№ урока | Тема урока 1 ЧЕТВЕРТЬ | Дата проведения | Примеч |
план | факт |
ТЕМА 1 (8 ч.) Язык изобразительного искусства и его выразительные средства |
1 | Искусство – его виды и их роль в жизни людей. Практическое задание: Беседа на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка. | 05.09 | | |
2 | Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства. Практическое задание: Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель). | 12.09 | | |
3 | Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника. Практическое задание: Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения). | 19.09 | | |
4 | Выразительные возможности линии. Практическое задание: Выполнение (по представлению), линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий–тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.). | 26.09 | | |
5 | Тёмное – светлое – тональные отношения. Практическое задание: Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). | 03.10 | | |
6 | Основы цветоведения. Практическое задание: Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Цветовой круг. | 10.10 | | |
7 | Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве. Практическое задание: Создание фантазийных изображений сказочных царств, ограниченной палитрой («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна», «Страна золотого солнца» и т. д.). | 17.10 | | |
8 | Выразительные средства скульптуры. Практическое задание: Создание объемных изображений животных в разных материалах. | 24.10 | | |
2 ЧЕТВЕРТЬ ТЕМА 2 (8 ч.) Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. |
9 | Жанровая система в изобразительном искусстве. Практическое задание: Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Создание зонтика для Оле-Лукое. | 07.11 | | |
10 | Изображение объёмного предмета на плоскости листа. Практическое задание: Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы. | 14.11 | | |
11 | Конструкция предмета сложной формы. Практическое задание: Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел. | 21.11 | | |
12 | Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета. Практическое задание: Изображение живописного натюрморта с натуры, составленного из нескольких овощей/фруктов. | 28.11 | | |
13 | Натюрморт в графике. Практическое задание: Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких предметов. | 05.12 | | |
14 | Цвет в натюрморте. Практическое задание: Выполнение натюрморта в технике монотипии. | 12.12 | | |
15 | Живописное изображение натюрморта. Практическое задание: Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние / новогодний натюрморт. | 19.12 | | |
16 | Декоративный натюрморт. Практическое задание: Создание натюрморта-автопортрета» (натюрморт как рассказ о себе). | 26.12 | | |
3 ЧЕТВЕРТЬ ТЕМА 3 (10 ч.) Портрет. |
17 | Портретный жанр в истории искусства. Практическое задание: Беседа на тему «Образ человека в портрете». Изображение разных эмоциональных состояний человека. | 09.01 | | |
18 | Конструкция головы человека. Практическое задание: Выполнение портрета в технике Арчимбольдо. | 16.01 | | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. Практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас. | 23.01 | | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Практическое задание: Создание автопортрета. | 30.01 | | |
21 | Портрет в скульптуре. Практическое задание: Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. | 06.02 | | |
22 | Сатирические образы человека. Практическое задание: Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. | 13.02 | | |
23 | Свет и тень в изображении головы человека. Практическое задание: Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. | 20.02 | | |
24 | Портрет в живописи. Практическое задание: Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. | 27.02 | | |
25 | Портрет во весь рост. Изображение фигуры человека в истории искусства. Практическое задание: Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). / Создание графического эскиза скульптурного изображения человека (например, «Памятник шахтеру – символ Донецка») / Лепка фигуры человека в полный рост. | 06.03 | | |
26 | Пропорции и строение фигуры человека. Практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека. / Создание живописной композиции «Человек-профессия» (рисование спортсменов, строителей, военных и т. д.) | 13.03 | | |
4 ЧЕТВЕРТЬ ТЕМА 4 (8 ч.) Пейзаж. |
27 | Правила построения линейной перспективы в изображении пространства. Практическое задание: Беседа на тему жанров в изобразительном искусстве. | 27.03 | | |
28 | Правила воздушной перспективы. Практическое задание: Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. | 03.04 | | |
29 | Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Пейзаж в истории русской живописи. Практическое задание: Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. / Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки». | 10.04 | | |
30 | Пейзаж в графике. Практическое задание: Создание пейзажа на передачу цветового состояния «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Весенний мотив». | 24.04 | | |
31 | Городской пейзаж. Практическое задание: Городские зарисовки и авторские композиции на тему архитектурного образа города. создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа). | 08.05 | | |
32 | Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Практическое задание: создание сюжетной композиции бытового жанра «Уборка урожая», «У бабушки на каникулах», «Я ем мороженое». | 15.05 | | |
33 | Историческая картина в истории искусства, её особое значение. Практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха». | 22.05 | | |
34 | Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи. Практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги). | | | |