kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование по ИЗО 5-6 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе  - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа  в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится  на основе собственного  наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной  принцип: от родного порога  в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование по ИЗО 5-6 класс ФГОС »


МОУ «Оболенская СОШ»


Согласовано «__»________ 2013 г. Утверждено «___»___________ 2013 г

Зам директора по УВР Директор школы

_____________ И.А. Евсеева ______________ Т. В. Ефремова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

5-6 КЛАСС

учителя ИЗО

Милюсиной И.С.








2013 год





Пояснительная записка.


Модифицированная программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Учебно-методическое обеспечение

Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ (23 декабря 2009 г., № 822) (сайт htt://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html)

Учебники

  • Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2012г.

  • Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2013 г.

  • А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.

Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Пособие для учителей

  • Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2012 г

  • Н. А. Гряева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010 г

  • Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса ИЗО.

Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Общая годовая тема 6,7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека».

6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства4

- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

1 год обучения (5 класс)

Учащиеся должны понимать:

  • значение древних корней народного искусства;

  • связь времён в народном искусстве;

  • место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  • особенности народного (крестьянского) искусства Удмуртии;

  • знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

  • уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

  • представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

  • создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

  • объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Задачи художественного развития учащихся в 6-7 классе:

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

2-3 год обучения (6-7 класс)

Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Проверка знаний учащихся

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  1. Активность участия.

  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  3. Самостоятельность.

  4. Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Практическая

работа

Требования к уровню подготовки

Дата

проведения

1

2

3

4

5

6

7

I четверть «Древние корни народного искусства» 8 часов

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянско-прикладное искуссвто – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянской культуры с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею вечного развития и обновления природы.

1

Древние образы в народном искусстве

1

Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце)

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства; отмечать их лаконичную выразительную красоты;

сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов;

Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы.


2

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

1

Дом – мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре избы (крыша, фронтон – небо, рубленная клеть – земля, подклеть – подземный мир, знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. ) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Создание эскиза убранства русской избы

Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.



3

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Творческая работа «Проходите в избу»

1

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).

Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище.

Изображение внутреннего убранства избы. Коллективная работа.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.


4-5

Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце .

2

Предметы народного быта (прялки, ковши, хлебницы рубеля, др.) - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта.

Символическое значение элементов декора.

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта.

Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждать о связях произведений искусства с природой.

Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства.


6-7

Изображение предметного мира – натюрморт (из предметов народного быта)

2

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства.

Работа над натюрмортом из знакомых предметов (кувшин, чугунок). Работа красками

Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Изображать выразительную форму предметов быта в соответствии с традициями народного искусства


8

Современное жилище. Что такое дизайн.

1

Геометрия (конструирование), технология дизайна

Создание эскиза своей комнаты

Анализировать и понимать особенности дизайна, конструкции .

Создавать варианты современного жилища с опорой на современные традиции

Выделять декором, цветом.

Использовать традиционные мотивы и дизайнерские находки.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера комнаты, предметов быта


II четверть. «Связь времён в народном искусстве» 8 часов.

Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров. Единство материала, формы и декора в произведениях народных художественных промыслов.

Разные виды прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

9-11

Древние образы в современных народных игрушках

2

Магическая роль глиняной игрушки в древности. Традиционные образы (конь, птица,) в современных народных игрушках .Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки и Матрешки

Эскиз создание совей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов.

Размышлять об истории возникновения народной игрушки.

Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором.

Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов.


1213

Искусство Гжели

1

Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с худ-ной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями, сочетание мазка с тонкой волнистой спиралевидной линией.

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Сравнивать мотивы в природе и в произведениях.

Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия.

Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских мастеров.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.




14-15

Городецкая роспись

1

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с худ-ной промышленностью. Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи.

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи.


16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти)

1

Выставка коллективных и индивидуальных работ, творческих проектов. Составление кроссвордов.


Разгадывание кроссворда «Народные промыслы».

Определение народного промысла по заданным харак-кам.

Выявлять общее и различное в народных промыслах.

Различать и называть произведения народных промыслов.

Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания.

Участвовать в презентации выставочных работ


III четверть. «Декор – человек, общество, время» 12 часов

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе. Народный костюм.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран, и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

17

Русская народная вышивка

1

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов с природой. Символика цвета (белый – женское начало, красный – мужское начало).


Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки.

Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции.

