Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изобразительное искусство)» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изобразительное искусство)» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изобразительное искусство)» для детей с умеренным развитием 3 класс. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Составлена на основе авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 и регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изобразительное искусство)» для 3 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»
Утверждаю:
Директор школы Брезгина Н. Л.
«_____»________________2015 год
Рабочая программа
по предмету
«Искусство
(музыка и изобразительное искусство)»
для 3 класса
на 2015 – 2016 учебный год
учителя начальных классов
Селиной Елены Владимировны
Составлена на основе
«Программы обучения глубоко
умственно отсталых детей»
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________________________
«____»_____________2015 г.
с. Верхний Кужебар
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (музыка и изобразительное искусство)» в 3 классе разработана на основании следующих документов:
- «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
- регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и
- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Программа предназначена для Андреева Андрея учащегося 3 класса МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» с тяжёлой умственной отсталостью, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» на 2015-2016 учебный год рассчитана на 35 часов (1 час в неделю - 35 учебных недель в году).
Цель воспитания и образования по учебному предмету «Искусство (музыка и изобразительное искусство)» –
формирование музыкальной культуры школьника, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки в процессе активного сольного исполнения музыкальных произведений, так и во время слушания музыкальных произведении, а также разностороннее художественно-творческое развитие.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыки и пению заложены следующие принципы:
– коррекционная направленность обучения; – индивидуализация и дифференциация процесса обучения; – комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений
различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Учебный предмет для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности Андрея, со значительными нарушениями поведения.
Ребёнок самостоятельно передвигается, движения хаотичны, плохо координированы, они плохо регулируют мышечные усилия. Бывают протестные движения по настроению.
В основе любого движения лежат комплексы ощущений – зрительные, слуховые, тактильные, мышечные. Ведь развитие двигательных функций является показателем психического развития.
Становление моторных навыков у детей данной категории идёт с большим опозданием. У них грубо нарушены все функции движения: управляемость, чёткость, объём.
Развитие движений на уроках музыки и изобразительного искусства у учащихся с тяжёлой умственной отсталостью способствует развитию комплекса ощущений, что, в свою очередь, влияет на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций и облегчает овладение речевыми формами.
Музыкальное и изобразительное развитие осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют таких детей к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «изучающими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.д.).
Рисование — имеет важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у воспитанников развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
Большое значение в ходе уроков придаётся коррекции эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость ученика, и эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать ученика с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения, или пение на рисование.
Весь песенный репертуар подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями речевого развития учащихся. Мелодии песен просты; тексты – ясные, конкретные, небольшие по объёму музыкально – ритмические упражнения – доступны и понятны учащимся.
Уроки «Искусство (музыка и изобразительное искусство)», специальные коррекционные занятия имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и чёткости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений.
Уроки проходят в живой, эмоциональной форме, с различными упражнениями, которые сопровождаются стишками, потешками, песнями.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен;
музыкально – ритмические движения;
игра на музыкальных инструментах.
Методы и приёмы работы:
наглядно – слуховой (аудиозапись, игра на музыкальных инструментах);
зрительно – двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен: показ учителем действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
совместные действия ребёнка со взрослым;
подражание действиям взрослого;
жестовая инструкция;
собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.
При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Усвоил;
Частично усвоил;
Не усвоил.
Продолжительность урока – 35 минут.
Требование к уровню подготовки обучающегося по предмету«Искусство (музыка и изобразительное искусство)».
Обучающейся должен уметь:
слушать и понимать мелодии разных музыкальных жанров (марш, песня, вальс);
видеть и понимать доступные по содержанию видиозаписи концертов;
узнавать и напевать мелодии знакомых песен;
слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя;
передавать простейшие ритмические движения: ходить, двигаться по кругу, парами;
выполнять элементарные движения с предметами;
выполнять простейшие танцевальные движения под музыку;
узнавать и показывать музыкальные инструменты и выбирать их по звучанию;
соотносить реальный предмет (музыкальный инструмент) с его изображением.
Обучающийся должен знать:
название и содержание 3-4 песен;
название 3-х музыкальных инструментов: колокольчик, бубен, барабан;
3-4 простых танцевальных движения под разные жанры музыки;
направления движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Перечень оборудования и дидактического материала.
Детские музыкальные инструменты; аудио и видиозаписи; звуковые игрушки, книжки, картинки; учебно – наглядный материал; костюмы; куклы бибабо и т.д.
Содержание тем
Пение
Учить петь на одном дыхании короткие музыкальные фразы, не прерывая в середине слов, а также удерживать внимание на более длинных фразах. Учить четко произносить слова и обращать внимание детей на коррекцию отдельных звуков. Приучать петь в хоре, учить сливать голоса, не выделяя их. Развивать чувства ритма, применяя специальные упражнения.
Слушание музыки
Воспитывать интерес и любовь к музыке. Развивать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма. Учить определять произведения по их характеру: маршевые и плясовые, веселые и грустные. Учить различать звуки по высоте (высокий- низкий).
Музыкально- ритмические движения
Учить детей бегать не шаркая, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка приседая; притопывать попеременно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши; поворачивать кисти рук, кружиться по одному, в парах; плясать, используя названные танцевальные движения.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и музыка).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Создание композиций по мотивам музыкальных произведений.
Музыкальный материал для пения
«Скучай на лугу» - муз. Г. Крылова, сл. М. Пляцковского.
«Кот Васька» - муз. Т. Лобачева, сл. Н. Френкель.
«Осень» - муз. И. Кишко, сл. Н. Плакиды.
«Забыл» - муз. И. Соколовой, сл. Т. Виеру.
«На горе-то калина» - русская народная песня.
«Во поле береза стояла» - русская народная песня.
«Праздничная пляска» - муз. М. Красева, сл. О. Высоцкой.
«Елочка» - муз. Н. Бахутовой, сл. З. Александровой.
«Что за дерево такое» - муз. М. Старокадомского, сл. Л. Некрасовой.
«Тень – тень» - муз. В. Каллинокова, сл. Народные.
Музыкально – дидактические игры с музыкальными инструментами (колокольчик, деревянные ложки, бубен, барабан). Упр. «Узнай и сыграй»
1
Слушание и пение
Прослушивание песни «Новогодние игрушки»
1
Прослушивание песни «В Новогоднем лесу»
1
Разучивание песни «Антошка»
1
Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше.
1
Музыкально - ритмические движения
Музыкально – ритмические движения: «Цыплята», «Песенка львёнка и черепахи»
1
Игры с музыкальным сопровождением: «Спят усталые игрушки»
1
Игры на музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах под мелодию песни. Упр. «Оркестр»
1
Музыкально – дидактические игры с музыкальными инструментами (бубен, барабан, колокольчик). Упр. «Угадай, что звенит?»
1
Слушание и пение
Прослушивание песни «Чунга- чанга» Муз. В.Шаинского. Стихи Ю.Энтина
1
Прослушивание песни «Улыбка» Муз. В. Шаинского, Стихи М. Пляцковского
1
Создание композиций по мотивам музыкальных произведений.
1
Прослушивание песни про маму: «Рано утром»
1
Музыкально - ритмические движения
Выполнения упражнений под музыку: ритмические приседания «Мои цыплята»
1
Игры с музыкальным сопровождением: «Ладушки», «Пирожки», «Веселые матрешки»
1
Выполнение простейших движений (ходьба, топающим шагом) в соответствии с характером музыки» быстро, медленно.
1
Итого:
35
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
Пособие для учителя «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», Маллер А.Р., Цикото Г.В.. - М., 2001.
Пособие для учителя «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Список литературы (дополнительный)
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.