Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по ИЗО.»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г. , авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», / М.: Дрофа, 2011./,
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
Цели:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Методические пособия для учащихся:
Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;
Рабочая тетрадь для 2 класс к учебнику «Изобразительное искусство»В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.
Учебно-методическое обеспечениедля учителя:
Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
Программа по курсу «Изобразительное искусство»:
Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство - М.: Дрофа, 2008г.
Результаты изучения курса «Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Планируемые результаты по предмету
изобразительное искусство во 2 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
называть ведущие художественные музеи России;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).
Виды учебной деятельности учащихся
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Кол. часов
Тема
Вид работы
Планируемые результаты
Вид контроля
Дом.
задание
Дата план/факт
Предметные
Метапредметные и личностные
1 четверть «Мы рисуем осень» (9 ч.)
1
1
Моё лето.
Аппликация «Летние цветы»
Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с конструированием. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.
Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
Познавательные:
развитие способности смыслового восприятия художественного произведения.
Регулятивные:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
Коммуникативные:
овладевать диалогической формой общения, адекватно оценивать свою роль в коллективной творч. деятельности
Фрон. опрос
Собрать осенние листья
2
1
И снова осень к нам пришла.
Рисование с натуры «Осенний букет»
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисточки
3
1
Осень – пора грибная.
Рисование с натуры грибов.
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисточки
4
1
Рисование по представлению «Сказка про грибы»
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски
5
1
Сыплются с дерева листья поблекшие.
Рисование с натуры осенних листьев.
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски
6
1
Осень. Музыка дождя.
Рисование по представлению «Дождливый день»
Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Создавать объемные изображения из пластилина, используя конструктивный и пластический способы лепки
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные:
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства,
духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Фрон. опрос
Подготовить пластилин
7
1
Осенние подарки природы.
Лепка из пластилина листьев, фруктов и овощей.
Фрон. опрос
Подготовить пластилин
8
1
Осенний натюрморт.
Рисование с натуры в технике раздельного мазка
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
9
1
Мы рисуем сказочную веточку.
Декоративное рисование «Наряд для матрешки»
Фрон. опрос
Собрать материал
«Мы рисуем сказку» (7 ч.)
10
1
Веселые узоры.
Декоративное рисование. Роспись глиняной свистульки по мотивам росписи Филимоновских мастеров.
Древние образы и знаковый характер народных глиняных игрушек. Изображение зверей и птиц. Использование изображений в тематических композициях, иллюстрациях, декоративных композициях. Уметь передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
иллюстрировать литературные произведения.
Познавательные:
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности.
Фрон. опрос
Собрать материал о филимоновских игрушках
11
1
Сказка про осень.
Рисование по представлению. Осенний пейзаж.
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
12
1
Мы готовимся к рисованию сказки.
Изображение с натуры и по памяти зверей и птиц.
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие задачи.
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты.
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
13
1
Мы рисуем сказку.
Иллюстрирование р.н.с. «Колобок»
Фрон. опрос
Прочитать сказку
14
1
Мы рисуем сказочную птицу.
Декоративное рисование. Птица по мотивам росписи мастеров из Хохломы, Гжели, Городца.
Изучение аномалистического жанра, обучение анализу и сравнению формы птиц, развитие умения изображать форму и цветовую окраску.
Фрон. опрос
Собрать материал Хохломы, Гжели, Городца.
15
1
Архангельский рождественский пряник.
Декоративное рисование.
Ознакомление с историей коллекции русских пряников
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
16
1
Новогодняя сказка
Декоративное рисование «Карнавальная маска»
Развитие творческого воображения в создании собственного узора
Фрон. опрос
Принести маску
«Мои друзья» (10 ч.)
17
1
Зимние развлечения с друзьями.
Тематическая композиция.
Основные этапы работы над композицией; изображение фигуры человека.
Познавательные:
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности.
Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие задачи.
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
18
1
Богородская игрушка.
Лепка фигурок животных.
Знакомство с творчеством богородских мастеров игрушек
Фрон. опрос
Подготовить пластилин
19
1
Наши друзья — животные.
Рисование по представлению медведя.
Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы зверей, птиц,лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
20
1
Тематическая композиция «Рыбки в аквариуме».
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
21
1
Сказочные рыбки.
Декоративное рисование сказочных рыб по мотивам хохломской и гжельской росписи.
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
22
1
Любимые сказки моих друзей.
Превращение кляксы. Силуэты животных.
Фрон. опрос
Подготовить кисти
23
1
Красота вещей
Аппликация. Куб, параллелепипед. Конус.
Уметь верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
Фрон. опрос
Подготовить цв. бумагу
24
1
Защитники земли русской.
Портрет богатыря.
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
25
1
Моя семья — забота и любовь.
Иллюстрирование р.н.с. «Снегурочка»
Фрон. опрос
Прочитать сказку
26
1
Мои друзья — птицы.
Рисование по памяти птиц.
Фрон. опрос
Подготовить акварельные краски, кисти
«С чего начинается Родина…» (8 ч.)
27
1
Главные художественные музеи страны.
Урок-беседа
Знать ведущие художественные музеи России: Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и региональные музеи.
Развитие стремления к передаче эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения.
Закрепление знаний о цветоведении; формирование умений понимать и чувствовать красоту природы, цветов.
Познавательные:
наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.