Рабочая программа по искусству 1 класс (индивидуальное обучение) УМК "Школа России"
Рабочая программа по искусству 1 класс (индивидуальное обучение) УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета "Искусство" для 1 класса УМК "Школа России" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; авторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" и авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина "Музыка. Начальная школа".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству 1 класс (индивидуальное обучение) УМК "Школа России" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4 г. Данкова Липецкой области
Рассмотрена на заседании Утверждена
приказом № ___ МБОУ лицей № 4 МК начальных классов
____августа 2014 г. г.Данкова Липецкой области
Протокол №_____ ______августа 2014 года
.
Рабочая программа
по искусству
1 класс (индивидуальое обучение)
составлена на 2014 -2015 уч. год
(УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов
Кузьменко Лариса Павловна
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Искусство» для 1 класса УМК «Школа России» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерной программы по изобразительному искусству 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011г.; авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2012 г. , примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
Цели учебного предмета «Искусство»:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность выражать и отстаивать свою собственную позицию в искусстве и через искусство.
развитие воображения, желания и умения подходить к своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно—прикладных, архитектуре и дизайне- их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию
Задачи:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.); интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
формирование навыков работы с различными художественными материалами,основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитаниеэмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;
овладениепрактическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального и художественного искусства и включение в контекст уроков искусства сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной и музыкальной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая и музыкальная деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Восприятие произведений искусства и музыки предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства и музыки. Только в единстве восприятия произведений искусства и музыкальных произведений и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка, поэзия, картины, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета в 1 классе отводится 0,5 ч в неделю, 17 ч в год
Форма организации учебного процесса – индивидуальная
Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Место данного предмета в решении задачи формирования универсальных учебных действий
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке проведений искусства и музыки, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученныe знания в собственной музыкальной и художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
•умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
•желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-проективную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание
Музыка вокруг нас (4 часа)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (4 часа)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (2 ч)
Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном, в объеме, линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители (обобщение темы)
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (2 ч)
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (3 ч)
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Какие можно придумать дома. Дом снаружи и внутри.
Строим город. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (1 ч)
Урок любования. Умение видеть.
Резерв (1 ч)
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем (разделов)
Количество часов
Контрольные мероприятия
1
Музыка вокруг нас
4
Тест «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины»
2
Музыка и ты
4
3
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
2
4
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
2
5
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
3
6
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
1
7
Резерв
1
Календарно-тематический план по искусству (1 «в» класс)
№ п/п
Тема урока
Основные виды деятельности учащихся
Кол-во часов
Дата
по плану
по факту
1.
«И Муза вечная со мной!» Хоровод муз. Душа музыки – мелодия.
Научатся: слушать музыку на примере произведения П.И.Чайковского «Щелкунчик», размышлять об истоках возникновения музыкального искусства, водить хороводы и исполнят хороводные песни, определять характерные черты жанров музыки.
1
2.
Изображения всюду вокруг нас
Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном, в объеме, линией.
Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.
Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).
Изображать на плоскости заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
1
3.
Музыка осени. Сочини мелодию. «Азбука, азбука каждому нужна…» Музыкальная азбука.
Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П.И.Чайковского «Осенняя песнь», Г.Свиридова «Осень»), находить различные способы сочинения мелодий, использовать простейшие навыки импровизации, слушать песни, различать части песен, понимать истоки музыки; различать понятия звук, нота, мелодия, ритм, исполнять простейшие ритмы.
1
4.
Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители (обобщение темы)
Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
5.
Музыкальные инструменты. Народные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа. Звучащие картины.
Научатся: различать разные виды инструментов, ориентироваться в многообразии музыкального фольклора; определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки; выделять принадлежность музыки к народной или композиторской.
1
6.
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать.
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
«Узоры на крыльях бабочек».
Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
1
7.
Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество.
Научатся: выразительно исполнять песню; выразительно исполнять рождественские песни; определять настроение, характер музыки.
1
8.
Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Находить в орнаментах природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
1
9.
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера.
Научатся: различать понятия родина, малая родина, исполнять песню с нужным настроением; находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения.
1
10.
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа. Какие можно придумать дома.
Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
Изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Понимать выразительность пропорций и конструкцию формы, анализировать форму, конструкцию, пропорции дома.
Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.
1
11.
Музыкальные портреты. Разыграй сказку. «Баба-Яга» - русская народная сказка. У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С.Прокофьева; выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку; исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах; : объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг.
1
12.
Дом снаружи и внутри.
Строим город. Строим вещи
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.
1
13.
Музыкальные инструменты. Мамин праздник.«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных инструментов; анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах; определять старинные, современные инструменты.
1
14.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
Наблюдать и анализировать природные формы.
Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
1
15.
Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. «Ничего на свете лучше нету…» Афиша. Программа.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений; определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость; определять понятия опера; выразительно исполнять песни; понимать триединство композитор – исполнитель – слушатель.
1
16.
Урок любования. Умение видеть.
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.
Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).
1
17.
Резервный урок
1
Ученик научится:
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения;
пониманию особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощениясобственного художественно-творческого замысла;
- различать виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- создавать изображения на плоскости графическими средствами (карандаши, фломастеры), красками;
-использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
- передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Виды контрольно-измерительных материалов
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Художественно-творческая работа
Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме «нулевого среза» (1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Контрольные задания и работы проводятся на каждом уроке (текущий контроль) при выполнении творческих работ. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности.
Критерии оценки художественно-творческой работы:
- адекватность выбранного художественного материала;
- оригинальность замысла;
- использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Ученик научится:
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- работать в группе, создавая коллективный макет.
- использовать речь для регуляции своего действия;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные:
Ученик научится:
- пониманию особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощениясобственного художественно-творческого замысла;
- различать виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- создавать изображения на плоскости графическими средствами (карандаши, фломастеры), красками;
-использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
- передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- основам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.2009г
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: /[Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А Горяева и др.];– М.: Просвещение, 2012.
4. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст]: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 2001г.
5. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
2. Информационно-коммуникативные средства
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс]: методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа: http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
3. Наглядные пособия
1. Портреты композиторов.
2. Альбомы с демонстрационным материалом.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.