Выделять декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные цвета.

Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы.


18-19

Народный праздничный костюм

2

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе панёва).рубаха – основа женского и мужского костюма.

Формы и декор женских головных уборов. Образный строй костюма. Защитная функция декоративных элементов костюма. Символика цвета в народной одежде.

Создание эскизов народного праздничного костюма.

Понимать и анализировать образный строй народного костюма.

Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков.

Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских головных уборов.


20

Народные праздничные обряды

1

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года….). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды ,зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.

Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников.

Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества (изобразительное, музыкальное, устно-поэтическое). Создавать атмосферу праздника. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, обрядовые действа.

Находить общие черты в разных произведениях народного искусства, отмечать единство конструктивной, изобразительной и декоративной деятельности. Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.


21

Зачем людям украшения.

1

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй ,композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д.

Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя.

Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь.


22

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.)

Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях.

Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.

Вести поисковую работу по ДПИ.

Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.


23-24

Одежда «говорит» о человеке.

4

Одежда ,костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

Строгая регламентация в одежде людей разных сословий.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности.


Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». Продумывание общей композиции ,изображение мебели, отдельных предметов, фигур людей в разных одеждах. Соединение деталей в общую композицию.

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран».

Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе.

Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения одежды.


25-

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

1

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.

Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д.

Изображение эмблемы класса, кабинета, кружка, др.

Принимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.


26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

Итоговая игра-викторина с привлечение учебно-творчесикх работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами.

Выполнение различных аналитически-творческих заданий.

Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного.

Использовать в речи новые художественные термины.



IV четверть. «Реальность жизни и художественный образ» 7 часов

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, раскрытию творческой индивидуальности. Работа художественными материалами. Представление о сказочно-былинном жанре.

Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.

27-28

Устное народное творчество. Творчество художников – сказочников.

Сказочные персонажи.

2

Сюжет , содержание ,колорит, «художественный язык», сказачно-былинный жанр. Значение в сказках сказочных персонажей.

Восприятие различных произведений сказочно-былинного жанра. Рассуждение о роли сказочных персонажей. Выполнение творческой работы.

Ориентироваться в разнообразии народного творчества.

Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя.

Объяснять отличия современного искусства от народного.


29-32

Коллективная работа «Мы пишем и иллюстрируем книгу»

4

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом, постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общую работу.

Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

Участие в отчётной выставке коллективных работ.

Разрабатывать, создавать эскизы, декоративных украшений.

Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали.

Участвовать в подготовке итоговой выставке.


33

Красота родного края

1

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Изменение цвета в зависимости от освещения.

Рисование на тему «Край, в котором ты живешь»

Ориентироваться в основах цветоведения и изобразительной грамоты

Понимать и уметь использовать в своей работе выразительные средства пластических искусств

Создавать графическими и живописными средствами учебную работу



34-35

Современное выставочное искусство

1

Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью ,фантазией.

Пластический язык материала, его роль в создании образа.

Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале.

Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.

Восприятие различных произведений современного декоративного искусства. Рассуждение, участие в диалоге, связанном с отличительными чертами, с осознанием выразительных средств, с пониманием выражения «произведения говорят языком материала»

Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др.

Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ.

Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя.

Использовать в речи новые термины.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Практическая

работа

Требования к уровню подготовки

Дата

проведения

1

2

3

4

5

6

7

I четверть «Изобразительное искусство в жизни человека» 8 часов

Основные представления о языке изобразительного искусства. Служение элементов и средств этого языка для передачи значимых  смыслов. Художник рассказывает, а зритель понимает его произведение через сопереживание его образному содержанию

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1

   Виды  и жанры  изобрази тельного   искусства:   живопись,  графика, скульптура.       Художественные материалы и их выразительность в изобразитель ном искусстве

Сгруппировать предложенные фото    и    репродукции   произведений  по  видам изобразительных (пластических) искусств

Знать  виды   пластических   и изобразительных      искусств; различные     художественные материалы  и  их значение  в создании      художественного образа. Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение. Объяснять, роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему.


Рисунок -основа  изобрази тельного творчества Художественные материалы.

1

Виды   графики.   Рисунок как самостоятельное графическое     произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их вы разительные возможности

Значение особенности художественного материала в создании художественного образа.

Основные скульптурные, художественные, графические материалы и их особенности.

Творческая работа разными материалами по выбору учащихся.

Знать виды графики, графические   художественные   мате риалы и их значение в создании художественного образа. Уметь   использовать   вырази тельные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать навыками рисунка с натуры. Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы. Овладение навыками работы графическими материалами.

Иметь представление о различных художественных материалах.

Приобретать навыки работы различными материалами. Развивать композиционные навыки


Линия   и ее   выразительные   возможности. Ритм линий.

1

Выразительные   свойства линии,  виды  и  характер линии. Условность и об разность  линейного   изображения.

Ритм линий, ритмическая организация  листа.   Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса,  П. Пикассо,  В. Се рова

Выполнение   линейных рисунков трав, которые колышет ветер. Разнообразие в характере линий:      тонких, широких, ломких, корявых,    волнистых и т. д.).

Знать основы языка изобрази тельного искусства: ритм.

Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные   возможности материала (карандаш, уголь) в собственной   художественной деятельности с натуры.


Пятно как средство выражения. Ком позиция как   ритм пятен

1

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левита на; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебеде вой

Изображение раз личных состояний в природе
(ветер, тучи,

дождь, туман) черной и белой гуашью

Знать основы языка изобрази тельного искусства: тон, вы разительные возможности то на и ритма в изобразительном искусстве. меть использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; Активно воспринимать произведения станковой графики


Цвет. Основы цветоведения

1

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палит рой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», Изумрудный го род», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть

Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов


Цвет в произведениях живописи

1

Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет как выразительное средство в пространственном искусстве. Классификация цветов. Цветовые отношения

Изображение осеннего букета в разном состоянии (радостного, грустного…)

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять цветовые отношения. Развивать навык колористического восприятия художественного произведения. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.


Объемные   изображения в скульптуре

1

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе  


Основы языка изображения

1

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения

Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа  материала.

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения вы дающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения  искусства


II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов

История развития жанра «натюрморт». Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время. Особенности выражения натюрморта в графике, живописи.

Художественно-выразительные средства  изображения предметного мира (композиция, перспектива, объём, форма, свет)




Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Участие в диалоге об особенностях  реальности и фантазии в творчестве художников

Понимать значение изобрази тельного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве


Изображение предметного мира. Натюрморт.

1

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории    искусства.    Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное  изображение  и  его место в истории искусства. Повествовательность   плоских рисунков

Работа над натюрмортом из плоских изображений с решением задачи их композиционного решения.

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта.

Уметь активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра;

Творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)


Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира

1

Понятие  формы.   Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют    основу    всего многообразия форм

Конструирование из   бумаги    простых геометрических  тел  (конус, цилиндр,        куб, призма

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции


Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1

Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения   на   плоскости предметов в пространстве. Правила  объемного  изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Зарисовки конструкции    из    не скольких геометрических       тел. Материалы:     карандаш,     бумага формата А4

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры


Освещение. Свет и тень

1

Освещение  как  средство выявления  объёма   пред мета.   Источник   освещения.      Понятие      «свет», «блик», «полутень», «собственная     тень»,     «рефлекс»,  «падающая тень». Свет как средство организации композиции в кар тине

Зарисовки      геометрических   тел из гипса или бумаги   с  боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель,   бумага формата А4

Знать основы изобразитель ной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта.


Натюрморт в графике.

1

Графическое изображение натюрмортов.     Композиция и образный строй в натюрморте:  ритм пятен, пропорций,   движение   и покой, случайность и по рядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений    об   окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и  выразительность  художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского

Выполнение    натюрморта в технике       печатной графики (оттиск с аппликации      на картоне)

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобрази тельного искусства и вырази тельные    средства    графики; работать в технике печатной графики


Цвет в натюрморте

1

Цвет в живописи и богатство   его   выразительных возможностей.   Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи      (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм  цветовых    пятен:    И. Машков, «Синие   сливы»;   А. Матисс,   «Красные   рыбки»; К. Петров-Водкин,     «Утренний          натюрморт», «Скрипка».      Выражение цветом в натюрморте на строений  и переживаний художника

Работа  над  изображением      натюрморта   в   за данном    эмоциональном   состоянии:      праздничный,     грустный, таинственный. Материалы:     гуашь, кисти, бума га формата A3

Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью   цвета   передавать   на строение в натюрморте; работать  гуашью; анализировать цветовой     строй     знакомых произведений натюрмортного жанра


Вырази тельные возможности натюрморта

1

Предметный  мир  в   изобразительном    искусстве. Выражение в натюрморте переживаний    и   мыслей художника, его представлений    и    представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт    и    выражение творческой   индивидуальности    художника.    Зри тельный ряд:  И. Грабарь, «Неприбранный       стол»; И. Машков,         «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и  фрукты».   Натюрморты В. Ван-Гога,    К. Моне    и П. Сезанна

Участие в выставке работ

Знать  такой жанр  изобрази тельного   искусства,   как   натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь  анализировать   образный  язык  произведений  натюрмортного жанра


III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» 12 часов

Знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами внешними и внутренними. Портрет - способ понимания человека. Художественно-выразительные  средства портрета (композиция, ритм, форма, цвет ,линия, объём)

  1. 1

Образ человека   -главная тема    искусства

1

Портрет как образ определённого   реального   человека. История развития жанра.   Изображение   человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете.    Выражение    в портретном   изображении характера   человека,   его внутреннего мира.  Великие      художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов,       В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета  в живописи, скульптуре, графике.

Знать жанры изобразительно го искусства: портрет; выдающихся      художников-портретистов русского  и мирового искусства   (Рембрант,   И. Ре пин). Уметь активно воспринимать   произведения    портретного жанр


  1. 2

Конструкция Головы человека и её про порции

1

Закономерности в  конструкции головы человека. Большая   цельная   форма головы и её части. Про порции    лица    человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта

Работа   над   изображением   голо вы человека с со отнесенными  по-разному деталями лица (аппликация вырезанных      из бумаги форм


Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека


Изображение головы человека в пространстве

1

Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности черт лица.

Выполнение рисунка деталей лица: нос, рот, глаза

Знать   пропорции   головы   и лица   человека;   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные про изведения портретного жанра. Уметь  использовать  выразительность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры


Графический портретный рисунок

3

Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Роль выразительности графических материалов.

Создание рисунка головы человека, придание индивидуальных черт лица.

Приобретение интереса к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека.

Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты.

Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох


Портрет в

скульптуре

1

Человек - основной пред мет   изображения    в скульптуре.     Материалы скульптуры. Скульптурный   портрет  в   истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи    в    скульптурном портрете.    Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова

изображением         в скульптурном портрете выбранного    литературного героя с ярко выраженным   характером     (Баба Яга, Кощей Бес смертный, Домовой и т. д.)

Знать  материалы   и  вырази тельные возможности скульптуры. Уметь передать характер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  вырази тельные возможности скульптуры; владеть знаниями про порций и пропорциональных соотношений головы и лица человека


Сатирические образы человека

1

Правда   жизни   и язык     искусства. Художественное преувеличение. Отбор  деталей  и обострение      об раза.     Сатирические образы в искусстве.    Карикатура.   Дружеский шарж,    сатирические         рисунки В. Дени,    Д. Кардовского

Изображение   сатирических образов литератур. героев      (бумага формата А4, черная акварель или гелевая   ручка, тушь)

Получить представление  о жанре сатирического  рисунка и его задачах.

Уметь   анализировать   образный язык произведений портретного   жанра;   работать   с графическими материалами.

Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа.


Образные возможности освещения в портрете

1

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство фор- • мы   и   изменение её       восприятия. Свет,   направленный сверху,  снизу,   сбоку,   рассеянный  свет,   изображение   против света,     контрастность освещения

Наблюдение    на туры и наброски (пятном)   головы в  различном  освещении. Изменение света электронного портрета.

Знать   основы   изобразитель ной грамоты (светотень); понимать    роль    освещения    в произведениях     портретного жанра. Уметь применять по лученные знания при работе с натуры


Роль цвета в портрете

1

Цвет как   средство   выражения настроения   и   характера героя.   Живописная   фактура.

Создание портрета литературного героя

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи


Великие портретисты прошлого

1

Роль и место живописного портрета в истории искусства.  Обобщенный  образ человека в живописи Воз рождения,    в    XVH-X1X веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом       портрете. Роль   рук   в   раскрытии       образа портретируемого Портреты   Леонардо   да   Винчи, Рафаэля    Санти,    Ф. Рокотова,   В. Боровиковско го, О. Кипренского, В. Се рова, М. Врубеля

Коллаж портретов разных эпох

Знать выдающихся художников-портретистов,   представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи,   Рафаэль  Санти,   М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать про изведения портретного жанра; работать в технике коллажа


Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

Особенности и развитие портретного образа  и изображения человека в  20-м веке. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства  (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, др.). Роль и место портрета в отечественном искусстве. Стремление выразить эпоху в портрете. , сложность внутреннего мира человека с переживаниями, чувствами… , красоту молодости.

Участие в создании презентации творчества великих портретистов отечественного искусства

Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра.

Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве.

Приводить примеры портретов известных отечественных художников.


Великие портретисты прошлого

1

Роль и место живописного портрета в истории искусства.  Обобщенный  образ человека в живописи Воз рождения,    в    XVH-X1X веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом       портрете. Роль   рук   в   раскрытии       образа портретируемого Портреты   Леонардо   да   Винчи, Рафаэля    Санти,    Ф. Рокотова,   В. Боровиковско го, О. Кипренского, В. Се рова, М. Врубеля

Коллаж портретов разных эпох

Знать выдающихся художников-портретистов,   представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Вин чи,   Рафаэль  Санти,   М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать про изведения портретного жанра; работать в технике коллажа


Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

Особенности и развитие портретного образа  и изображения человека в  20-м веке. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства  (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, др.) Роль и место портрета в отечественном искусстве. Стремление выразить эпоху в портрете. , сложность внутреннего мира человека с переживаниями, чувствами… , красоту молодости.

Участие в создании презентации творчества великих портретистов отечественного искусства

Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра.

Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве.

Приводить примеры портретов известных отечественных художников.


IV четверть «Человек и пространство. Пейзаж» 7 часов

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.  Историческое развитие жанра.  Образ природы  в произведениях русских и зарубежных  художников-пейзажистов.  Виды пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива.  Пейзаж настроения

1

Изображение пространства. Правила построения перспективы.

1

Виды перспективы в изобр. искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции.  Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения.

«Архитектурный пейзаж». Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Законы линейной перспективы. Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной  перспективы.

Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве  выражения в изобразительном искусстве.

Приобретать навыки  изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.


2

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности.

Значение колорита  в разные исторические периоды развития жанра пейзажа. Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр  (героический, романтический, реалистический).

Гамма минорная, мажорная.

Классицизм, романтизм, импрессионизм.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки».

Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы  в произведениях европейского и русского искусства.

Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства.


3

Пейзаж – настроение. Природа и художник.


Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток.

Значение линии, пятна.

Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

Создание пейзажа-настроения по памяти и представлению.

Получать представления о том, как понимали  красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века.

Характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО.

Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы.

Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека.


4

Пейзаж в русской живописи


Образ природы в произведения А. Венецианова. Эпический образ России в произведениях  И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана.

Создание электронной презентации

Называть великие имена русских живописцев, узнавать известные картины. Характеризовать особенности понимания природы И. Левитана и И. Шишкина. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать опыт в создании электронных презентаций как видеоряда по теме урока.


5

Пейзаж в графике


Графические зарисовки  и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Выразительность графических образов мастеров.

Печатная графика.

Создание графической работы «Весенний пейзаж»

Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представления о графическом пейзаже в европейском и отечественном искусстве.


6

Городской пейзаж


Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж» .Возможен коллаж, аппликация, коллективная деятельность

Получить представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, санкт0Петербурга, др. Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности.

Знать основы изобразитель ной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.


7

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Язык изобразительного искусства. Изобразительное произведение как диалог межу художником и зрителем.  Творческие возможности зрения.

Участие в беседе о возможностях изобразительного искусства. Участие в выставке работ.

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
тематическое планирование по ИЗО 5-6 класс ФГОС

Автор: Милюсина Ирина Семеновна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Индустриальные технологии. Тематическое планирование 5 класс .ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "industrial-nyie-tiekhnologhii-tiematichieskoie-planirovaniie-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130233"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415863019"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "рабочая программа 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-proghramma-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124237"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414666320"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Календарно-тематическое планирование 3 класс (М.З. Биболетова)"
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-3-klass-m-z-bibolietova"
    ["file_id"] => string(6) "249328"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446884900"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Календарно тематическое планирование 4 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "133522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416515034"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(56) "tiematichieskoie-planirovaniie-1-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "155943"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421339630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства