исследовательские (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций);
сюрпризный момент
Словарная работа: городецкая роспись, оживка.
Демонстрационный и наглядный материал:
Для воспитателя: наглядно- демонстрационные пособия, выставка изделий с городецкой росписью.
Для детей: макеты разделочных досок из альбомных листов; гуашь, кисточки, палитра,(тряпочки на каждого ребенка),баночки с водой.
(Вводный этап. Сюрпризный момент)
-Здравствуйте ребята!
В нашей группе светло и тепло. А тепло от наших улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем улыбаться чаще друг другу и дарить свою радость окружающим.
-Ребята, посмотрите, какое большое письмо. Но здесь не написано, от кого оно. Вам интересно знать, кто прислал его нам? (Да)
Давайте прочтем письмо и узнаем от кого оно.
(Читаю письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам художник с ярмарки. Помогите мне, пожалуйста.
Сам я – из города Городца. Вчера на ярмарке, я устроил красивую выставку городецкой росписи на досках, но налетел сильный ураган, и унес все мои работы , и теперь у меня не осталось совсем ничего. Но я уже разослал приглашение на выставку всем своим друзьям. Я знаю, что вы хорошо рисуете. Пришлите мне пожалуйста доски расписные, с цветами и узорами, чтобы я смог устроить выставку на ярмарке.»
- Ребята от кого пришло это письмо?
Дети: От художника)
-А с какой просьбой он к нам обращаются?
Дети: Он просит расписать ему доски для ярмарки.
-Ребята, давайте поможем художнику, ведь он уже пригласил на выставку своих друзей. А где же доски? Ребята, посмотрите, а вот и наши доски.
(достаю заготовки).
-Ой, ребята, здесь еще и стихотворение. Давайте я вам его прочту (стихотворение о городецкой росписи).
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты-
Что ни в сказке сказать
Городецкая роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
В.-Ребята, наш художник хочет, чтобы мы расписали их разделочные доски городецкой росписью. А вы знаете, как расписать городецкую роспись?
Дети: Нет
В.-Ребята, мы сегодня познакомимся с городецкой росписью, и научимся ее рисовать.
(рассказываю о росписи и показываю картинки)
«На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Это-настоящее произведение искусства. На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития и охоты. Эти сценки расписаны яркими цветами: розовыми, голубыми, красными, зелеными. Птица и конь - это главные герои городецкой росписи. Посмотрите, какие фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из сказки.»
В.-Смотря на эти росписи, какие сказки вы вспомнили?
Дети: Аленький цветочек, жар птица.
В.-Да ребята. Именно эти сказки можно вспомнить, смотря на эти росписи. (показываю образцы разделочной доски)
В.-Посмотрите внимательно на эту разделочную доску и скажите, какие цвета использовались при расписывании этой доски?
Дети: Зеленый, белый, красный.
В.-Да, ребята, правильно. При росписи при расписывании этой доски использовали розовый, белый и зеленые цвета.
-Элементы, которые расположены на доске, называются бутоны.
- Бутоны на узоре «смотрят» вверх.
В.-А каким цветом они расписаны?
Дети: Розовым.
В.-Ребята, посмотрите на ваши краски, там есть розовый цвет?
Дети: Нет.
В.-Что же нам делать? Как получить розовый цвет? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?
Дети: Белую и красную краску.
В.-Да ребята, правильно. Если в белую краску добавить немного красной краски, мы получим розовый цвет. По краям доски у нас расположены розовые бутоны маленького размера.
-А еще городецкие мастера в бутоны рисовали полукруги и «глаза», для того чтобы оживить их. Эти элементы так и называются «оживками». Их они рисовали белыми или черными красками. Обратите внимание, на разделочной доске расположены зеленые листочки, они одинакового размера.
(Основной этап)
- А теперь ребята, все сели правильно. Спина у нас прямая, ноги вместе. Не мешая друг - другу подготавливаем свое рабочее место.
В.-Как вы думаете, с какого элемента нужно начинать расписывать доску?
Дети:С центрального бутона.
В.-Сейчас я буду расписывать свою доску, а вы будете внимательно смотреть, а потом вместе со мной будете расписывать свои доски(рисую и рассказываю).
В.-Сначала я набираю на кисточку белую краску и наношу ее на палитру, затем хорошо промываю кисточку и набираю на нее красную краску, добавляю ее в белую краску на палитре и смешиваю их, и в центре доски рисую розовый круг.
-Затем маленькие круги по углам доски.
Так же аккуратно промываю кисточку, набираю зеленый цвет и рисую листочки, они у нас одинакового размера.
Сначала я нарисую листочки на своей доске, а затем вы повторите на своей. Листочки нужно рисовать по бокам бутонов.
В.-Ребята, какого элемента не хватает в моей росписи?
Дети: Оживки
В.-Правильно ребята. В росписи не хватает оживки. Ребята, чтобы нарисовать оживки нужно немного подождать, чтобы бутоны высохли.
Ребята, я вижу, что вы все нарисовали бутоны и листья, поэтому пока ваши росписи высыхают, давайте проведем физминутку.
Физминутка «Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся
(встают, руки на поясе)
Шевельнулся, потянулся
(тянутся влево, вправо)
Взвился вверх и полетел
(бег на месте)
Солнце утром лишь проснется
(потянулись)
Бабочка кружит и вьется
(машут руками)
(можно повторить два раза)
В.-Теперь, когда наши работы высохли, можно приступить к рисованию оживки. Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. Не забывайте, что кисточку нужно как следует промывать, и вытирать ее салфеткой. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.
-Много воды на кисточку не набираем.
(Заключительный этап)
Индивидуальная работа:
Помогаю детям смешивать краски. В белую краску добавляем немного красной краски, совсем чуть - чуть, чтобы получился розовый цвет, Обращаю внимание детей, как правильно нужно держать кисточку.
-Ребята, если ваши работы готовы, встаньте со своих мест и подойдите ко мне.
-Посмотрите внимательно, какая работа по вашему мнению получилась самой красивой и аккуратной? Почему?
-А мне кажется, что все работы очень аккуратно и красиво расписаны, молодцы.
-Ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?
-Что можно увидеть на городецких изделиях?
Дети: Сцены чаепития, охоты, птиц, коней.
В.-Какие цвета мы сегодня использовали с вами при росписи доски?
Дети: Красный, белый, зеленый.
Молодцы ребята, вы справились с заданием, помогли художнику и расписали его доски городецкой росписью. Теперь художник сможет сделать свою выставку на ярмарке, и все его друзья будут восхищаться такими красивыми работами!