Согласовано «__»________ 2013 г. Утверждено «___»___________ 2013 г
_____________ И.А. Евсеева ______________ Т. В. Ефремова
Милюсиной И.С.
Модифицированная программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ (23 декабря 2009 г., № 822) (сайт htt://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html)
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Практическая работа | Требования к уровню подготовки | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I четверть «Древние корни народного искусства» 8 часов Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянско-прикладное искуссвто – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянской культуры с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею вечного развития и обновления природы. |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками. | Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце) | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства; отмечать их лаконичную выразительную красоты; сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов; Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы. | |
2 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище | 1 | Дом – мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре избы (крыша, фронтон – небо, рубленная клеть – земля, подклеть – подземный мир, знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. ) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. | Создание эскиза убранства русской избы | Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. | |
3 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Творческая работа «Проходите в избу» | 1 | Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище. | Изображение внутреннего убранства избы. Коллективная работа. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | |
4-5 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце . | 2 | Предметы народного быта (прялки, ковши, хлебницы рубеля, др.) - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта. Символическое значение элементов декора. | Выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта. | Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждать о связях произведений искусства с природой. Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства. | |
6-7 | Изображение предметного мира – натюрморт (из предметов народного быта) | 2 | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства. | Работа над натюрмортом из знакомых предметов (кувшин, чугунок). Работа красками | Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Изображать выразительную форму предметов быта в соответствии с традициями народного искусства | |
8 | Современное жилище. Что такое дизайн. | 1 | Геометрия (конструирование), технология дизайна | Создание эскиза своей комнаты | Анализировать и понимать особенности дизайна, конструкции . Создавать варианты современного жилища с опорой на современные традиции Выделять декором, цветом. Использовать традиционные мотивы и дизайнерские находки. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера комнаты, предметов быта | |
II четверть. «Связь времён в народном искусстве» 8 часов. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров. Единство материала, формы и декора в произведениях народных художественных промыслов. Разные виды прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. |
9-11 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Магическая роль глиняной игрушки в древности. Традиционные образы (конь, птица,) в современных народных игрушках .Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки и Матрешки | Эскиз создание совей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов. | Размышлять об истории возникновения народной игрушки. Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором. Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов. | |
1213 | Искусство Гжели | 1 | Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с худ-ной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями, сочетание мазка с тонкой волнистой спиралевидной линией. | Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Сравнивать мотивы в природе и в произведениях. Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия. Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских мастеров. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | |
14-15 | Городецкая роспись | 1 | Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с худ-ной промышленностью. Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи. | Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи. | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти) | 1 | Выставка коллективных и индивидуальных работ, творческих проектов. Составление кроссвордов. | Разгадывание кроссворда «Народные промыслы». Определение народного промысла по заданным харак-кам. | Выявлять общее и различное в народных промыслах. Различать и называть произведения народных промыслов. Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания. Участвовать в презентации выставочных работ | |
III четверть. «Декор – человек, общество, время» 12 часов Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе. Народный костюм. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран, и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века. |
17 | Русская народная вышивка | 1 | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов с природой. Символика цвета (белый – женское начало, красный – мужское начало). | Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. | Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки. Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции. Выделять декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные цвета. Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы. | |
18-19 | Народный праздничный костюм | 2 | Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе панёва).рубаха – основа женского и мужского костюма. Формы и декор женских головных уборов. Образный строй костюма. Защитная функция декоративных элементов костюма. Символика цвета в народной одежде. | Создание эскизов народного праздничного костюма. | Понимать и анализировать образный строй народного костюма. Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков. Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских головных уборов. | |
20 | Народные праздничные обряды | 1 | Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года….). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды ,зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение. | Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников. | Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества (изобразительное, музыкальное, устно-поэтическое). Создавать атмосферу праздника. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, обрядовые действа. Находить общие черты в разных произведениях народного искусства, отмечать единство конструктивной, изобразительной и декоративной деятельности. Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | |
21 | Зачем людям украшения. | 1 | Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй ,композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д. | Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя. Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. | |
22 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.) Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях. | Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора. Вести поисковую работу по ДПИ. Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | |
23-24 | Одежда «говорит» о человеке. | 4 | Одежда ,костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. | Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». Продумывание общей композиции ,изображение мебели, отдельных предметов, фигур людей в разных одеждах. Соединение деталей в общую композицию. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения одежды. | |
25- | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д. | Изображение эмблемы класса, кабинета, кружка, др. | Принимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 | Итоговая игра-викторина с привлечение учебно-творчесикх работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами. | Выполнение различных аналитически-творческих заданий. | Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного. Использовать в речи новые художественные термины. | |
IV четверть. «Реальность жизни и художественный образ» 7 часов Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, раскрытию творческой индивидуальности. Работа художественными материалами. Представление о сказочно-былинном жанре. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения. |
27-28 | Устное народное творчество. Творчество художников – сказочников. Сказочные персонажи. | 2 | Сюжет , содержание ,колорит, «художественный язык», сказачно-былинный жанр. Значение в сказках сказочных персонажей. | Восприятие различных произведений сказочно-былинного жанра. Рассуждение о роли сказочных персонажей. Выполнение творческой работы. | Ориентироваться в разнообразии народного творчества. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Объяснять отличия современного искусства от народного. | |
29-32 | Коллективная работа «Мы пишем и иллюстрируем книгу» | 4 | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом, постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общую работу. | Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. Участие в отчётной выставке коллективных работ. | Разрабатывать, создавать эскизы, декоративных украшений. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали. Участвовать в подготовке итоговой выставке. | |
33 | Красота родного края | 1 | Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Изменение цвета в зависимости от освещения. | Рисование на тему «Край, в котором ты живешь» | Ориентироваться в основах цветоведения и изобразительной грамоты Понимать и уметь использовать в своей работе выразительные средства пластических искусств Создавать графическими и живописными средствами учебную работу | |
34-35 | Современное выставочное искусство | 1 | Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью ,фантазией. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале. Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников. | Восприятие различных произведений современного декоративного искусства. Рассуждение, участие в диалоге, связанном с отличительными чертами, с осознанием выразительных средств, с пониманием выражения «произведения говорят языком материала» | Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др. Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. | |
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Практическая работа | Требования к уровню подготовки | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I четверть «Изобразительное искусство в жизни человека» 8 часов Основные представления о языке изобразительного искусства. Служение элементов и средств этого языка для передачи значимых смыслов. Художник рассказывает, а зритель понимает его произведение через сопереживание его образному содержанию |
-
| Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | 1 | Виды и жанры изобрази тельного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразитель ном искусстве | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение. Объяснять, роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему. | |
-
| Рисунок -основа изобрази тельного творчества Художественные материалы. | 1 | Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их вы разительные возможности Значение особенности художественного материала в создании художественного образа. Основные скульптурные, художественные, графические материалы и их особенности. | Творческая работа разными материалами по выбору учащихся. | Знать виды графики, графические художественные мате риалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать вырази тельные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать навыками рисунка с натуры. Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы. Овладение навыками работы графическими материалами. Иметь представление о различных художественных материалах. Приобретать навыки работы различными материалами. Развивать композиционные навыки | |
-
| Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и об разность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Се рова | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер. Разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). | Знать основы языка изобрази тельного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры. | |
-
| Пятно как средство выражения. Ком позиция как ритм пятен | 1 | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левита на; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебеде вой | Изображение раз личных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман) черной и белой гуашью | Знать основы языка изобрази тельного искусства: тон, вы разительные возможности то на и ритма в изобразительном искусстве. меть использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; Активно воспринимать произведения станковой графики | |
-
| Цвет. Основы цветоведения | 1 | Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов | Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палит рой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», Изумрудный го род», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | |
-
| Цвет в произведениях живописи | 1 | Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет как выразительное средство в пространственном искусстве. Классификация цветов. Цветовые отношения | Изображение осеннего букета в разном состоянии (радостного, грустного…) | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять цветовые отношения. Развивать навык колористического восприятия художественного произведения. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. | |
-
| Объемные изображения в скульптуре | 1 | Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова | Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | |
-
| Основы языка изображения | 1 | Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения | Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа материала. | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения вы дающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства | |
II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов История развития жанра «натюрморт». Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время. Особенности выражения натюрморта в графике, живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объём, форма, свет) | | | |
-
| Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников | Понимать значение изобрази тельного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | |
-
| Изображение предметного мира. Натюрморт. | 1 | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков | Работа над натюрмортом из плоских изображений с решением задачи их композиционного решения. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; Творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция) | |
-
| Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира | 1 | Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма | Иметь представление о многообразии и выразительности форм Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции | |
-
| Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 | Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости | Зарисовки конструкции из не скольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4 | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | |
-
| Освещение. Свет и тень | 1 | Освещение как средство выявления объёма пред мета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в кар тине | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4 | Знать основы изобразитель ной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры Характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта. | |
-
| Натюрморт в графике. | 1 | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и по рядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского | Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобрази тельного искусства и вырази тельные средства графики; работать в технике печатной графики | |
-
| Цвет в натюрморте | 1 | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте на строений и переживаний художника | Работа над изображением натюрморта в за данном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бума га формата A3 | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать на строение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | |
-
| Вырази тельные возможности натюрморта | 1 | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зри тельный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна | Участие в выставке работ | Знать такой жанр изобрази тельного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | |
III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» 12 часов Знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами внешними и внутренними. Портрет - способ понимания человека. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, цвет ,линия, объём) |
1 | Образ человека -главная тема искусства | 1 | Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин | Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, скульптуре, графике. | Знать жанры изобразительно го искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Ре пин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр | |
2 | Конструкция Головы человека и её про порции | 1 | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Про порции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта | Работа над изображением голо вы человека с со отнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | |
-
| Изображение головы человека в пространстве | 1 | Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности черт лица. | Выполнение рисунка деталей лица: нос, рот, глаза | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные про изведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | |
-
| Графический портретный рисунок | 3 | Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Роль выразительности графических материалов. | Создание рисунка головы человека, придание индивидуальных черт лица. | Приобретение интереса к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека. Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты. Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох | |
-
| Портрет в скульптуре | 1 | Человек - основной пред мет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова | изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бес смертный, Домовой и т. д.) | Знать материалы и вырази тельные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя вырази тельные возможности скульптуры; владеть знаниями про порций и пропорциональных соотношений головы и лица человека | |
-
| Сатирические образы человека | 1 | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение об раза. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского | Изображение сатирических образов литератур. героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь) | Получить представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами. Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа. | |
-
| Образные возможности освещения в портрете | 1 | Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство фор- • мы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения | Наблюдение на туры и наброски (пятном) головы в различном освещении. Изменение света электронного портрета. | Знать основы изобразитель ной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять по лученные знания при работе с натуры | |
-
| Роль цвета в портрете | 1 | Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура. | Создание портрета литературного героя | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | |
-
| Великие портретисты прошлого | 1 | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Воз рождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковско го, О. Кипренского, В. Се рова, М. Врубеля | Коллаж портретов разных эпох | Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать про изведения портретного жанра; работать в технике коллажа | |
-
| Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 | Особенности и развитие портретного образа и изображения человека в 20-м веке. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, др.). Роль и место портрета в отечественном искусстве. Стремление выразить эпоху в портрете. , сложность внутреннего мира человека с переживаниями, чувствами… , красоту молодости. | Участие в создании презентации творчества великих портретистов отечественного искусства | Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра. Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве. Приводить примеры портретов известных отечественных художников. | |
-
| Великие портретисты прошлого | 1 | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Воз рождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковско го, О. Кипренского, В. Се рова, М. Врубеля | Коллаж портретов разных эпох | Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Вин чи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать про изведения портретного жанра; работать в технике коллажа | |
-
| Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 | Особенности и развитие портретного образа и изображения человека в 20-м веке. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, др.) Роль и место портрета в отечественном искусстве. Стремление выразить эпоху в портрете. , сложность внутреннего мира человека с переживаниями, чувствами… , красоту молодости. | Участие в создании презентации творчества великих портретистов отечественного искусства | Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра. Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве. Приводить примеры портретов известных отечественных художников. | |
IV четверть «Человек и пространство. Пейзаж» 7 часов Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения |
1 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. | 1 | Виды перспективы в изобр. искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения. «Архитектурный пейзаж». Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Законы линейной перспективы. Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности. | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы. | Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выражения в изобразительном искусстве. Приобретать навыки изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства. | |
2 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности. Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа. Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический). Гамма минорная, мажорная. Классицизм, романтизм, импрессионизм. | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки». | Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства. | |
3 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | | Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Значение линии, пятна. Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. | Создание пейзажа-настроения по памяти и представлению. | Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века. Характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО. Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы. Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека. | |
4 | Пейзаж в русской живописи | | Образ природы в произведения А. Венецианова. Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана. | Создание электронной презентации | Называть великие имена русских живописцев, узнавать известные картины. Характеризовать особенности понимания природы И. Левитана и И. Шишкина. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать опыт в создании электронных презентаций как видеоряда по теме урока. | |
5 | Пейзаж в графике | | Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Выразительность графических образов мастеров. Печатная графика. | Создание графической работы «Весенний пейзаж» | Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представления о графическом пейзаже в европейском и отечественном искусстве. | |
6 | Городской пейзаж | | Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века. | Работа над графической композицией «Городской пейзаж» .Возможен коллаж, аппликация, коллективная деятельность | Получить представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, санкт0Петербурга, др. Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности. Знать основы изобразитель ной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике. | |
7 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | | Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Язык изобразительного искусства. Изобразительное произведение как диалог межу художником и зрителем. Творческие возможности зрения. | Участие в беседе о возможностях изобразительного искусства. Участие в выставке работ. | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров | |