Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса ФГОС.»
Пояснительная записка
Учебная программа предмета«Изобразительное искусство» для 1 класса составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и программы начального общего образования «Школа России»,Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО), Программы формирования универсальных учебных действий.
Используется учебник «Изобразительное искусство» Неменская Л.А.» 1 класс. М.: Просвещение,2012.;Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С. Программа « Изобразительное искусство» (Рабочие программы) «Школа России». 1-4 классы. М.:Просвещение,2011.
Данная программа построена в соответствии с документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от
06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.
№1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в
Минюсте России 4 февраля 2011г.);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта
2011г).;
4.Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»)-М.:
Просвещение,2011;
Цели:
- овладение первоначальными знаниями о искусствах: изобразительных, декоративно-
прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческо деятельности, разными художественными материалами.
Задачи:
- формировать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и
окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, скульптура, дизайн и др.);
- формировать навыки работы с различными художественными материалами. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
В 1 классе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале
структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни,
более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений
искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся
1 класса осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши,
мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные
материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные
техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Программа «Изобразительное искусство» для 1 класса предусматривает чередование
уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-
коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или
постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и
решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе
товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то
большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия
каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность обучающихся 1 класса на уроках находит разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного
наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Описание места учебного предмета«Изобразительное искусство» в учебном плане.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится 33 ч. в год.
Из расчета 1 час в неделю (33 уч. недели).
Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в 1 классе — духовно-
нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в
восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Прежде всего, первоклассник постигает искусство своей Родины, а потом
знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом
открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие
всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни
общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития образного
мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через
чувства ученика, а это возможно в форме личного творческого опыта. Только тогда,
знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной
жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка,формируется его
ценностное отношение к миру.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по предложенному учителем плану;
Отличать верно, выполненное задание от неверного;
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД:
Пользоваться языком изобразительного искусства;
Слушать и понимать высказывания собеседников;
Согласованно работать в группе.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
простейшие приёмы лепки.
Учащиеся должны уметь:
верно, держать лист бумаги, карандаш;
правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
применять элементы декоративного рисования.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
№
Раздел
Содержание раздела
Кол-во часов
1.
Ты изображаешь.
Знакомство с
Мастером
Изображения.
Мастер Изображения учит видеть и
изображать. Первичный опыт работы
художественными материалами,
эстетическая оценка их выразительных
возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет — основные
средства изображения.
Овладение первичными навыками
изображения на плоскости с помощью
линии, пятна, цвета. Овладение
первичными навыками изображения в
объёме.
9ч.
2.
Ты украшаешь.
Знакомство с
Мастером Украшения.
Украшения в природе. Красоту нужно уметь
замечать. Люди радуются красоте и
украшают мир вокруг себя. Мастер
Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной
художественной деятельности в жизни
человека. Мастер Украшения — мастер
общения, он организует общение людей,
помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения
художественными материалами и
техниками (аппликация, бумагопластика,
коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
8ч.
3.
Ты строишь.
Знакомство с
Мастером Постройки.
Первичные представления о конструктивной
художественной деятельности и ее роли в
жизни человека. Художественный образ в
архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение
конструктивной художественной деятельности.
Умение видеть конструкцию формы предмета
лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения
видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными
материалами и техниками конструирования.
Первичный опыт коллективной работы.
11ч.
4.
Изображение,
украшение,
постройка всегда
помогают друг другу.
Общие начала всех пространственно-
визуальных искусств — пятно, линия, цвет
в пространстве и на плоскости. Различное
использование в разных видах искусства
этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка —
разные стороны работы художника и
присутствуют в любом произведении,
которое он создает.
Наблюдение природы и природных
объектов. Эстетическое восприятие
природы. Художественно-образное видение
окружающего мира.
Навыки коллективной творческой
деятельности.
5ч.
Всего:
33ч.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1
2
3
1.
Портреты русских и зарубежных художников (на электронном носителе)
Ф
2.
Таблицы по технологии. 1класс.
Д
3.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц.
Д
4.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Д
5.
Компьютер для учителя
1
6.
Ноутбук для учащихся
1
7.
Многофункциональное устройство
1
8.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
2
9.
Стерео колонки.
2
10.
Презентации: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы;виды изобразительных искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве (На эл. носителе)
Д
11.
Краски акварельные
Ф
12.
Краски гуашевые
Д
13.
Бумага А4
Д
14.
Бумага цветная
Ф
15.
Фломастеры
Ф
16
Восковые мелки
Д
17.
Ножницы
Д
18.
Кисти беличьи
Ф
19.
Емкости для воды
К
20.
Пластилин
Д
21.
Клей
Д
22.
Рамочки для оформления работ (для оформления выставок)
К
23.
Муляжи фруктов (комплект)
Д
37
Изделия декоративно-прикладного искусства(шкатулка, досточка расписная и т.д.)
Д
38
Столы учебные
4
39
Стулья ученические
8
40
Шкафы для книг
2
41
Стол учительский
1
42
Стул учительский
1
43
Стол - тумба
1
44
Компьютерный стол
1
Символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных
случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный
комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по
несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися
поочередно.
Перечень учебно – методического обеспечения.
Учебно-методическая литература для учащихся:
1. Неменская Л.А.Учебник «Изобразительное искусство. Ты изображаешь. Украшаешь и строишь». 1 класс. М.:Просвещение,2014г.