№ | Наименование раздела и тем. | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика |
Часть 1. «Древние корни народного искусства». 8 часов. |
1 | Древние образы в народном искусстве. Входной контроль. | 05.09 | | Традиционные образы народного (крестьянского) искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать – земля. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи по – дереву. |
2 | Убранство русской избы. | 12.09 | | Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы. «Наличник». |
3 | Внутренний мир русской избы. Интерьер крестьянского дома. | 19.09 | | Понятие интерьера. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, полати и т.д. Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол). |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 26.09 | | Создание единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предметов. Знакомство с предметами русского быта. Задание: выполнение эскиза декоративных предметов крестьянского быта. «Ковш». |
5 | Русская народная вышивка. | 03.10 | | Виды орнамента. Принципы композиционного построения. Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки, украшение своего полотенца вырезанным из бумаги кружевом. |
6 | Народный праздничный костюм. | 10.10 | | Народный костюм как целостный образ. Разнообразие форм и украшений народного костюма. Задание: создание эскизов народного женского костюма. |
7 | Народный праздничный костюм. | 17.10 | | Народный костюм как целостный образ. Разнообразие форм и украшений народного костюма. Задание: создание эскизов народного мужского костюма. |
8 | Народные праздничные обряды. | 24.10 | | Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы. Задание: раскрытие символического обрядового действа на примере одного из праздников: «День Урожая», «Сельская ярмарка». |
Часть 2. Связь времен в народном искусстве. 8 часов. |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | 07.11 | | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Знакомство с Дымковской игрушкой. Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украсить его декоративными элементами. |
10 | Древние образы в современных народных игрушках | 14.11 | | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Знакомство с Филимоновской игрушкой: Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украсить его декоративными элементами. |
11 | Древние образы в современных народных игрушках | 21.11 | | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Знакомство со Старооскольской игрушкой: Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украсить его декоративными элементами. |
12 | Искусство Гжели. | 28.11 | | Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Разнообразие посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. Задание: изображение выразительной посудной формы. Роспись в стиле Гжель. |
13 | Городецкая роспись. | 05.12 | | Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия - национальное достояние культуры. Своеобразие городецкой росписи, бутоны, купавы, розаны и т.д. Основы росписи. Задание: Выполнение эскиза одного из предметов быта (подставка, доска для резки, лопасть прялки). |
14 | Хохломская роспись. | 12.12 | | Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор. Роспись «под фон». Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом. Работа на фоне. |
15 | Жостовская роспись. | 19.12 | | Краткие сведения из истории развития жостовского промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи. |
16 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Рубежный контроль. | 26.12 | | Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Задание: осваивать основные приемы росписи фрагмента по мотивам мезенской деревянной росписи. |
Часть 3. Декор – человек, общество, время. 8 часов. |
17 | Зачем людям украшения. | 09.01 | | Особенности украшения воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. Задание: выполнение украшения (солнечное ожерелье, подвеска и т.д.). |
18 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 16.01 | | Роль декоративно – прикладного искусства в Древнем Востоке ( Китай, Япония). Различие одежд людей высших и низших сословий. Задание: декоративно – прикладное искусство Древнего Китая. |
19 | Одежда «говорит» о человеке. | 23.01 | | Декоративно – прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. Задание: изображение фигур людей в нарядных костюмах. Западной Европы 17 века (эпоха барокко). |
20 | Одежда «говорит» о человеке. | 30.01 | | Декоративно – прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. Задание: коллективная работа «Бал во дворце». |
21 | О чем рассказывают нам гербы | 06.02 | | Первые гербы, которые появились в Западной Европе и Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Задание: создание эскиза собственного герба. |
22 | О чем рассказывают нам гербы | 13.02 | | Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Задание: создание эскиза, герба своей семьи. |
23 | О чем рассказывают нам эмблемы. | 20.02 | | Задание: изображение эмблемы любого школьного кабинета. |
24 | О чем рассказывают нам эмблемы. | 27.02 | | Задание: изображение эмблемы спортивного клуба. |
Часть 4. «Декоративное искусство в современном мире». 9 часов. |
25 | Современное выставочное искусство. | 05.03 | | Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства (керамика, стекло, гобелен, батик, моделирование одежды). Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. |
26 | Ты сам-мастер. Коллаж «Волшебная птица». | 12.03 | | Декоративно-прикладная деятельность. Передавать планы композиции. Уметь работать с тканью, нитками и другими материалами |
27 | Ты сам-мастер. Панно «Бабочка» из шпагата. | 19.03 | | Декоративно-прикладная деятельность. Представлять и уметь работать со шпагатом. Создавать композицию с бабочкой и цветами из петелек и завитков шпагата. |
28 | Ты сам-мастер. Панно «Весна» из соленого теста. | 26.03 | | Декоративно-прикладная деятельность Выполнять эскиз панно «Весна» Соблюдать условность в передаче изображения: силуэт, ритм, символ с помощью соленого теста. |
29 | Ты сам-мастер. Панно «Осень» в технике лоскутной аппликации. | 02.04 | | Декоративно-прикладная деятельность. Создавать эскиз панно «Осень». Использовать в работе ткани различной фактуры |
30 | Ты сам-мастер. Витраж в оформлении интерьера школы. | 09.04 | | Декоративно-прикладная деятельность. Разрабатывать, создавать эскизы декоративной композиции витража в оформлении интерьера школы |
31 | Ты сам-мастер. Нарядные декоративные вазы. | 16.04 | | . Декоративно-прикладная деятельность. Разрабатывать, создавать эскизы и украшать декоративные вазы с использованием различных материалов |
32 | Ты сам-мастер. Декоративные куклы. | 23.04 | | Декоративно-прикладная деятельность. Разрабатывать, создавать форму куклы. Работать с различными материалами |
33 | Ты сам-мастер. Эскиз росписи стены для школьного интерьера. | 30.04 | | Работа на плоскости Создать композицию «Школа будущего» в смешанной технике. Работать по представлению и воображению. Продумывать и изображать детали, соответствующие общей идее композиции. Работать на большом формате в малых группах по три-четыре человека. |
34 | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Итоговый контроль | 07.05 | | Итоговая игра – викторина с привлечением творческих работ, произведений декоративно – прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов. Задание: выполнение различных творческих заданий |