В конце XVIII — XIX в. увлечение бисер- ными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культу-ры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивки, вязания крючком и спицами.
Изысканный узор и очень
мелкий, ровный, разнообраз-
ный по цвету материал выда-
ют авторов из обеспеченной
среды. Они могли себе позво-
лить приобрести дорогой би-
сер в нужном количестве,
тончайшие английские иголки
для него, заграничные трафа-
реты с рисунками.
Интересовались бисер-ным рукоделием и муж-чины. Юный Лермонтов в 1827 г. пишет своей тете Н. А. Шангирей: «Катюше в знак благо-дарности за подвязку посылаю (...) бисерный ящик моей работы».
Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой — от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробо-чек для табака. Вышивали иконы, кар-тины с жанровыми сценками или рос-кошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные труб-ки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей.
Среди этого разнообразия встречаются удивительные предметы.
Например, чехольчик для мела. Оденешь бисерный чехольчик на мелок — и красиво, и руки не пачкаются. Или грецкий орех, покрытый бисерным орнаментом, — основа для клубка, которую и под нитками-то не видно.
Или необыкновенное сооружение
— подставка для чепчика.
Часто бисерные безделушки предназначались мужчинам
Л. Н. Толстой в «Чудаках» пишет: «Алексей Алексеевич, довольный миром, сидел дома в вышитых бисером туфлях и курил трубки». Да и чубук трубки тоже мог быть украшен бисером.
У М. Ю. Лермонтова в «Тамбовской казначейше» читаем:
К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук;
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук.
Изделия, выполненные светскими дамами,
поистине великолепны. Но не меньшее впе-
чатление производят бусы и подвески, ожере-
лья и воротники крестьянок. Их произведения
сделаны из крупного, тусклого бисера и дале-
ко не так изящны. Но сколько фантазии и твор-
ческой смекалки проявляли мастерицы, созда-
вая свои изделия из подручного материала,
соединяя, казалось бы, несовместимое.
В ход шло все, что было под рукой:
от жемчуга и экзо-тических раковин
каури до пуговиц, цветных ниток и
кусочков ткани.
Большая удача — возможность подержать и рассмотреть старинные изделия из бисера. В некоторых семьях хранят-ся такие реликвии. Можно взять в руки и предметы, выста-вленные на продажу в антикварных магазинах. Разгляды-вая узор, технику исполнения, чувствуешь руку мастерицы. Видно, из какого она сословия, каков был ее достаток, уро-вень мастерства. Бывают заметны возникшие в работе трудности и интересные решения по их преодолению. Как ни странно, огрехи в работе не портят общего впечатле-ния. Они подчеркивают рукотворность изделия, неповтори-мость. Это работа для души, на радость себе и близким.