изображениями[1].
2.1. Граффити в Магнитогорске.
В Магнитогорске ко Дню города и Дню металлургов на фасаде одного из домов на улице Советской появился интересный арт-объект: художественное панно, созданное двумя немецкими мастерами. Объект был создан в течение четырех дней в рамках проекта «Магнитогорск – место встречи Европы и Азии». (Приложение 1).
Молодые художники из Сургута Борис Карасев и Александр Марков украсили магнитогорский медицинский колледж граффити с читающей лисой.
Сургутяне приняли эстафету международного проекта "Магнитогорск — музей городов Европы и Азии под открытым небом", который проходит в городе с 2013 года.(Приложение 4)
Суть проекта «Музей городов Европы и Азии» заключается в том, что каждый участник отражает в стрит-арт шедеврах на стенах магнитогорских домов свое видение природного, исторического или архитектурного наследия страны, которую он представляет.
Дерево в песках нарисовал Рустам Салемгараев из Казани.(приложение 6)
Музей городов Европы и Азии под открытым небом пополнился еще одним граффити-шедевром на доме № 23 по ул. Октябрьской в Ленинском районе города. Фасад панельной пятиэтажки украсил плакат чешского художника Паста Онера. «Идея, которая отображена на этой стене, очень точно попадает под концепцию проекта, - пояснил художник. - Смысл этой надписи на английском означает: «нельзя сделать сложное несложным». (Приложение 5). В городе есть трамваи, которые были украшены художниками из Германии, Австрии и Чехии. Местный граффити-художник Ильдан Flash украсил одну из будок, которая находится возле детской площадки. Поэтому и сюжет был выбран соответствующий - по мотивам сказки «Колобок». (Приложение 8).
Но есть граффити которые не украшают наш город.
Рисунок 1 Рисунок 2
2.2. Результаты анкетирования.
Среди учеников и учителей моей школы путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов. Участникам предложили ответить на 3 вопроса. В анкетировании приняли участие 65 человек.
Результаты социологического опроса.
Граффити – это ? искусство - 40 человек;
модный сприт – арт - 15 человек;
вандализм - 10 человек.
Нужно ли предоставлять места для создания граффити в городе: да – 55 человек;
нет – 10 человек.
Заключение
Итак, понятие граффити воспринимается по-разному. Для одних - это искусство, для других - вандализм. Стиль и техника граффити как особого вида городского искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры.
В процессе проведения данной исследовательской работы было установлено, что у учащихся нашей школы, в общем, сложилось положительное отношение к граффити, но помимо этого присутствует процент тех людей, которые относятся к ним с неприязнью или равнодушно; большинство опрошенных считают, что граффити – это, прежде всего, искусство. Но опыта выполнения граффити у опрошенных нет.
Поставленная мной гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась: граффити действительно является искусством 21-го века. Это искусство постоянно развивается, и в будущем я думаю, нас ждет что-нибудь еще более интересное. Эта культура будет развиваться дальше, и, может быть, скоро наши серые улицы превратятся в целые музеи уличных произведений.
Также граффити нельзя назвать вандализмом, так как вандализм-это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творчество. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее.
Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим.
Список использованных источников и литературы
Вандализм [статья 214] // Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996г. №63- ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г., действующая редакция)
Есаков Г.А. Вандализм. // БРЭ Т.4 с.576, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
https://caitik.ru/1155-style-graffiti.html
Граффити [интернет ресурс] //Википедия ,Режим доступа - http://ru.wikipedia.org/ wiki/graffiti